Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания. Рассказать, как правильно хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания ввоспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.
Ход собрания Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо - хороший мальчик; плохо - плохой мальчик. Мы все время гадаем: хороший – плохой, способный – не способный? Как часто даже в течение одного дня нам приходиться принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок и какие меры принять? Вместе с Вами мы попробуем найти ответы на интересующие нас вопросы в ходе собрания. Вопрос наказания детей как метод воспитания – самый старый у человечества. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? А можно ли в воспитании детей обойтись и без поощрений, и без наказаний. В книгах Никитиных о воспитании дана такая точка зрения: наказывать и хвалить детей не надо. Если провинился – расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми и мы отталкиваем от себя детей, вызывая у них отрицательные эмоции: озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство. А у остальных – «свидетелей» - чувство облегчения («Не я!»), желание жаловаться, ябедничать, доносить. Похвала, награда у награжденного почти неизбежно порождает не просто гордость, а тщеславие, желание блеснуть, чувство превосходства, даже презрения к окружающим. Вопрос: Согласны ли вы с таким мнением? Или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без крика, сердитого назидания по отношению к ребенку? С детства – нельзя, не тронь! Зачастую, из-за постоянной нашей занятости, нам некогда ребенку доказывать спокойно, последовательно свою правоту. Повысил тон, крикнул «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше он или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Наши предки подмечали: если родители кричат на ребенка, то в будущем он не сможет стать успешным и счастливым человеком. Когда дома с ребенком разговаривают только назидательно, кричат – это сразу заметно. Такой ребенок в коллективе грубит, часто вступает в конфликты. Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве. Ваше мнение? Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание. Давайте познакомимся со стихотворением Эдуарда Асадова «Не бейте детей» Не бейте детей, никогда не бейте! Поймите, вы бьете в них сами себя, Неважно, любя их иль не любя, Но делать такого вовек не смейте!
|
|
Вы только взгляните: пред вами - дети, Какое ж, простите, геройство тут? Но сколько ж таких, кто жестоко бьют, Вложив чуть не душу в тот черный труд, Заведомо зная, что не ответят!
Кричи на них, бей! А чего стесняться?! Ведь мы ж многократно сильней детей! Но если по совести разобраться, То порка - бессилье больших людей!
И сколько ж порой на детей срывается Всех взрослых конфликтов, обид и гроз. Ну как же рука только поднимается На ужас в глазах и потоки слез?!
И можно ль распущенно озлобляться, Калеча и душу, и детский взгляд, Чтоб после же искренно удивляться Вдруг вспышкам жестокости у ребят.
Мир жив добротою и уваженьем, А плетка рождает лишь страх и ложь. И то, что не можешь взять убежденьем - Хоть тресни - побоями не возьмешь!
В ребячьей душе все хрустально-тонко, Разрушим - вовеки не соберем. И день, когда мы избили ребенка, Пусть станет позорнейшим нашим днем!
Когда-то подавлены вашей силою, Не знаю, как жить они после будут, Но только запомните, люди милые, Они той жестокости не забудут.
Семья - это крохотная страна. И радости наши произрастают, Когда в подготовленный грунт бросают Лишь самые добрые семена!
|
Уважаемые родители! Откройте памятку № 1 «Если ребенок провинился» и выскажите свое мнение. Каких правил Вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим. С какими Вы не согласны, почему? Какие из предложенных правил наиболее эффективны? А сейчас представляется возможность вспомнить, когда Вам приходилось наказывать ребенка, и дать анализ своим методам. Памятка № 2 «Наказывая ребенка нужно помнить». Прочитайте ее, отметьте, пожалуйста, значком «+» те пункты, которые выполняются Вами, «-» те, которые не выполняются. Какие советы из предложенных в памятке, побудили Вас изменить свое мнение, поведение по отношению к ребенку. Обобщение: Если правила будут выполняться одним членом семьи, а другие будут их игнорировать, то, конечно, результатов не будет. И чтобы в Ваших семьях такого не случалось, мы надеемся, что Вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу и этим поможете всем членам семьи избежать ошибок. Подвести небольшой итог хочу словами Симона Львовича Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить - значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок». А теперь мы поговорим о методах поощрений. Дети, которых редко хвалят – нерешительны, болезненны, подавлены. Слова «Как я рада, что ты у меня такой хороший» хочет и должен слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти и развиваться. Хотя это не исключает ни замечаний, ни разумной строгости. Прочитайте высказывания великих людей, народные пословицы. С какими из них Вы разделяете взгляды? Почему? А с какими не согласны? 1. «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский 2. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В.А. Сухомлинский 3. «Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых маленьких лет начинает чувствовать себя одиноким». Д.И. Писарев 4. «Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи». Л.Н. Толстой 5. «Гнев – оружие бессилия». С. Сегюр 6. «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко 7. «Воспитание – это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде - поступок, действие, пример». А. Маркуша 8. «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать своего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа». Ж.Ж. Руссо 9. Воспитывай лаской, а не таской. 10.Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься. 11.Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Если бы вам предложили составить свод правил для взрослых по применению к детям мер поощрений и наказаний, какие правила вы бы взяли за основу? И в заключении я хочу привести слова Л. Н.Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми, и сам будет любить.