Государственные цели и интересы




Государственное управление как специфический тип социального управления

 

Государство в обобщенном виде − это аппарат правления или управления в рамках определенной территории. Оно по природе своей есть организация политической власти и управления как двух основных неразрывных функций государственного управления.

 

Государство в собственном, узком смысле − это форма поли-тической организации общества, основной институт политиче-ской системы многослойного общества, осуществляющего управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Признаками государства являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего правом узаконенного насилия; право, закрепляющее определен-ную систему норм; население, на которое распространяются юридические нормы.

 

М. Вебер отмечал, что решающей особенностью для определе-ния любого государства является то, что оно успешно реализует претензию «на монополию законного использования насилия

 

в пределах своей территории». В то же время современная практи-ка показывает, что только в чрезвычайных обстоятельствах госу-дарства применяют насилие или физическое принуждение. Обыч-ная практика государственного управления избегает применения социального насилия. Претензии на политическую «легитим-

 

ность», выдвигаемые правителями, как правило, обеспечивают гораздо более мощную и эффективную основу для безотказного политического управления.

Традиционно в учебной литературе представляются концепции

 

о роли государства, где предмет дискуссии сводится к проблеме со-отношения экономической и политической свободы, а также раци-онального, целенаправленного воздействия государства на эконо-мику и социально-политическую жизнь в форме социального управления, ограничивающего свободу граждан рамками общих интересов общества. При этом отмечается, что свобода несовме-стима с общественной необходимостью, выражаемой государ-ственной волей, с государственным управлением, реализующим общий интерес.

 

Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов раскрывают государственное управ-ление через признание его объективно необходимой функцией государства, как рациональная деятельность, не исключающая свободу, а являющаяся общественно-политической формой ее вы-ражения и осознанной реализацией общественной необходимости. «Мы рассматриваем государственное управление в широком соци-

 

ально-политическом смысле как тип социального управления

 

в сфере государственной жизни общества. Это деятельность госу-дарства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и

 

в различных формах. Государственное управление в настоящем ис-следовании − категория многоплановая: социальная, социально-

 

полити-ческая и политико-правовая»155. Поэтому государственное управление можно классифицировать как специфический тип соци-ального воздействия на общество с целью его упорядочения, сохра-нения качественной специфики, совершенствования и развития. Оно осуществляется в результате сознательного воздействия госу-дарственных институтов на жизнедеятельность общества, его от-дельных организаций и групп, в котором реализуются обществен-ные потребности и интересы, социально значимые цели и задачи.

 

Государственные цели и интересы

 

Государственное управление является целеполагающей дея-тельностью, что предполагает его возникновение и осуществление

 

в интересах общества и государства, ради определенных социаль-

 

ных целей. Государственные социальные интересы, цели, средства и результаты − основные компоненты государственного управле-ния. Государственные цели многообразны и внутренне противоре-

 

чивы. При этом общая цель государственного управления в соци-альной системе − интеграция общественной системы, разрешение социальных конфликтов, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Еще Платон раскрыл высшую цель государственной деятельности: «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и друж-бой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую

 

из тканей»156. Цель определяется государственными интересами, она предопределяет выбор средств, а также социальный результат государственного управления. Сами политические цели имеют иерархическую структуру и делятся на конечные и промежуточные, краткосрочные и перспективные, общие и частные. Рассматривая соотношение целей и средств в государственном управлении, Н.А. Бердяев верно отмечает: «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда при-меняют злые, противоположные целям средства, то до цели нико-гда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику… Цель имеет смысл лишь

 

в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут». Управленческий выбор представляет собой процесс социальной

 

борьбы одних политических сил с другими за признание интересов представляемых ими групп в качестве общих, доминирующих, а целей, идей и ценностей − приоритетных. Д.П. Зеркин и В.Г. Игна-тов отмечают, что выбор целей при принятии государственного решения мотивируется в первую очередь интересами влиятельных (доминирующих) общественных групп или большинства общества. Проблемы, служащие непосредственным толчком к принятию ре-шения, всегда выступают формой выражения противоречия между общественными потребностями и интересами, с одной стороны, и наличными условиями, в частности ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, с другой. В этом контексте государствен-ные цели − это форма осознания управляющим субъектом соци-ально значимых актуальных проблем.

 

Государственные интересы в реализации социального управле-ния играют определяющую роль, что объясняется природой этого социального явления. Государственные интересы здесь представ-ляют собой осмысленные и ценностно-интерпретированные субъ-ектом его объективные потребности. Они являются причиной управленческой активности государства и выражаются в государ-ственных целях, мотивах, ориентациях, ожиданиях. Государствен-ные интересы должны быть осознаны и признаны социальными общностями и группами. Они призваны отражать интересы обще-ственно-классовых групп, национальных общностей, организаций.

 

Разработкой проблем, связанных с государственными интере-сами, занимаются многие отечественные и зарубежные социологи. Американский социолог Ф. Фукуяма и отечественный исследова-тель В. Макаренко вообще отвергают тезис о существовании общих государственных интересов, стоящих выше групповых и классовых. Они доказывают, что реально существуют лишь групповые интере-сы. При этом ссылаются на неспособность американского прави-тельства предложить политические изменения во имя «общих ин-тересов» и общего блага158. Противоположную точку зрения выска-зывает Б. Мильнер. Он подчеркивает положительные изменения

 

в государственном устройстве США в конце XX в. В последние годы XX в. государственная перестройка ориентирована на то, чтобы государственная политика могла концентрироваться на результа-тах и делать все возможное для достижения национальных це-

 

лей. Б. Мильнер убедительно обосновывает идеальное соотно-шение государственных целей и интересов общества. Провозгла-шается необходимость выражения национальными целями нацио-нальных, то есть общих интересов общества. Исходя из данной по-зиции, можно сделать вывод о необходимости соответствия госу-дарственной цели, политического выбора, определяющих действия органов государственной власти, интересам и выбору действия индивида и отдельных групп общества. При этом необходима кон-солидация личностного и группового интереса – формирование общего высшего интереса общества. Личные и групповые интере-сы могут быть реализованы лишь на основе осуществления консо-лидированных общественных интересов. Общий интерес учитыва-ет и воплощает в себя интересы индивида и отдельных групп

 

общества. Он одновременно является главенствующим при разра-ботке стратегии государственного управления160.

Признавая данный принцип, мы должны принять к сведению недопустимость механистического представления общих интере-сов в качестве узкогрупповых, этнических, корпоративных, ведом-ственных, или интересов бюрократической системы. По сути, ос-новные цели государственной политики должны определяться общими интересами населения, которые формируются на основе обоснования жизненной важности тех или иных видов интересов: экономических, политических, социальных. Решение данного во-проса − главная предпосылка выбора целей государственной поли-тической стратегии. Политические решения зависимы от «более или менее беспристрастного толкования интересов общества»161. Необходимо согласиться с Д.П. Зеркиным и В.Г. Игнатовым в том, что выбор политических целей как первоначального определяю-щего этапа разработки стратегии обусловливается многими пере-менными. Обоснованность государственного политического выбо-ра в решающей степени зависит от того, насколько учтены факто-ры, действующие на управляющую систему. «Выбор рационален, цель разумна, если: а) выражает интересы большинства населения

 

и соответствует базовым ценностям данного общества (страны); б) выбор осуществлен на основе научного анализа и оценки осо-бенностей конкретных условий и адекватной оценки влияния вре-менного фактора (своевременности решения); в) выбор сделан

 

с учетом уровня развития управляющей и управляемой систем (государства и общества или его части), а также ресурсного потен-циала, необходимого для достижения стратегических целей и ре-шения стратегических задач; в) выбор мотивирован положитель-ным долгосрочным прогнозом; г) выбор принят (с ним согласны) основными социальными группами, ведущими политическими си-лами. Перечисленные требования, укладывающиеся в демократи-ческие принципы формирования государственной политики, бло-

 

кируют возможное доминирующее влияние на политический вы-бор индивидуальных субъективных качества лидеров − высших руководителей: властолюбия, предрасположенностей, темпера-мента, воли, моральных качеств и т. п.»162. Управленцы призваны

 

максимальным образом исключать влияние на процесс управлен-ческого выбора этих явлений, стремясь минимизировать и тем са-мым ограничить роль случайности при принятии управленческих решений.

 

 

Управление по целям

 

Составление целевых моделей – это начальный этап процесса управления по целям, широко используемый в современной теории управления. Ее суть состоит в следующем: общее управление стре-мится ориентироваться на достижение всей совокупности целей и задач, планируемых подсистемой управления. Поэтому в рамках данного подхода каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели и задачи в рамках возложенных на него функций в течение каждого планового периода времени.

 

Метод целевого управления реализуется через разработку дере-ва целей, их структуризацию, выявление связей между целями и средствами достижения целей. «Главная цель разбивается на не-сколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Напри-мер, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие це-ли, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более ре-альным достижение главной цели».

 

Цели и задачи управления должны не только разрабатываться и обосновываться, но и согласовываться с причастными к их реали-зации управленцами всех уровней. Процесс управления по целям состоит из ряда этапов, наиболее важные из которых следующие:

 

1. Определяется круг полномочий и обязанностей руководите-лей всех уровней.

 

2. Осуществляется разработка и согласование целей и задач си-стемного управления объектом.

 

3. Осуществляется разработка и согласование целей и задач от-дельных структурных подразделений в рамках установленных обя-занностей.

 

4. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: