Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка принимающей организации.




Методические указания

Б2.П2 Преддипломная практика

Направление 20.03.01 Техносферная безопасность

Профиль " Техносферная безопасность "

Программа подготовки: академический бакалавриат

Форма обучения

Очная, заочная

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Год набора___ 2014 _____

 

 

Ханты-Мансийск

 

 

 


Разработчик (и)

 

 

Доцент, к.ф.-м.н. ________________________________________ А.В. Орлов

 

 

Заведующий обеспечивающей кафедрой физики и общетехнических дисциплин

 

 

Доцент, к.ф.-м.н. ________________________________________ В.И. Зеленский

 

 

Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки

___ 20.03.01 Техносферная безопасность __

 

 

_ доцент, к.ф.-м.н. ____ _________________ __ В.И. Зеленский ___

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

 


Введение

Основная цель научно-практической деятельности в области техносферной безопасности - создание комфортного жизненного пространства для человека, не оказывающего негативного влияния на природу. Эта цель приоритетно может быть реализована за счет формирования и соблюдения нормативных требований к источникам опасностей, действующим в техносфере, и правильных компоновочных решений при ее создании, а при недостаточности этих решений - и за счет применения в техносфере специальных мер защиты человека и биосферы от опасностей. Производственная практика является обязательным разделом основной образовательной программы направления 20.03.01 «Техносферная безопасность». Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих получение студентами профессиональных знаний и опыта работы. Производственная практика является изучением и углублением теоретических курсов технических, научных, медико-биологических знаний.

 


  1. Цель практики

Целями преддипломной практики являются:

  1. Формирование профессиональных компетенций обучающихся, развитие деловых, организаторских и личностных качеств для наиболее эффективного осуществления ими профессиональной деятельности;
  2. Закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения;
  3. Формирование необходимых умений, навыков и опыта практической работы по направлению "Техносферная безопасность" на основе изучения деятельности конкретной организации.
  4. Сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы.
  1. Задачи практики

Задачами производственной практики по получению профессиональных умений и опыта работы являются:

1. Ознакомление:

- с общей структурой промышленного предприятия, организации, учреждения;

- с производственной и исследовательской деятельностью предприятия, организации, учреждения по решению проблем охраны окружающей среды;

- с системой организации отношений внутри предприятия и внешними органами по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

2. Изучение:

- основных технические характеристики приборов и оборудования используемого в деятельности предприятия для контроля состояния окружающей среды;

- комплекса мероприятий по технике безопасности, противопожарному регламенту и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- основных мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов;

- механизмов осуществления экологической и экономической политики предприятия в решении проблем энергоресурсосбережения;

- информационных системы и программного обеспечения, используемого в деятельности предприятия по решению экологических задач;

- системы обеспечения норм пожарной, промышленной и экологической безопасности.

3. Проведение:

- сбора нормативно-технической, правовой и методической документации по тематике дипломной работы;

- подбора технической, технологической и проектно-конструкторской документации, необходимой для выполнения выпускной квалификационной работы;

- сбора организационно-экономической информации, касающейся тематики выпускной квалификационной работы

  1. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данной практики студенты должны приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

профессиональные компетенции (ПК):

- способность применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты (ПК-12);

- способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21);

- способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-22)

 

В результате прохождения учебной практики студенты должны:

знать:

- принципы ноксологии (наука об опасностях);

- основы взаимодействия системы «человек — среда обитания»

- критерии травмоопасности,

- концепцию приемлемого риска;

- показатели негативного влияния реализованных опасностей;

уметь:

- формулировать основные понятия ноксологии (опасность, источ- ник опасности, безопасность объекта защиты, защита от опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа);

- классифицировать опасности по количественным и качественным показателям;

- правильно составлять и оформлять документы по охране труда на предприятии.

 

  1. Техника безопасности, безопасность жизнедеятельности студентов в период прохождения практики

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью каждого студента. Инструктаж и обучение по охране труда студентов проводит преподаватель в виде:

- первичного инструктажа на рабочем месте до начала выполнения всего курса лабораторных работ;

- внепланового инструктажа в случае изменения технологии работ и несчастного случая;

- целевого инструктажа при выполнении работ, не связанных с обязанностями студентов (погрузка, разгрузка, уборка).

Инструктаж должен подтверждаться личной подписью инструктируемого в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием даты проведения инструктажа, подписи инструктирующего.

В учебной лаборатории запрещается:

- входить в аудиторию в головных уборах и верхней одежде;

- устранять неисправности в электрооборудовании, устанавливать или заменять лампы электроосвещения. (Эту работу должен выполнять электротехнический персонал);

- вносить в помещение горючие и легковоспламеняющиеся вещества и жидкости;

- нахождение студентов в здании кафедры в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;

- распитие спиртных напитков, употребление наркотических, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время, курение в здании кафедры и на прилегающей территории.

Во время занятий следует:

- пользоваться только установленными проходами, не перелезать через оборудование, приборы, стулья, столы;

- при получении травмы или недомогании студенту следует прекратить работу, сообщить об этом преподавателю, обратиться в медицинский кабинет, применить аптечку, при необходимости вызвать «Скорую помощь».

 

 

  1. Содержание производственной практики

Перед началом практики проводится инструктивное собрание со студентами, на котором они знакомятся с целями и содержанием практики и получают индивидуальные задания. На собрании должен присутствовать специалист по охране труда, который проводит вводную лекцию-инструктаж.

В соответствии с требованиями ФГОС по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве баз для прохождения производственной практики рекомендуется выбираться разные предприятия (предпочтительно предприятия ХМАО-Югры) на примере:

АНО ХМАО-Югры «РЦОТ»;
ООО «Газпромнефть-Хантос»;
ЗАО «Строительная компания ВНСС»;
МБОУ «Излучинская средняя школа №1»;
АУ «Юграмегаспорт»;
ООО «Нижневартовск энергонефть»;
Югорский государственный университет, спорткомплекс;
ООО «РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ»;
ОАО «Сибнефтепровод» НВУМН ЛПДС «Урьевская» г. Лангепас;
ОАО «ТНК – Нягань »;
ОАО «Сургутнефтегаз» и других, имеющих соответствующую базу.

Студенты имеют право:

1.Самостоятельно найти место прохождения практики.

Если студент самостоятельно нашел место прохождения практики, он должен не позднее, чем за 3 недели до начала практики предоставить на кафедру письмо-запрос с места прохождения практики.

2.Просить предоставить им место для прохождения практики на базах практик предприятий, с которыми заключен долгосрочных договор на прохождение практики студентов Югорского государственного университета.

Студенты не позднее, чем за 17 дней до начала практики получают:

• направление на практику от руководителя практикой;

• методическое руководство по составлению и оформлению отчета по практике от руководителя практики;

• индивидуальное задание от руководителя практики.

При прохождении производственной практики по получению профессиональных умений и опыта работы студент обязан:

1. Приступая к практике, ознакомиться с местом прохождения учебной практики и своевременно приступить к ее прохождению.

2. Руководствоваться при прохождении практики трудовым кодексом, Положением ФГБОУ ВО ЮГУ, методическими материалами, регламентирующими организацию и содержание практики.

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка принимающей организации.

4. Выполнять распоряжения руководства принимающей организации и ответственного за практику преподавателя кафедры.

5. Ознакомиться с правилами делопроизводства и организацией деятельности принимающей организации.

6. Уяснить организационную структуру принимающей организации.

7. Получить представление о проблематике профессиональной деятельности принимающей организации.

8. Развить навыки делового профессионального общения с соблюдением требований делового этикета и профессиональной этики.

9. Строго соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.

10. Выполнять задания и овладевать обязательными практическими навыками, предусмотренными программой практики.

11. Нести ответственность за качество выполняемой работы и её результаты.

12. Научиться осуществлению выбора эффективных методов, приемов и средств решения профессиональных задач.

13. Самостоятельно под руководством наставника от предприятия выполнять отдельные поручения профессионального характера.

 

 

  1. Методические указания по составлению отчёта прохождения учебной практики

1. По окончании практики каждый студент на основании записей в дневнике индивидуально составляет развернутый отчет о проделанной работе, основу которого должен составлять анализ реализации целей и задач учебной практики, а именно в нем излагается:

- содержание о проделанной работе;

- степень выполнения программы прохождения практики;

- вывод студента о том, в какой мере учебная практика способствовала углублению теоретических знаний, приобретении практических навыков работы;

- недостатки и упущения, имевшие место во время прохождения практики, в чем конкретно они выразились и почему не были устранены;

2. Отчет должен состоять из следующих материалов:

- дневник прохождения учебной практик заверенный руководителем практики по месту ее прохождения;

- печатный отчет о проделанной работе студентом;

- все материалы учебной практики подшиваются в папку в следующей очередности:

- дневник прохождения практики;

- титульный лист;

- отчет о прохождении практики.

Отчет о прохождении учебной практики сдается на кафедру сразу по окончании практики.

 

  1. Требования к оформлению отчета по учебной практике

Дневник заполняется согласно Приложению № 1.

Требования к написанию отчета:

- Титульный лист – прописывается руководитель практики от филиала и от организации, в которой проходила практика, ставиться печать организации и подписи руководителей практики (Приложение № 2);

основная часть отчета содержит:

- содержание;

- введение;

- текст пояснительной записки (с рисунками, таблицами и т.п.);

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

 

Введение содержит раздел, посвященный организации или ее подразделению, где студент проходил практику. Необходимо указать структуру организации, выполняемые функции, обзор решаемых задач, характеристику пользователей или заказчиков разработок, используемые технические и программные средства.

Отчет должен быть последовательным и логичным по содержанию.

Текст отчета по практике набирается в текстовом редакторе Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman- обычный, размер 14; поля выставляются обычные; абзацный отступ одинаковый по всему тексту, равен 1,25 см.; текст отчета выравнивается по ширине; межстрочный интервал 1,5 (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются). Объём отчёта составляет не менее 20 страниц печатного текста

Нумерация страниц в отчете начинается с 3 страницы

(введение) Страницы: – Титульный лист, содержание и приложения – не нумеруются.

Таблицы, рисунки, диаграммы, бланки, расположенные на отдельных листах выполненные таким же текстом, включаются в общую нумерацию, копии существующих документов заносятся в приложения.

Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, чертежи) именуются рисунками, которые нумеруются последовательно в пределах каждой главы арабскими цифрами (например, первый рисунок в первой главе обозначается рис. 1.1, второй – 1.2 и т.д.) под рисунком. Текст названия располагается снизу под рисунком по центру.

Цифровой материал, помещенный в отчете, рекомендуется оформлять в виде таблиц, которые также нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах каждой главы. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок. Заголовок помещается рядом со словом “Таблица” и соответствующей таблицей с цифровым материалом. Для каждого показателя, включенного в таблицу, должны быть указаны используемые единицы измерения.

Таблицы и рисунки следует помещать после первого упоминания о них в тексте отчета непосредственно сразу в текстовом промежутке или на отдельных листах. Они размещаются так, чтобы с ними можно было работать без разворота отчета. Если такое размещение в отчете невозможно, то их следует располагать так, чтобы для их прочтения и рассмотрения можно было повернуть отчет по часовой стрелке.

Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах. Каждое приложение начинают с новой страницы, в правом верхнем углу которой указывают слово “Приложение” с последовательной нумерацией арабскими цифрами, например, “Приложение 1”, “Приложение 2” и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический (содержательный) заголовок, отражающий суть документа.

Каждое индивидуальное задание, а также введение и заключение начинают с новой страницы. Слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список используемых источников» пишутся по центру.

Все материалы учебной практики подшиваются в папку в следующей очередности:

- титульный лист;

- отчет о прохождении практики;

- дневник прохождения практики;

Отчет о прохождении учебной практики регистрируется в установленном порядке сдается на кафедру сразу по окончании практики.

 

  1. Индивидуальные задания на учебную практику

 

1. Функции службы охраны труда.

2. Правовые основы охраны труда.

3. Государственное регулирование в сфере труда.

4. Обязанность и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.

5. Обязанность и ответственность должностных лиц по соблюдению законодательства и государственных нормативных требований охраны труда.

6. Права работников службы охраны труда.

7. Перечень необходимых документов службы охраны труда на предприятии.

8. Специальная оценка условий труда.

9. Служба охраны труда в организации.

10. Формирование службы охраны труда.

11. Документация и отчетность по охране труда.

12. Разработка инструкций по охране труда.

13. Анализ, планирование, разработка и применение СУОТ в организации.

14. Проверка эффективности СУОТ.

15. Специальная оценка условий труда.

16. Порядок проведения специальной оценки условий труда.

17. Классификация условий труда.

18. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

19. Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты.

20. Проведение, виды и периодичность инструктажа по охране труда.

21. Предварительные и периодические медицинские осмотры.

22. Обеспечение электробезопасности на предприятии.

23. Основные требования обеспечения пожарной безопасности.

24. Основные требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств.

25. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

26. Социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве.

27. Опасные и вредные факторы в подразделении.

28. Создание перечня инструмента слесарной мастерской, оснастки, оборудования в подразделении с указанием возможных опасных факторов при работе на нем.

29. Мероприятия по защите от опасных и вредных факторов в столярном цеху.

30. Создание перечня используемых методов, методик, технологий системы защиты окружающей среды.

31. Обучение методам безопасной работы в подразделении предприятия: инструктажи.

32. Инструкция по охране труда для профессии.

33. Экологическая логистика в техносфере.

34. Анализ аспектов безопасности в жизненном цикле продукции и услуги.

35. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона.

36. Структурно-экологическое зонирование территории города, техносферного региона.

37. Современные технологии переработки отходов (по типам отходов).

38. Методы сортировки городских отходов.

39. Новые методы и средства очистки выбросов от вредных веществ (по типам и видам вредных веществ).

40. Современные методы обеззараживания питьевой воды.

41. Анализ эффективности бытовых очистителей воды.

42. Транспортный шум и методы его снижения.

43. Активные методы снижения шума.

44. Электромагнитная экология и способы защиты от электромагнитных полей.

45. Новые методы и средства очистки стоков (по типам и видам вредных веществ).

46. Аэроионный состав воздушной среды и здоровье. Методы обеспечения оптимального ионного состава.

47. Современные энергосберегающие источники света – типы, конструкции, экологические аспекты применения.

48. Системы кондиционирования – типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности.

49. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности.

50. Международные соглашения в области защиты окружающей среды.

51. Источники, воздействие и современные методы защиты от опасного и вредного техногенного и природного фактора (по типам факторов).

52. Структура службы охраны труда и ее численность.

53. Основы управления техносферной безопасностью.

54. Опасность и безопасность.

55. Техносфера и техносферная безопасность.

56. Система управления техносферной безопасностью.

57. Принципы, функции, методы и формы управления техносферной безопасностью.

58. Структура системы обеспечения техносферной безопасности.

59. Управление охраной здоровья населения.

60. Управление обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

61. Управление промышленной безопасностью.

62. Управление экологической безопасностью.

63. Экологическое сопровождения хозяйственной деятельности.

64. Структура и цели системы управления экологической безопасностью.

65. Методы управления экологической безопасностью.

66. Формы, инструменты управления экологической безопасностью.

67. Органы управления экологической безопасностью.

68. Система управления ГОЧС, определение чрезвычайной ситуации.

69. Цели, задачи, структура и принципы ГО.

70. Цели мероприятия и принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

71. Российская Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

72. Принципы и требования к управлению силами ГОЧС, управление ГОЧС на предприятии.

73. Охрана труда и система охраны труда.

74. Управление охраной труда, система управления, цели, задачи и принципы.

75. Функции и цикл управления охраной труда.

76. Методы управления охраной труда.

77. Контур управления охраной труда, объект управления.

78. Органы управления охраной труда (субъект управления).

79. Прямые и обратные связи контура управления охраной труда.

80. Основы нормативного управления в охране труда.

81. Программа действий по улучшению условий и охраны труда в России.

82. Трудовая деятельность и ее риски.

83. Основные принципы обеспечения охраны труда.

84. Правовые основы охраны труда.

85. Обязанность и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.

86. Обязанность и ответственность должностных лиц по соблюдению законодательства о труде и государственных нормативных требований охраны труда.

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для бакалавров всех направлений подготовки в высших учебных заведениях России / С. В. Белов.— М.: Юрайт, 2010.— 670 с.

 

2.Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов / под ред.С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2007. – 615 с.

 

3.Беднаржевский С.С. Основы безопасности жизнедеятельности в техносфере: Учебное пособие / Беднаржевский С.С., Доленко Г.Н., Смирнов Г.И., Акинина Е.В. – Изд-во СурГУ, Сургут, 2008. – 95 с.

 

4.Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов; под ред. Л. А. Михайлова.— 2-е изд. — М.: Питер, 2009.— 460 с.

 

5.Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для всех направлений подготовки и специальностей / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак.— Изд. 13-е, испр. — СПб.: Лань, 2010.— 671 с

 

6. Трудовой Кодекс Российской Федерации 2016г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: