Современная Исламская Республика Иран




древнеиранское право сасанидский судебник

Иран представляет сегодня пример возрождения ислама в одном из районов мира, который издавна был местом встреч взаимовлияний нескольких культур и цивилизаций. Иранскую «исламскую революцию» 1979г. приравнивают в ее воздействии на мир к Великой французской революции. Через два десятилетия после ее свершения можно с уверенностью констатировать тот факт, что эта революция действительно дала мощный стимул оживлению исламского фундаментализма, который, не являясь революционным, тем не менее заявил о себе как об одном из мощных идейных и социальных факторов современного политического и конституционного развития.

Исламская революция произошла в условиях кризиса, созданного другой, индустриальной революцией, осуществляемой по инициативе монархического правительства, которому удалось провести индустриализацию в основном за счет государственных капиталовложений и начать аграрную реформу, нацеленную на ограничение феодального землевладения и землевладения религиозных мусульманских общин. Аграрная реформа оказалась неудачной, и страна была вынуждена импортировать продовольствие. Индустриализация не поспевала за приростом городского населения и армии безработных. И все это происходило на фоне роста коррупции и роскошествования правящей верхушки. Мусульманское духовенство стало выразителем массового недовольства и организатором антиправительственных выступлений. В феврале 1979 г. в страну возвратился из политической ссылки аятолла Хомейни, который возглавил борьбу за свержение шахского правительства и создание национального исламского государства. Шах был свергнут и эмигрировал, а страна объявлена исламской республикой. В подготовке Конституции помимо иранцев приняли участие представители зарубежных исламских организаций. В Конституции делался акцент не столько на политико-территориальной характеристике иранского государства, сколько на его идеологической направленности.

Существенным новшеством стало положение о том, что страной руководит авторитетный мусульманский богослов-законник (принип велаят-е-факих), который, как наместник Аллаха на земле, выполняет миссию наставления исламской общины. Должность руководителя государства, во многих отношениях стоящая над всеми другими государственными постами и институтами, была представлена аятолле Хомейни (аятолла - букв, "уста Аллаха"). Эта весьма политизированная версия исламской власти была создана в ситуации, когда, по мнению исламских богословов и законоведов, ислам как "религия моджахедов, следующих правде и справедливости", и как "учение борцов за свободу и независимость" пребывал в опасности. Исламская власть не является ни абсолютистской, ни демократической, она скорее конституционная (общеустроительная), только исполняемая в духе Корана и согласно предписаниям и законам шариата. В этом последнем смысле ее следует считать современной версией теократического государства. Первым исполнителем и главным носителем исполнительной власти был пророк Мухаммед. После него велаятом (богословом-законником) мог быть только мудрый правитель, который должен обладать двумя достоинствами: знанием мусульманских законов и справедливостью. По разъяснению Хомейни, обладание велаятом не является привилегией, это "почетная обязанность осуществлять власть и управление государством и исполнять законы святого шариата".

Иранская конституция 1979 г. предусматривает функционирование особого надзорного органа, именуемого Советом стражей. Этот орган избирается сроком на шесть лет для рассмотрения законов меджлиса (парламента) "на предмет их соответствия исламским и конституционным принципам" (ст. 94). Состав Совета стражей включает шесть священнослужителей, "известных своим знанием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями времени", и шесть мусульманских юристов, представляющих различные отрасли права. Из других разделов конституции обращает на себя внимание раздел, относящийся к регулированию экономической и социальной жизни. Конституция обещает всем гражданам социальное обеспечение, пенсии, выплаты в связи с безработицей, выплаты по болезни, медицинское обслуживание и свободное начальное и среднее образование. Она обещает также устранить бедность, безработицу, социальную дискриминацию, монополии и обеспечить беспроцентные займы, планирование экономики в интересах индивида, его возможность участвовать в повышении благосостояния страны вместе с правительством и др. В этом отношении экономическим делам и заботам в конституции уделено больше внимания, чем в какой-либо другой, в особенности западной, конституции.

На сегодняшний день, по мнению З.Бжезинского, Иран "обеспечивает стабилизирующую поддержку новому политическому разнообразию Средней Азии. Он доминирует над восточным побережьем Персидского залива, а его независимость, несмотря на сегодняшнюю враждебность к Соединенным Штатам, играет роль барьера для любой перспективной российской угрозы американским интересам в этом регионе". Он относит Иран к средним по своим масштабам державам с сильными региональными устремлениями и чувством своей исторической значимости.

С этим перекликается мнение бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

Она полагает, что Иран после свержения шаха не только оплот исламской революции, но и крупное государство, способное стать очень сильным, как только оно перестанет разбрасываться.

Авторитет Ирана в мире возрастает с каждым годом. Прежде всего, это связано с его ролью в мировой добыче углеводородного сырья, ставшего важнейшим стратегическим ресурсом в прошлом веке, значимость которого только возросла в нынешнем.

Иран занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и России по добыче нефти и наряду с Королевством Саудовской Аравии является лидером в этой отрасли экономики в зоне Персидского залива.

Иран является членом весьма влиятельной Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. В целом доля Ирана в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7%.

Вместе с тем, Иран является вторым в мире после России обладателем крупнейших запасов природного газа, объем которых по данным Министерства нефти Ирана оценивается в 26 трлн. куб. м, что составляет 18% от общемировых (146 трлн. куб. м) запасов природного газа.

Многие западные эксперты полагают, что располагая такими ресурсами ИРИ способна осуществлять собственную ядерную программу.

«Факты, полученные из … разных источников, являются неопровержимым свидетельством того, что Иран реально стоит на пороге превращения в ядерную державу», - считает М.Тэтчер.

Иранское руководство серьезно озабочено дестабилизацией в регионе соседних Ирану Ираке и Афганистане, где находятся тысячи американских военных. Со свержением американцами режима Саддама Хусейна в Ираке начался сложный процесс кардинального передела всей геополитической структуры на Ближнем Востоке. Иран опасается, что он окружен по-американски настроенными странами, либо государствами, где расположены базы США и ему больше не на кого рассчитывать в критической ситуации. На сегодняшний день военной мощи ИРИ недостаточно, чтобы адекватно противостоять его потенциальным противникам. Поэтому стремление Тегерана к обладанию ЯО скорее отражает его озабоченность обретением своеобразного фактора сдерживания потенциального агрессора и укрепления собственного авторитета в регионе.

Говоря о месте современного Ирана в мировом сообществе, нельзя сбрасывать со счетов и исламский фактор. Иран самая сложная в этническом отношении страна в регионе. Как известно, в Иране господствует ислам, более 98% населения - мусульмане, из них 90% - шииты. Кроме того, в Иране существуют три религиозных меньшинства, которые признаются исламом (зороастрийцы, иудеи и христиане) и пользуются такими же правами и привилегиями.

Как считают ряд специалистов, на сегодняшний день геополитика, основанная на религиозной, исторической и культурно-языковой общности ирано-таджикской группы народов, не проявляет особой активности. Паниранскую геополитику с этническим оттенком замещает ныне геополитика "исламской революции" - настоящая геополитика под знаменем ислама. После антимонархической революции 1979 г. Иран зарекомендовал себя как источник экспорта радикального ислама в его шиитской версии. С годами мессианские намерения Ирана несколько остыли, хотя в действительности, проводимая геополитическая экспансия стала просто более тонкой. Большие надежды связывают иранские власти с использованием "геополитической ренты" от выгодного географического положения.

Следует отметить, что в современных международных отношениях с каждым годом возрастает влияние исламского фактора, который становится одним из ключевых аспектов мировой политики. Исламу принадлежит исключительное место в становлении системы региональных международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

Как известно, Ближний и Средний Восток - это историческая колыбель ислама и традиционный ореол формирования мусульманской культуры. Здесь находятся главные святыни последователей основных направлений ислама. Сегодня этот регион продолжает оставаться эпицентром исламского влияния на все другие страны мира, где исповедуется ислам.

 


Заключение

 

В последние годы в Исламской Республике Иран после прихода к власти президента М. Хатами и проведения им "новой политики", особенно во внешнеполитическом плане, в самом Иране, да и на Западе, заговорили о том, что Иран порвал с прежним, агрессивным курсом, то есть экспортом исламской революции. В целом это соответствует действительности. Но в некоторых арабских странах действия проиранских исламских фундаменталистов показывают, что официальный Тегеран все еще продолжает прежний свой агрессивный курс в таких странах, как Судан, Алжир, Турция и в других соседних государствах. Правда, такой агрессивный курс теперь проводится под другим лозунгом - экспорта исламской культурной революции. Сегодня этот курс можно наблюдать на примере Судана.

Иран сегодня удовлетворяет потребности Судана в нефти и нефтепродуктах, а также в боевой технике. Иран хочет использовать город Порт-Судан на Красном море для того, чтобы усилить своё военное присутствие в регионе, где перекрещиваются интересы двух противников Исламской Республики Иран: Израиля и Саудовской Аравии. В рамках своей стратегии Иран в лице Судана нуждается в сильном региональном союзнике особенно после того, как стали слабеть позиции Ирана в Ливане, где на первые роли решительно вышла Сирия.

После 1979 г. исламский Иран предпринял так называемый мирный экспорт иранской исламской революции в страны Персидского залива, особенно в Саудовскую Аравию, Кувейт и Бахрейн.

Особенно сложные отношения сложились с Бахрейном, где Иран стал поддерживать мусульман-шиитов, которые, кстати, составляют большинство населения этого острова, и претендуют на то, чтобы взять всю власть в свои руки. Серьезно обострились отношения Ирана с Саудовской Аравией. Исламский Иран стал претендовать на ведущую роль в исламском мире, обвиняя Эр-Рияд в слишком тесных отношениях с США и в приверженности к "американскому исламу". Иран стал претендовать на руководящую роль в Персидском заливе, считая, что политика Саудовской Аравии в нефтяном вопросе является уступкой американскому империализму и не отвечает интересам ни исламских нефтедобывающих государств, ни стран так называемого "третьего мира". В итоге Саудовская Аравия пошла в апреле 1988 г. на разрыв дипломатических отношений с ИРИ. Еще более обострились разногласия Ирана с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за спора о принадлежности трех островов, имеющих стратегическое значение в Заливе: Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Их еще в 1971 г. захватил шахский Иран. После Революции 1979 г. ОАЭ попытались апеллировать к исламскому Ирану с тем, чтобы он возвратил эти острова. Однако ИРИ решительно воспротивилась этому. Возник конфликт, который не удалось решить до сих пор.

После прихода в ИРИ к власти М. Хатами при осуществлении "новой свежей дипломатии" были урегулированы проблемы с Саудовской Аравией, а также с Бахрейном. К сожалению, урегулировать отношения ИРИ с ОАЭ так и не удалось. Можно полагать, что в ближайшие 10 лет отношения ИРИ со странами Залива будут развиваться, как сказал король Фахд, "от хорошего к лучшему", за исключением отношений ИРИ с ОАЭ. В середине марта 1999 г. в Исламабаде состоялась конференция исламских стран в связи с военными действиями Югославии в Косово. Конференция, в работе которой принял активное участие и представитель ИРИ, приняла резолюцию, призывающую считать войну в Югославии джихадом или священной войной. Это серьезно обеспокоило ряд стран Европы, а также США. Другими словами, Запад и США в этой ситуации были и очень обеспокоены тем, что Иран может ввязаться в косовский конфликт. Но Иран не встал на пути военного решения конфликта, предложенного НАТО, что было прямо связано с новой политикой ИРИ, которую проводил М. Хатами, предложив покончить с международным терроризмом и военным насилием, решая проблемы мирными средствами.

Таким образом, с геополитической, геостратегической и геоэкономической точки зрения Иран действительно оправдывает свой статус одного из стратегически важных государств нашей планеты.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: