Конец ознакомительного фрагмента. М. Мусоргского. М. Мусоргского




М. Мусоргского

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………...... 7

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………....13

IV.Исполнительский анализ ………………………………………………....18

Литература…………………………………………………………………….21

 

 

I. Историко-стилистический анализ

Cведения об авторах музыки и текста

 

 

Модест Петрович Мусоргский (1839 — 1881) - великий русский композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства. Взгляды Мусоргского сложились под воздействием демократических идей 1860-х гг. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальной несправедливости самодержавно-крепостнического строя.

Родился М. Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анализировать, критиковать произведения, а также читать партитуры в кружке Балакирева.

В 1852 году впервые в биографии Мусоргского была опубликована его пьеса. А первое произведение представлено широкой публике в 1860. После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления оперы в Мариинском театре, она стала знаменитой. Через 22 года пьеса была переписана Римским-Корсаковым, а после снова представлена зрителям, получила вторую жизнь.

Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «белой горячки» был помещен в военный госпиталь, где и скончался в марте 1881 года.

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х годов XIX века. В центре его творчества - народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» - писал композитор. Одновременно М. Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство. Музыкальный язык Мусоргского отличается столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в XX веке. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика - естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. Столь же индивидуален гармонический язык М. Мусоргского. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации и гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, Равеля. Влияние Мусоргского испытали почти все крупные композиторы XX века - Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Яначек, Мессиан.

 

В пасхальную ночь, всю пасхальную неделю и сорок дней после Пасхи на литургии вместо «Достойно есть» звучит задостойник «Ангел вопияше». Одно из самых известных и популярных на клиросе произведений, чье авторство принадлежит М.П. Мусоргскому. Данное произведение заключает характерные черты композитора и прежде всего – это оригинальное претворение народных напевов и традиции знаменного пения.

 

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во,

ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын

воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя

воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся!

Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме,

сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й

ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая,

красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии

Рождества́ Твоего́.

Перевод на современный русский язык:

 

 
Ангел возглашал Благодатной: / "Чистая Дева, радуйся! / И снова скажу: Радуйся! / Твой Сын воскрес в третий день из гроба, / (и мертвых воскресил". / Люди, торжествуйте!) Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой        

 

Радость праздника Светлого Воскресения Христова, предвкушаемая в большей или меньшей мере каждым из нас еще задолго до наступления его, в самый день Святой Пасхи столь сильно овладевает всем сушеством нашим и так живо заставляет чувствовать сердце наше, что мы, по-видимому, совершенно перестали на это время жить другими силами своей души. Присутствуя за пасхальной утреней в празднично убранном храме, видя свяшеннослужащих, одетых в блестящие дорогие одежды, и ликующий народ вокруг себя, мы слышим слова торжественных священных песнопений и в то же время как бы не слушаем их. Чувство, охватывающее нас при этом, столь сильно и приятно, что мы думаем только о том, как бы продлить или чем-либо не нарушить его. Рассудок наш на время отказывается от своих законных прав и уступает место одной чистой, неподдельной радости: уж такова сила живых непосредственных впечатлений, которыми, начиная с раннего детства, дарит нас каждый раз сей нареченный и святый День... И по мере того, как проходят Святые дни Пасхальной седмицы, тихая грусть прокрадывается в сердце верующего; ему жаль своего прошлого, единственного в своем роде, высокого наслаждения. Он невольно начинает воспроизводить недослушанную им в свое время пасхальную службу, припоминает в отдельности ее священные песнопения и старается проникнуть в их внутренний смысл…

Характер произведения светлый, возвышенный, умиротворенный, благодающий.

 

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: