Английский писатель XIX в. Рассел, говоря о судьбе, отмечает: "Кое-какое место следует оставить и для случая". Но более существенной является вера в общую переменчивость судьбы. "Колесо Фортуны вертится быстрее, чем мельничное" (Сервантес). Переменчивость судьбы касается отдельного человека: "Кого судьба одевает, того она и раздевает" (арабская пословица);. Отсюда - важный вывод: если у человека счастливая судьба, он не должен успокаиваться: "В момент благосклонности Фортуны, готовься к ее ударам" (Монтень).
3. Счастливая/несчастливая судьба. Выше уже говорилось о неодинаковости судьбы, которая может быть хорошей и плохой. Обычно люди вспоминают о судьбе, когда они считают ее несчастливой: "Никто не доволен своей судьбой" (французская пословица). Однако "Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию или своим заслугам" (Свифт). Неодинаковое распределение благ судьбой обычно объясняют тем, что судьба "слепа". Но здесь сразу возникает уточнение: "Судьба кажется слепой лишь тем, к кому она неблагосклонна" (Ларошфуко).
4. Справедливая/несправедливая судьба. Судьба связывается с качествами человека. Часто высказывается мнение, что, поскольку судьба слепа, - хорошая судьба достается недостойным. "Я знаю много людей разного рода, которые не соответствуют своей судьбе" (Аполлинер). Но если в этом высказывании утверждается, что судьба может не соответствовать любым по своим качествам людям, то нередко подчеркивается, что хорошая судьба достается недостойным людям либо людям, которые не нуждаются в ее благодеяниях: "Жребий всегда падает на того, кто его не ждет" (Цвейг); "Человечество всегда предоставляет наилучшие шансы дуракам" (Сю). Правда, иногда допускается и торжество справедливости: "Хотя Фортуна и бесстыдна, иногда она краснеет при виде достоинств" (Оксеншерн).
|
Следовательно, все же признается, что судьба может зависеть от качеств человека, от его собственных действий. Среди этих качеств - условия рождения человека, его характер, его ум. В данном случае речь идет не о том, что человек - строитель своей судьбы, но лишь о том, что его качества могут быть объективными предпосылками его судьбы: "Мудрый человек сам творит свою судьбу" (Плавт); "Судьба человека - чаще всего в его характере" (Непот). Постоянно подчеркивается зависимость судьбы от действий самого человека: "Каждый - сын своих дел" (Сервантес). Итак, судьба может быть и справедливой, и несправедливой.
5. Отношение человека к судьбе: исправимость/неисправимость судьбы; смирение/противоборство. Разумеется, основной проблемой судьбы является отношение человека к своей судьбе. Здесь также можно выделить ряд аспектов. Прежде всего возникает вопрос, следует ли человеку вообще задумываться над своей судьбой.
По этому вопросу высказывались противоположные суждения. Во-первых, мысль о своей судьбе для человека мучительна. "На свою судьбу смотреть в упор так же невозможно, как на солнце, хотя она - серая" (Барбюс). С другой стороны, человека упрекают в том, что он излишне размышляет над своей судьбой: "Люди больше размышляют над своей судьбой, чем распоряжаются ею" (Терив). Во всяком случае, человек наиболее счастлив тогда, когда ему можно не думать о своей судьбе: "Только те дни сладостны, когда можно не думать о своей судьбе" (Сиоран).
|
Человек не мог бы нормально жить без оптимизма, без уверенности, что можно преодолеть и неприятные стороны судьбы. Эта вера породила понятие провидения, которое заботится о человеке, устраняя отрицательные эффекты судьбы. Таким образом, для преодоления трудностей судьба дает и средства: "Когда Бог дает черствый хлеб, он дает и крепкие зубы" (немецкая пословица). Та же мысль, но в противоположной форме выражена в персидской пословице: "Кто дал мне зубы, даст мне и хлеб". И вообще: "Когда одна дверь закрывается, то открывается другая" (Сервантес).
Однако человек не должен полностью уповать на провидение, он сам должен действовать разумно: "Всякий пьяный шкипер уповает на провидение, но провидение иногда направляет корабли пьяных шкиперов на скалы" (Шоу); "Если вы сами прыгаете в колодец, провидение не обязано вас вытаскивать оттуда" (персидская пословица), и, вообще, если с человеком случается что-либо неприятное, то ему прежде всего нужно подумать, правильно ли он поступил сам.
Человеческая мудрость указывает на два отношения к судьбе, которые можно определить как резигнацию, покорность судьбе и противостояние, противоборство с судьбой. Особенно много - у разных народов и в разных эпохах - высказываний, отражающих обреченность, невозможность исправить или изменить судьбу. "Что написано на лбу, то не может быть стерто рукой человека" (арабская пословица); "Напрасно человек сопротивляется своей судьбе" (Ренье).
|
Ввиду этой силы и непреоборимости судьбы бесполезно бороться с ней. Самое мудрое - проявлять пассивность, ожидая свою судьбу: "Незачем вставать утром, если тебе не сопутствует удача" (баскская пословица); "Фортуна приходит во время сна" (Тимотей).
Всякое сопротивление судьбе - бессмысленно. Эта мысль в классической форме была высказана еще Сенекой: "Согласного судьба ведет, несогласного тащит насильно". Ту же идею повторил Наполеон: "Мудростью и хорошей политикой является делать то, что повелевает судьба, и идти туда, куда увлекает нас неодолимый ход событий".
Бессмысленно уклоняться от судьбы или пытаться изменить ее: "Если Фортуна не идет вам навстречу, то вы не догоните ее и галопом" (сербская пословица); "Пойдешь быстро, схватишь беду, пойдешь медленно, беда тебя схватит" (русская пословица). Судьбу можно нейтрализовать именно тем, что ей не сопротивляешься: "Протянуть руку навстречу судьбе - лучший способ смягчить ее суровость" (Оксеншерн).
Как же следует относиться к резигнации, к покорности судьбе? Какие хорошие стороны находят в ней, если ее так упорно пропагандируют?
Во-первых, покорность судьбе изображается как дело, достойное человека, ибо она представляет собой исполнение воли высших сил, проявление веры в бога и благочестия человека.
Во-вторых, покорность судьбе, способность переносить ее удары свидетельствует о стойкости характера, которая также является добродетелью. В любом случае следует вести себя ровно, не радуясь счастью, не печалясь при невзгодах. Не следует искушать судьбу: "Если Фортуна тебе улыбнулась, бойся гордости, если она отвернулась от тебя, бойся уныния" (Периандр). Стойкость характера нужна не в меньшей степени и при благоприятной судьбе: "Нужна большая добродетель, чтобы перенести счастливую судьбу, чем несчастную" (Ларошфуко). Хорошей судьбе следовать труднее, чем несчастливой. "Если феи украсили вашу колыбель, будьте осторожны" (Ален). Разумеется, покорность судьбе приятна, если она благоприятна: "Хорошая пища делает сладостной покорность судьбе" (Ромен).
Из многих приведенных выше цитат можно сделать вывод, что покорность судьбе приводит к бездействию. Но это не всегда так. Знание судьбы, упование на нее может, напротив, стимулировать смелое поведение человека. Известная пословица гласит: "Кому суждено быть повешенным, тот не потонет". И если, предположить, человек знает или предполагает это, то он может смело вести себя на море. Поэтому фатализм не обязательно обрекает человека на бездействие, напротив, он может побуждать его к отважным поступкам. Египетский писатель Абдух замечает: "Фатализм, лишенный досадного оттенка произвола, побуждает человека к бесстрашию, отваге, храбрости и доблести".
В противоположность смирению, во все эпохи человеческой истории высказывалась мысль об активном вмешательстве человека в свою судьбу. Отношению к судьбе - принимать ее как она есть или же сопротивляться ей - посвящен и знаменитый монолог Гамлета: "Быть или не быть - таков вопрос; / Что благородней духом - покоряться / Пращам и стрелам яростной судьбы / Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?" (перев. М. Лозинского). В этом случае окажется, что основной вопрос, волнующий Гамлета, заключается не в выборе между жизнью и смертью, но также и в том, следует ли принять судьбу такой, как она есть, или же пытаться изменить ее.
Здесь возникает снова вопрос, которого касались выше: почему смирение перед судьбой должно рассматриваться как "благородство духа"? Видимо, Гамлет усматривал в этом проявление стойкости и мужества человека. Такая точка зрения все шире распространялась в эпоху Возрождения, о чем свидетельствует и изречение английского историка XVII в. Фуллера: "Превратности судьбы - пробный камень для мужественного человека".
6. Способы изменения судьбы. Противоположное резигнации отношение к судьбе - вера в возможность переделать ее, влиять на нее. Эта возможность проявляется в двух формах: 1) судьба человека зависит одновременно и от высших сил и от него самого; Макиавелли говорил, что человеческая судьба наполовину определяется богом и наполовину - самим человеком; 2) судьба зависит от самого человека, только он должен воздействовать на свою судьбу. Это воздействие может иметь двоякий характер:
а) пассивный, который состоит в изменении мнения о судьбе, и, следовательно, в обретении счастья; часто подчеркивается (вспомним знаменитую сказку о рубашке), что счастье заключается не в реальном обладании объектами, а в отношении человека к своей судьбе;
б) активный, который состоит в том, что человек берет судьбу в свои руки, активно воздействуя на нее.
Многие высказывания подчеркивают первый путь воздействия на судьбу. Известны слова Марка Аврелия: "Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени свое мнение о них". "Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает" (Гумбольдт). Как крайний способ преодоления неблагоприятной судьбы предлагают подвергнуть ее презрению и осмеянию и тем самым устранить ее из сферы своего сознания: "Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть с помощью презрения" (Камю); "Когда еще делать каламбуры, как не перед лицом фатальности" (Жироду).
Что касается активного воздействия человека на свою судьбу, то здесь выявляется ряд вариантов.
Во-первых, вмешательство человека в свою судьбу выражается в том, чтобы не упустить благоприятный случай. Инициатива человека здесь состоит не в том, чтобы создавать обстоятельства, а в том, чтобы воспользоваться ими: "Фортуна, так же как и любовь, имеет свой благоприятный час" (Сент-Эвремон); "Если Фортуна стучится в дверь, открывайте, не мешкая" (английская пословица).
Во-вторых, поскольку, как отмечалось выше, судьба может зависеть от характера человека, человек может притягивать благоприятную судьбу своим веселым, добрым нравом: "Счастье приходит в дом, где слышится смех" (японская пословица); "Смею думать, что внутренняя радость обладает некоей тайной силой, позволяющей судьбу сделать более благоприятной для человека" (Декарт).
В-третьих, человек может строить свою судьбу непосредственно своими активными действиями. Важнейшим качеством при этом оказывается смелость: "Смелость - половина счастья" (башкирская пословица); "Счастье всегда на стороне отважных" (русская пословица).
В активном воздействии человека на судьбу различается два оттенка. В первом случае деятельность человека интерпретируется как содействие тому, что предустановлено свыше. Человек должен помогать своей судьбе, разделяя ответственность с богом: "Не судьба нам помогает, а мы сами помогаем ей" (Хосров); "Не только судьба поворачивается к нам спиной, но и мы к ней" (Пети-Сенн"Бог помогает моряку в буре, но рулевой должен стоять за рулем" (немецкая пословица). Во всех этих высказываниях виден макиавеллиевский принцип разделения ответственности за судьбу между богом и человеком.
Человек может исправлять свою судьбу. Еще у древних римлян было в ходу выражение "исправлять искусством судьбу". Например, у Горация: "Искусством готов победить он Фортуну" или у Теренция:" Людская жизнь, что в кости все равно играть. Чего желаешь больше, то не выпадет, что выпало - исправь, да поискуснее". Во французском языке выражение "поправлять фортуну" приобрело значение "плутовать в игре".
В пределах своей судьбы человек может варьировать: "Мы не выбираем формы нашей судьбы, но можем придать ей определенное содержание. Тот, кто ищет приключений, найдет их в меру своей храбрости, тот же, кто ищет жертвенности, будет принесен в жертву в меру его чистоты" (Хаммаршельд); "Человек, что бы об этом ни говорилось, хозяин своей судьбы. Из того, что ему дано, он всегда может сделать кое-что" (Гренье).
Во втором случае участию внешних сил в судьбе человека придается меньшее значение либо оно совсем отрицается, все ставится в зависимость от самого человека. Эта точка зрения отложилась в таких высказываниях: "Каждый человек - творец своей судьбы" (Саллюстий); "Люди - часто хозяева своей судьбы; в том, что мы рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами" (Шекспир). Эта мысль все больше утверждается в XIX-XX вв.: "Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают" (Брайан).
Если судьба во многом зависит от человека, то решающим фактором является выбор решений. В этом выборе и проявляется человеческая мудрость, однако она приходит к человеку лишь с опытом жизни. Поэтому "Нужно было бы родиться стариком и начинать с мудрости, чтобы решать свою судьбу" (Бландиана). Но поскольку это невозможно, судьба человека становится ясной для него самого лишь под конец жизни, когда его будущее превращается в прошлое: "Трагедия смерти заключается в том, что она превращает жизнь в судьбу" (Мальро).