Логистические системы: понятие и виды логистических систем




 

В пользу использования отечественными предприятиями концепции интегрированной логистики говорит то, что данный подход создает реальную возможность объединения функциональных областей логистики при осуществлении координации действий, выполняемых независимыми, но наделенными общей ответственностью, в рамках достижения целевой функции, звеньями логистической системы. Потенциал интегрированной логистики позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках его миссии, являясь стратегическим фактором повышения конкурентоспособности компании.

Интегрированный подход в логистике требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самого предприятия, так и на всю цепочку поставок, и позволяет устранить конфликты между функциональными подразделениями предприятия и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. В связи с этим, принято выделять межфункциональную логистическую координацию, направленную на согласование деятельности функциональных подразделений предприятия, участвующих в процессе выполнения заказа, и межорганизационную логистическую координацию, то есть согласование действий предприятия с действиями его контрагентов для достижения целей всей цепи поставок.

Таким образом, в рамках решения проблемы обеспечения межорганизационной логистической интеграции в производственных структурах, авторы, ставят задачу формирования кооперационных связей и задачу организации снабженческо-сбытовой деятельности. Межфункциональная же логистическая координация, по мнению авторов, должна осуществляться в рамках системы информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных рганизационно-производственных структурах.

Решение поставленных авторами задач в рамках концепции интегрированной логистики предполагает:

1)интеграцию всех партнеров цепи создания стоимости для решения общих задач на основе организации межфирменных кооперационных отношений;

2)моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов;

3)построение системы интегрированного управления логистическими цепями;

4)создание единого информационного пространства для всех участников цепочки поставок, отвечающего требованиям безопасности и «приемлемого» риска.

Осуществление указанных действий приведет предприятие к достижению ключевых целей функционирования, в т.ч. улучшению процесса ориентации на клиента; оптимизации и синхронизации производства со сбытом и снабжением; повышению гибкости и надежности процесса выполнения заказа; сокращению складских запасов и сроков поставки по всей цепочке; снижению затрат на входной контроль качества и устранению брака. Однако, как показывает российская практика, достижение взаимодействия в масштабе цепочки поставок - трудно решаемая задача.

Исходя из основных положений системного, процессного, функционального, кибернетического и комплексного подходов, формирование снабженческо-сбытовой системы предприятия предполагает решение следующих основных задач:

1) определение состава элементов системы в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве;

2) определение характера взаимосвязей элементов системы и формирование структуры взаимоотношений;

3) разработка регламентов организационных процессов, происходящих в системе, и создание комплекса организационно-плановых и норматив-ньгх документов, содержащих основные положения этих регламентов;

4) установление кооперационных отношений между участниками цепочки поставок на пути выполнения заказа.

Система организации снабженческо-сбытовой деятельности, по мнению авторов, как и логистическая система в целом, включает формы, методы, принципы, функции, процесс, организационное управление и организационные отношения, возникающие между участниками логистической цепи в результате организации материальных и информационных потоков на пути выполнения заказа, которые можно объединить в две группы подсистем:

·функциональные подсистемы;

·обеспечивающие подсистемы.

Функциональные подсистемы отражают процесс организации материальных и информационных потоков по звеньям цепочки поставок («Закупки -Производство - Распределение») с раскрытием функций исполнителей и организационных отношений между ними. Они опираются на принципы и методы организации материальных и информационных потоков в рамках логистической цепи.

Подсистема организации закупок сырья и материалов призвана решать следующие задачи:

·получение и доставка качественных материалов в производственные подразделения точно в срок;

·организация работ по подготовке материалов к потреблению;

·прогнозирование изменения цен и качества материальных ресурсов;

создание и пополнение запасов материалов;

·организация непрерывного контроля и оперативного планирования поставок;

·документальное оформление заказа на поставку материалов и т. д.

Подсистема организации материальных и информационных потоков в производстве решает задачи выбора и реализации форм и методов их формирования и протекания, обеспечения взаимодействия материальных потоков, установления целесообразного уровня кооперации в системе собственного производства, хранения и перевозок, создания и поддержания необходимого уровня производственных запасов.

Подсистема организации распределения (сбыта) готовой продукции призвана осуществлять деятельность по изучению потребности в выпускаемой продукции, поиска потребителей, организацию рекламы, согласование планов производства и сбыта, обеспечение работ по реализации продукции и ее сервисному обслуживанию, выбор каналов распределения и форм доведения продукции до конечного потребителя, выбор посредников и пр. Причем формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.

Обеспечивающие подсистемы отражают основные виды ресурсов, необходимые для обеспечения организации материальных и информационных потоков в рамках цепочки поставок. К ним следует отнести:

1)кадровые ресурсы - персонал каждого звена цепочки поставок, который участвует в реализации потоковых процессов (функциональные специалисты отделов МТС, ПДО, продаж, начальники цехов, мастера и непосредственные исполнители производственных и логистических операций в первичных звеньях);

2)методические и инструментальные ресурсы - совокупность методического материала (положения, инструкции, методики), позволяющего осуществлять необходимые виды анализа и оценки каждой стадии организационного процесса, и программных продуктов, определяющих различные методы и средства достижения целей организации материальных и соответствующих им информационных потоков;

3)финансовые ресурсы - совокупность денежных средств, необходимых для бесперебойного движения материальных и информационных потоков по всей логистической цепи;

4)технические ресурсы - компьютерная техника, которая при наличии соответствующего программного обеспечения позволит сократить время по моделированию потоков, обеспечению их функционирования и развития в пространстве и времени; оборудование, транспортные, складские и погрузочно-разгрузочные средства, необходимые для бесперебойного протекания материальных потоков по цепочке поставок;

5)нормативно-правовые ресурсы - законодательство РФ и субъектов РФ, а также других стран, если они являются участниками цепочки поставок, и нормативно-правовые документы предприятий-участников цепочки поставок.

Интеграция поставщиков, производителей и потребителей в единую цепочку поставок может протекать в нескольких направлениях. При этом она предполагает взаимодействие поставщиков, изготовителей и покупателей, совместное владение ресурсами, согласование сроков продажи, производства, закупок, разработки и сервисного обслуживания, открытый обмен информацией, а также расчет единых показателей оценки эффективности деятельности.

Построение эффективных межфирменных кооперационных отношений предполагает разработку и реализацию определенной программы действий, включающее. Определение руководством предприятия совместно с работниками снабженческих и сбытовых подразделений претендентов на стратегическое партнерство в цепочке поставок.

2. Заключение договоров или построение совместных предприятий с отражением ролей, полномочий и ответственности персонала каждого звена цепочки поставок.

3. Моделирование бизнес-процессов формирования и обеспечения функционирования материальных и сопутствующих информационных потоков от первого звена цепочки поставок (источника сырья) до последнего звена цепочки (конечного потребителя), а также отражение входов, выходов, управляющих механизмов и исполнителей каждой функции в рамках данного бизнес-процесса.

4. Создание единого информационного пространства между партнерами на базе совместного программного обеспечения (ИТ, ППП), позволяющего отслеживать состояние заказа в любой момент времени и в любом звене цепочки поставок с целью обеспечения синхронизации процессов по всей логистической цепочке.

5. Обеспечение конфиденциальности поступающих и исходящих информационных потоков и минимизация рисков.


Заключение

 

В заключении сделаем следующие выводы.

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя. Логистика как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации становится все более востребованной в отраслях. Организация ресурсного обеспечения сельхозпроизводителей и продвижения их продукции на рынок на принципах логистики дает значительный экономический, социальный и экологический эффект. Можно утверждать, что цель современной логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;

совершенствование организации движения материальных потоков;

поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;

эффективное управление трудовыми ресурсами;

налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;

учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

тщательная разработка логистических операций.


Список литературы

логистика финансовый промышленный

1. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник. М.: Дашков и К, 2011 - 483 с.

2. Логистика. Учебник. Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.

. Григорьев М.Н. Логистика. Базовый курс. Учебник. М.: Юрайт, 2011 - 782 с.

. Моисеев Н.К. Экономические основы логистики. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2011 -527 с.

. Савенкова Т.И. Логистика. [Электронный ресурс] Москва: Омега-Л, 2010 - 256 с.

. Щербанин Ю.А. основы логистики. [Электронный ресурс]. Учеб. пособие. М.: ЮНИТи-Дана, 2009- 235 с.

. Маргунова В.И. Логистика [электронный ресурс]. Ответы на экзаменационные вопросы. Минск: Тетра Системе, 2008 - 144 с.

. Манжай И.С. Логистика [электронный ресурс] Конспект лекций. Москва: Приор-издат, 2008 - 144 с.

9. Белоусова Ю.Г. Логистические принципы организации материальных и информационных потоков: учеб.пособие / Ю.Г. Белоусова, Т.В. Щеголева. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - 129 с.

10. Семененко А.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов / А.И. Семененко, В.И. Сергеев. - СПб., 2010 544 с.

. Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок: учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. -М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.

. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2012. - 316 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: