Государственные институты Сасанидского Ирана




ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кафедра Теории и истории государства и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

Тема:

Особенности развития государства и права Ирана в условиях исламской республики

 

Выполнил

Посаженникова Анастасия Владимировна

Проверил Доцент кафедры

Недзелюк Татьяна Геннадьевна

 

 

Новосибирск 2013г.


Оглавление

 

Введение

1. Исторические аспекты возникновения Древнего Ирана

. Государственные институты Сасанидского Ирана

. Религиозные основы древнеиранского права

. Современная Исламская Республика Иран

Заключение

Список используемых источников

 


Введение

 

В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государствоведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период "нового дыхания", базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Отношения России со странами третьего мира являются традиционными, тем не менее, проблем и пробелов по-прежнему немало. Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран.

Целью данной работы является проведение исследования государства и права Древнего Ирана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить исторические аспекты становления иранского государства;

2) проанализировать религиозные основы древнеиранского права;

) изучить основные государственные институты Сасанидского Ирана, рассмотреть характеристику Сасанидского судебника как важнейшего памятника древнеиранского права;

) исследовать и проанализировать ситуацию современной Исламской республики Иран.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

В последние десятилетия на базе идейно-политических принципов и морально-нравственных критериев ислама складываются главные тенденции политического, социально-экономического и культурного развития мусульманского мира, и это все более ощутимо сказывается на современных международных отношениях. Растущая роль ислама как глобального политико-образующего фактора и особое место Исламской Республики Иран ИРИ в процессе исламского возрождения определяют в основном актуальность темы

Специфический опыт создания в Иране теократического государства, его неоднозначное идеологическое и духовное влияние на мусульманский мир, политическое воздействие на ситуацию в соседних с ним странах и регионах, особая роль в международных отношениях в целом уникальное явление современности, заслуживающее того, чтобы оставаться объектом пристального внимания политиков и научного изучения. Актуальность и важность данной темы определяются, в том числе, и такими непреходящими факторами, как географическая близость и соседство Ирана с Россией и многими государствами участниками СНГ, уходящие в историю экономические, культурные и духовные связи.

 

1.
Исторические аспекты возникновения Древнего Ирана

 

История Древнего Ирана берет свое начало задолго до появления Рима. За 2,5 тысячи лет до Рождества Христова Вавилон уже создал свою цивилизацию на этих землях.

Иран (в древности Персия) - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели, одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.

В середине III в. до н.э. на территории Селевкидского царства, которое было расположено к востоку от границ Рима и Византии возникли два крупных государства, Бактрия и Парфия. Бактрия, расположенная на территории пригиндукушских районов Индии и Афганистана, а также включавшая в себя часть земель юга Средней Азии, была основана выходцами из греко-македонской знати, потомками воинов Александра.

Второе крупное государство - Парфия была основана, вмешавшимся в политическую борьбу ближневосточных правителей, предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Стараниями правителей Митридата I и Митридата II территория Парфии во IIв. до н.э. увеличилась за счет Мидии и Месопотамии. И хотя нашествие кочевых племен с востока, временно приостановило экспансию парфян на западе, к рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.

В течение II тыс. до н.э. на территорию Ирана проникают индоевропейские племена Иранской группы, говорившие на индоиранских языках (от названия этих народов арии происходит современное название Ирана (древнеиранское Aryаnаm - «страна ариев»)).

Вскоре после образования иранского государства - Парфии, началась эпоха римско-парфянских войн, тянувшаяся с перерывами около трех столетий. Войны шли с переменным успехом. Временами парфяне наносили сокрушительные поражения римлянам, но, в конечном счете, соперничество с Римом привело к гибели истощенной войнами Парфии.

Ко II в. н.э. в Парфии усилились отдельные наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению государства. Ардшаир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанидское государство. В период владычества сасанидов (III-VII вв.) рабовладельческий строй начал изживать себя в Иране. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной военно-административной знати и общинной верхушки в феодальную знать, от которой общинники, возможно, находились в личной зависимости.

В позднесасанидское время Иранское общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, военная знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиранского общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.

В сасанидском Иране окончательно сложились канон «Авесты» и догмы зороастризма. Социальный протест против государства и церкви принимал характер религиозных ересей; с середины III в. появляется мманихейство, в конце V в. - маздакизм. После разгрома маздакитского движения шах Хосров I Ануширван провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев - налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центрального правительства.

Окрепшее Сасанидское государство завоевало Южную Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феодально-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего сасаниды не смогли противостоять арабскому завоеванию Ирана в VII в. В результате арабских завоеваний Иран был включен в состав Арабского халифата. Процесс феодализации Ирана продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, которые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значительной части местного населения (труд рабов применялся в сельском хозяйстве, на оросительных работах, в ремесле, в государственных рудниках), часть земельного фонда была превращена в государственные земли и в собственность арабской знати на правах мулька; обширные территории Ирана были переданы арабским племенам. В Иране сохранялась податная система сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В Иране начал распространяться ислам, который в Х в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.

В IX-X вв. на территории Ирана образовались наследственные наместничества (эмираты), лишь номинально зависевшие от Арабского халифата: Тахиридов в Хорасане, Саффаридов в Систане, затем и в Хорасане и др.; в 900 г. Хорасан и весь восточный Иран вошли в состав государства Саманидов; в западном Иране и Ираке сложилось государство Буидов.

В Х в.-1-й половине ХI в. в Иране наблюдался экономический и культурный подъём, чему способствовали: складывание в Х в. развитого феодального общества, развитие городов феодального типа, рост транзитной торговли, падение владычества арабов и создание местных государств. Проводились большие оросительные работы, значительным был рост ремесленного производства, главным образом текстильного.

Преобладающее значение в городах Ирана имели местные землевладельцы - феодалы, связанные с крупными купеческими компаниями, державшими караванную и морскую торговлю. В отличие от средневекового Запада, крупное купечество Ирана вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и городской бедноты. Поэтому в городах Иран не сложилось общегородского самоуправления, хотя существовали ремесленные корпорации и квартальное самоуправление.

В XI-XII вв. обострилась классовая борьба в городах между феодалами и купечеством, с одной стороны, и ремесленниками и крестьянами окрестных районов - с другой; она носила форму религиозной борьбы между суннитами (знать и купечество) и шиитами (главным образом городские низы и крестьяне), особенно сектой исмаилитов, а также между приверженцами отдельных суннитских течений, представлявшими разные слои горожан. XII век был заполнен междоусобицами, феодальными мятежами. К концу XII в. почти весь Иран был захвачен хорезмшахом Текешом (1172-1200).

В 1220-1256 гг. Иран был завоёван монголами. Монгольское завоевание сопровождалось уничтожением многих городов, опустошением целых районов, гибелью массы людей. Была введена хищническая система налогов и повинностей, а крестьяне прикреплены к земле. Всё это привело к упадку производительных сил страны, массовому бегству крестьян в горы и леса, к созданию крестьянских повстанческих отрядов.[]

В середине XIII - XIV вв. Иран входил в состав монгольского улуса ильханов Хулагуидов. Ильхан Газан-Хан (1295-1304) принял ислам, сблизился с Иранской чиновной знатью, провёл ряд реформ, способствовавших некоторому хозяйственному подъёму, но экономика Ирана далеко не достигла уровня начала XIII в. Широкое распространение земельного условного пожалования (икта), превратившегося в наследственное владение, упадок городов и товарного производства, ослабление экономических связей между областями приводили к росту феодальной раздробленности.

В 30-х гг. XIV в. государство Хулагуидов распалось, и на его территории образовалось несколько феодальных государств, крупнейшими из которых были государства Джелаиридов (1336-1411 гг.) и Мозафферидов (40-50-е гг. XIV в. - 1393 г.).

В XIV в. в Иране получил широкое распространение вид феода - союргаль, а также институт тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Господство монгольских завоевателей вызывало многочисленные восстания, проходившие под идеологической оболочкой мусульманского сектантства. Наиболее значительные антифеодальные и антимонгольские восстания - Сербедаров восстание в Хорасане в 30-80-е гг. XIV в. и Сеидов движение в Мазендеране и Гиляне в 1350 г., в ходе которых были созданы государства сербедаров и сеидов.

Между 1380-1393 гг. Иран был завоёван войсками Тимура (Тамерлан). Государство сербедаров было ликвидировано, народные движения в Мазендеране и Гиляне подавлены. После смерти Тимура восточный Иран входил в состав владений Тимуридов; в западном Иране сложилось государство Кара-Коюнлу.

В 1-й половине XV в. по Ирану прокатилась волна народных восстаний, возглавлявшихся «крайними» шиитскими сектами: восстания в Себзеваре - 1405 г., Мазендеране 1406 г. и др. Между 1453-1457 гг. весь западный Иран (до пустыни Деште-Кевир) был завоёван государством Кара-Коюнлу, а затем, в 1468 г. - войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу. Восточный Иран остался под властью Тимуридов.

В XVв. в Иране наблюдался рост крупного землевладения и феодальной раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов Сефевидов (в Ардебиле); главной их опорой стали тюркские кочевые племена, преимущественно из Малой Азии (кызылбаши). Воспользовавшись общим недовольством народных масс и междоусобицами в государстве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом Сефевидом восстали (1499 г.) и, разгромив государство Ак-Коюнлу, завладели всем Ираном (между 1501 и 1510 гг.), положив, таким образом, основание Сефевидскому государству. В 1502 государственной религией был объявлен шиизм. С 1514 Сефевиды вели длительные войны с Османской Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном, Закавказьем.

 

Государственные институты Сасанидского Ирана

 

Приход к власти Сасанидов первоначально означал не более как смену одной правящей иранской династии другой. И Парфия и Парс относились к Ирану, и никаких существенных этнических отличий между ними не было. В течение довольно долгого времени не происходило и никаких серьезных изменений в структуре государства; по-прежнему сохраняли свое значение знатнейшие иранские роды (Суренов, Каренов, Михранидов и т.д.), которые известны в парфянское время.

В Сасанидском государстве официально существовало различие между Ираном (Эраншахр) и не-Ираном (Ан-Иран). Первоначально это подразумевало этнорелигиозное различие между иранцами (персами, парфянами, мидийцами и т.д.), исповедовавшими зороастризм, и неиранскими народами и племенами, придерживавшимися иных культов. Однако затем (неясно когда) такое разграничение было нарушено, и к "Ирану" стали относить все страны и области, входившие в состав державы Сасанидов, включая и ее центр Месопотамию, где персы не составляли большинства населения.

Неверно было бы приписывать Сасанидам "персидский" патриотизм, противостоящий прочим иранским областям. В ту пору различия между отдельными иранскими языками (мидийским, персидским, парфянским и т.д.), конечно, существовали, но они не были слишком велики, и сами эти языки, возможно, следует рассматривать как наречия (диалекты).

На протяжении эпохи Сасанидов шел процесс языковой консолидации иранских этносов, проявившийся в распространении персидского наречия (парсик), которое, став государственным языком, получило название дари (т.е. придворный язык) и вытеснило значительную часть местных говоров, а также греческий и арамейский, использовавшиеся прежде в администрации и сфере культуры.

Тем не менее держава Сасанидов оставалась полиэтническим государством. Иноэтнические массивы кроме арамейского (в Месопотамии) существовали на северо-западе (Закавказье) и на западе, где обитали арабские племена. В древнем Эламе (совр. Хузистан) население говорило и в сасанидское время, и позже, по крайней мере до XI в., на особом языке, который именовался хузистанским (ал-хузийе, хужик). Наконец, в разных районах Сасанидского государства, особенно в Месопотамии, а также в Исфагане и некоторых других городах, существовало еврейское население, пользовавшееся определенной административной автономией.

Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зон позднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно на западе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - и зоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепенно нарушается.

Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее наглядна. Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а распад Парфии привел к ослаблению экономических связей и торговли. После объединения Ирана под властью новой династии в областях, которые в середине III в. становятся доменом царя царей, старые города заново «основываются», получая имена шаханшахов и, вероятно, теряя самоуправление. Создатель монархии Арташир I «основал» лишь три города на западе Ирана, тогда как его сын Шапур I, расширив границы дастакерта, «основал» уже 16 городов как на западе, так и на востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы - государственные чиновники, осуществлявшие в городах и округе как гражданскую, так и военную власть. Сельская округа, приписанная к этим городам, перешла в ведение центральной администрации.

Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской и парфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляли контроль над значительными территориями, в сасанидскую эпоху возникают города - ставки центрального управления. Вместо «союза» царя и городов теперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие «вольные» города. В III-IV вв. институт шахрабов становится важнейшим в системе сасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесно связано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение, видимо, уже в конце IV в.

К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число «союзных» полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто крупными имениями, охватывавшими ряд сельских общин, но хозяева имений действовали в них как маленькие государи. Уже в системе парфянского государства они были столь независимы, что от политической ориентации того или иного царька иногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных правителей к сепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации. В сущности, и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской, первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такой тенденции, бывшей чертою процесса феодализации общества.

В государстве Сасанидов большую роль продолжало играть рабовладение, о значительном развитии которого свидетельствуют различные источники. Особый интерес представляют сведения сасанидского судебника "Матикан-и хазар датастан" ("Книга тысячи судебных решений"), составленного в VI в., но включающего ряд статей более раннего происхождения. О существовании рукописи пехлевийского Судебника европейские ученые впервые узнали из заметок Дармстетера и Веста. Текст дошел до нас в единственном списке, довольно позднем - он переписан в Иране в XVII в. Весь материал Судебника - кроме преамбулы автора, или точнее, компилятора - изложен в форме "статей", содержащих правовые казусы и их решения. "Статьи" сгруппированы в тексте по главам, названия которых отражают основное содержание, включенных в главу казусов или статей (Например, "Глава о расторжении брака", "Глава о погашении долгов сотоварищами-сонаследниками и корреально-ответственными лицами"), реже - тот или иной формальный признак, легший в основу объединения статей в данную главу (Ср. следующие названия: "Глава о некоторых судебных решениях авторитетов (= комментаторов насков Авесты - А.П.), записанных в точности теми, кто (эти решения) от них услышал", "Глава, в которой одно высказывание, следует за другим' (сюда включены статьи, начинающиеся словами "и вместе с тем сказано", "наряду с предыдущим сказано").

Кодифицированного права в сасанидском Иране не было и "Книга тысячи судебных решений" не является кодексом, как она также и не юридический трактат. Это единственный дошедший до нас от сасанидского периода ираноязычный памятник распространенного в свое время жанра сборников юридических казусов. Подобные сборники составлялись в качестве руководства для судебной практики, и этим их назначением определялся не только выбор вопросов, которые должны были найти в них свое освещение, но и источники, к которым обращались их составители: в основу сборников-руководств для судей должны были быть положены источники, престиж которых в судопроизводстве был велик. Юридические казусы и решения, собранные в судебнике, охватывают, главным образом, область частного права. В доведшей до нас части списка факты, имеющие отношение к административному праву, встречаются спорадически и это, как правило, те детали административного права, которые тесно соприкасаются с судопроизводством, как уже упоминавшиеся выше прерогативы должностных лиц. Это вполне естественно для юридического сборника, составленного в качестве практического руководства для судей, и следует полагать, что и в утерянный частях первоначального текста картина была такой же. Основная масса содержащихся в Судебнике фактов скрывает перед исследователями почти неизвестную нам из иных источников сферу имущественных и обязательственных отношений, общественных форм и учреждений, деликатного права, а также организацию судопроизводства, детали, касающиеся судебной процедуры и оформления юридических документов. Исключительное богатство поставляемой Судебником информации по всем этим вопросам дает возможность восстановить в ее существенных чертах всю систему иранского права.

Судебный процесс проходил в судах (датастан). Процесс начинался с поступления в суд искового требования. После этого в суд вызывали тяжбущиеся стороны для дачи показаний, затем вызывали свидетелей и после дачи ими показаний судья на основе действующих законов и правовых норм выносил решение. Никаких сословных привилегий в судебном процесс не существовало. И Денкарте говориться о равенстве всех граждан перед судом и упоминается процесс между гражданином и судьей.

В судебном процессе могли участвовать и рабы, хотя они не считались полноправными гражданами. Следовательно, и рабы обладали определенными правами и находились под защитой судебных органов. Весь судебный процессе протоколировался. После его завершения все документы скреплялись печатью судьи и сдавались архивариусу (диванбан).

Сасанидское право различало три основных вида преступлений - против царя, против религии и против поданных. Самыми тяжкими считались два первых преступления, за них карали смертной казнью. За преступления против личности применяли различные наказания денежные штрафы (таван), нанесение ударов ветками или плетью, отработка, возмещение убытков, заключение в тюрьму и другие. Например, самыми легкими наказаниями были - нанесение трех ударов палкой или плегыо; штраф в одну овцу; один день отработки в поле. Смертную казнь применяли к особо тяжким преступлениям, в том числе, к лицам совершившим убийство.

Существовали тюрьмы (зинданы), где держали преступников. Для членов царской семьи, совершивших преступления, существовала отдельная тюрьма в Хузистапс, под названием "калаи фаромуши" (башня молчания). Провинившихся царевичей чаще всего ослепляли и держали в тюрьме пожизненно. Лиц, совершивших кражу, наказывали штрафом, заключением в тюрьму и обязательно ставили клеймо. Если после первого наказания он вновь совершал кражу, ему ставили новое клеймо. Если он совершал кражу в чет вертый раз, ему ставили четвертое клеймо и осуждали на пожизненное заключение. Начальника тюрьмы называли "зинданбан".

В судопроизводстве сасанидов наряду с вышеперечисленными судебными действиями применялся древний обычай - ордалия и клятва. Этот вид судебного действия (вар) применялся в тех случаях, когда обычшлй суд не мог определить виновность или невиновность лица, подозреваемого в каком-либо преступлении. Ордальный суд назывался "датастан пат вар" и считался экстраординарной формой судопроизводства. Он применялся по решению обычного суда и с согласия ответчика. Процесс возглавлял жрец-судья, которого называли "вар сардар". Ответчик в процессе ордального суда сначала давал клятву, затем показания, после чего проходил испытания. Применялись разные виды испытаний - огнем, расплавленным металлом, кипятком или холодной водой, раскаленным маслом или железом, водой, содержащей серу и т.п. Ордальный суд назначался только один раз. Его решение мог отменить только верховный судья - магупатан Maiynar.

Таким образом, судебно-правовая система сасанидов была достаточно высоко развита. Она основывалась на письменно зафиксированных правовых нормах и законах. Судебные органы являлись важным звеном государст венного аппарата управления и их нормальное, налаженное функционирование способствовало успешному развитию общества и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: