специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные организации).




Центральные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место. Это «банки банков», являющиеся, как правило, государственными учре­ждениями.

Коммерческие банки представляют собой частные и государст­венные банки, осуществляющие универсальные операции по креди­тованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в ви­де вкладов.

Специализированные кредитно-финансовые институты вклю­чают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.

Функции центрального банка. Центральные банки выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить:

· эмиссию банкнот;

· хранение государственных золотовалютных резервов;

· хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

· денежно-кредитное регулирование экономики;

· кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

· проведение расчетов и переводных операций;

· контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Центральный банк чаще всего является государственным, хотя в

некоторых странах это коммерческий, акционерный банк, где глав­ным акционером выступает государство (например, Швейцарский банк). Основные задачи центрального банка состоят в реализации политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности де­нежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерче­ских банков, хранении залотовалютных резервов.

Регулирование объема и структуры денежной массы в обращении осуществляется центральным банком путем изменения объема пре­доставляемых банкам кредитных ресурсов, покупки и продажи цен­ных бумаг и иностранной валюты.

Центральный банк организует расчеты между коммерческими банками через корреспондентские счета, которые открываются этими банками в расчетно-кассовом центре центрального банка..

Центральному банку принадлежит исключительное право выпус­ка в обращение и изъятия из обращения денежных знаков.

Регулирование и контроль за деятельностью коммерческих бан­ков центральный банк осуществляет на всех этапах их функциониро­вания, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность.

В целях обеспечения устойчивой работы коммерческих банков и защиты интересов кредиторов центральный банк устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банка­ми в центральном банке, а также предельно допустимые размеры рис­ка на одного заемщика. Коммерческие банки обязаны представлять финансовые отчеты и финансовые документы центральному банку.

Центральный банк осуществляет обширный круг операций:

  • предоставляет кредит правительству (Министерству финансов > на принципах срочности, платности и возвратности в пределах теч лимитов, которые устанавливают законодательные органы; выдает кредиты другим банкам на срок по соглашению, покупа­ет и продает векселя, а также ценные бумаги, выпускаемые прави­тельством, предоставляет кредиты на срок, под залог векселей, цен­ных бумаг;

· покупает и продает иностранную валюту и платежные докумен­ты в иностранной валюте, которые выставляют национальные и иностранные банки;

· участвует в отечественных и иностранных кредитных организа­циях;

· устанавливает официальный курс национальной денежной еди­ницы к валюте иностранных государств;

в осуществляет расчетное и кассовое обслуживание государства, коммерческих банков и (в порядке исключения) отдельных организа­ций.

Все эти операции соответствуют деятельности центрального банка как эмиссионного, кредитного и расчетного центра.

Функции коммерческих банков. Функции коммерческих банков состоят прежде всего в следующем:

в аккумулировании бессрочных депозитов (ведение текущих сче­тов) и оплате чеков, выписанных на эти банки;

предоставлении кредитов предпринимателям.

Кредитные учреждения также осуществляют расчеты и органи­зуют оборот в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

В задачу коммерческих банков входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и страховых услуг, обеспечивающих компаниям и фирмам финансирование производственного или торго­вого цикла, достижение их текущих и стратегических задач, гаран­тию долгосрочного функционирования. Индивидуальным клиентам коммерческие банки обеспечивают повседневное эффективное и на­дежное кредитно-финансовое обслуживание, способствующее дости­жению долгосрочных индивидуальных целей. Взаимодействие коммерческих банков с центральным банком дает возможность осуществ­ления планомерного контроля за состоянием финансовой системы страны.

Важной функцией коммерческих банков является выдача средств на финансирование инвестиций по поручению владельцев и распоря­дителей этих средств.

Банки также могут выпускать платежные документы, ценные бу­маги, чеки, векселя, акции, облигации, аккредитивы" покупать, про давать и хранить платежные документы и ценные бумаги, выдавать поручительства, гарантии за третьих лиц, приобретать права требова­ния на поставку товаров и оказание услуг, принимать риски при ис­полнении таких требований.

Коммерческие банки осуществлют валютные операции, покупают внутри страны и за рубежом драгоценные металлы, камни и изделия из них. Они выполняют различные комиссионные операции, в том числе привлекают и размещают средства, осуществляют управление ценными бумагами по поручению своих клиентов и оказывают кон­сультационные услуги по вопросам ведения операций в банке, орга­низации кредитования и другим интересующим клиентов банка про­блемам.

Банки осуществляют межбанковские операции. На договорных началах они могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме депозитов, получать кредиты и совершать другие взаимные операции. При недостатке ресурсов для кредитования ком­мерческие банки обращаются за получением кредитов в центральный банк.

Коммерческие банки полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, но они не обладают правом денежно-кредитной эмиссии и выдают кредиты лишь в пределах реально привлеченных ресурсов.

Функции специализированных кредитных финансовых учреж­дений. Часть кредитной системы, представленная специализирован­ными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными института­ми, носит название парабаиковской системы. Финансовые организации этой системы отличает ориентация на обслуживание определенных клиентов либо на осуществление одиого-двух видов услуг, чаще все­го — специфического характера. Их деятельность концентрируется па обслуживании небольшого сегмента финансового рынка.

Само название «парабанковская система» используется редко. Эта часть кредитной системы более известна под названием «специализированные кредитно-финансовые институты», что подчеркивает особую форму деятельности данных учреждений.

Для специализированных кредитно-финансовых институтов ха­рактерна двойная подчиненность. С одной стороны, являясь связан­ными с осуществлением крсдитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями центрального бан­ка. С другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, кредитно-финан­совые институты попадают под регулирующее воздействие соответст вующих ведомств. Тем самым они могут находиться в двойном или даже тройном ведомственном подчинении. Нередко случается так, что нормативные, обязательные для исполнения требования одного ведомства противоречат указаниям другого ведомства, что позволяет (или вынуждает) кредитным институтам лавировать между законо­дательными актами, используя более благоприятные указания.

Особой разновидностью специализированных кредитно-финан­совых институтов являются почтово-сберегателъные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему. Через почтовые от­деления аккумулируются вклады населения, осуществляются прием и выдача средств. В последнее время в большинстве стран все боль­шее распространение получают кредитно-расчетные операции почто- во-сберегательных учреждений, характерные для банков, стираются грани между положениями банковского законодательства и осталь­ных областей финансового законодательства относительно предмета деятельности и видов услуг, предоставляемых различными кредит­ными учреждениями.

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть выпускают и размещают на фондовом рынке ценные бумаги, получая на этой операции доход. Они не имеют права принимать депозиты и, как правило, привлекают капиталы путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих бан­ков. Собственный капитал они используют для долгосрочного креди­тования различных отраслей хозяйства.

Сберегательные учреждения привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функцио­нировать как капитал.

Страховые компании привлекают средства посредством продажи страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные цен­ные бумаги. Страховые компании также предоставляют долгосроч­ные кредиты предприятиям и государству.

Пенсионные фонды представляют собой кредитные учреждения, занимающиеся главным образом формированием пенсионного фонда и выдачей пенсий. Полученные денежные средства вкладываются, как правило, в ценные бумаги промышленных компаний.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.

Участие в кредитной системе различных кредитно-финансовых институтов и рост заинтересованности в ее обслуживании расширили финансовые возможности индивидуальных клиентов и мелких фирм. Владелец даже мелкой фирмы получает большой выбор источников кредитования.

4. Денежно-кредитная политика и ее основные инструменты

Понятие и направления денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика – совокупность средств и инструментов, с помощью которых гос-во осуществляет предложение и регулирование денежной массы.

Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограниче­ние (кредитная рестрикция). В условия падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения процентной нормы. Напротив экономический подъем часто сопровождается «биржевой го­рячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в эко­номике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» рынка при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т. п.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через централь­ный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они яв­ляются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, то есть их способность своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Это достигается прежде всего за счет учетной (дисконтной) полити­ки, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Управление государственным долгом является направлением го­сударственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когдл резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссуд ных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную ак­тивность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первыми двумя. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, вели­чину денежной массы, уровень рыночной процентной нормы. Регули­рование государственного долга воздействует на распределение ссуд­ных капиталов между частным и государственным секторами, уро­вень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение госу­дарственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, во внебанковской системе - к ее сок­ращению.

Инструменты денежно-кредитной политики. Методы денеж­но-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования от­дельных отраслей, крупных фирм и т. д.).

К общим методам и инструментам относятся:

· учетная (дисконтная) политика;

· операции на открытом рынке;

· установление норм обязательных резервов.

Инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учет- пая ставка повышается, объем заимствовании у центрального банка сокращается.

Следовательно, уменьшается объем операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Это приводит к уменьшению предложения денег в экономике. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции па открытом рынке представляют собой способ кон- фоля за денежной массой. Он широко используется в странах с раз- нитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент предпо- шает куплю-продажу центральным банком ценных бумаг. Чаще все- го объектом таких сделок являются краткосрочные государственные бумаги.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческо­го банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соот­ветственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае централь­ный банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выку­пить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен цепных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкла­дов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавли­ваются в процентах от объемов депозитов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эта роль закреплена за специализированными финансовы­ми институтами, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и ре­гулирующих функций центрального банка, а также для межбанков­ских расчетов.

Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована ком­мерческими банками для активных операций. Увеличение нормы ре­зервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных ре­зервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику де­нежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку эта процедура громоздка, а сила воздей ствия данного инструмента через мультиприкатор значительна.

К селективным методам и инструментам денежно-кредитной по литики относятся:

· контроль по отдельным видам кредитов;

· регулирование риска и ликвидности банковских операций

Прямой контроль часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, потребительским ссудам на покупку това­ров в рассрочку, ипотечному кредиту. Регулирование потребитель­ского кредита обычно вводится в периоды напряженности на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

В многочисленных правительственных документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих опе­рационную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций.

Современные проблемы кредитно-денежного обращения. В за­висимости от состояния экономики страны государство проводит политику "дорогих" или "дешевых" денег. В период инфляции центральный банк осуществляет политику "дорогих" денег (или уменьшение темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.

Политика "дешевых" денег (экспансионистская денежно-кредит­ная политика) проводится в периоды спада производства, когда необходимо стимулировать деловую активность. Она заключается в увеличении предложения денег: центральный банк покупает госу­дарственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения, снижает резервную норму, понижает учетную ставку.

Центральные банки стран с переходной экономикой в периож становления рыночной экономики проводят политику "дорогих" де­нег. В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен, стабилизацию курса национальной валюты по отношению к доллару, активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики стран. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:

· установление предельных размеров кредитной эмиссии цен­трального банка;

· переход к единому курсу национальной валюты;

· постепенный переход центрального банка от централизован­ного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;

· сокращение кредитов центрального банка правительству под дефицит бюджета (не более 1 — 2% от ВВП);

· переход к финансированию дефицита государственного бюдже­та путем выпуска облигаций;

· прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффек­тивных и убыточных предприятий за счет средств государственного бюджета и централизованных льготных кредитов;

· периодическое установление процентных ставок рефинанси­рования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;

· льготное налогообложение банков, у которых долгосрочные кредиты составляют значительный удельный вес.

Эти и другие меры позволят снизить уровень инфляции, стабилизировать экономику в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: