Единственный способ найти истину - гласность. Решимость "Известий" вскрыть гнойник - путь к предотвращению национальной и религиозной розни. Хватило бы этой решимости.
Геннадий НИКОЛАЕВ [tgn42@mail.ru]
Мнения читателей, как водится, разошлись. И это очень хорошо. Потому что полное единомыслие возникает только там и тогда, где и когда завершается живое движение жизни. Вернемся еще раз к вопросу, который - особенно после статей о. Андрея Кураева и Олега Осетинского - волнует многих подписчиков "Известий". Где мера общенациональной ответственности - и вины за происходящее? Вины чеченцев, скрывающих и поддерживающих террористов, вины русских людей, без "прикрытия" которых никакой Бараев ничего сделать не сможет.
Вечером в воскресенье, 8 декабря, на РТР выйдет второй фильм Аркадия Мамонтова, посвященный трагедии "Норд-Оста". Здесь, среди прочего, будет рассказано о том, как именно бараевская группа попала в Москву - причем еще в марте-апреле. Основная часть через Дагестан, под видом челноков. В том числе и реальный руководитель группы, во главе которой номинально стоял Бараев. Сам Бараев приехал поездом из Минвод - и Мамонтов разыскал человека, с которым Бараев, представившись бизнесменом из Турции, гулял по Москве за несколько дней до теракта на Дубровке.
Так вот, кто несет коллективную общенациональную ответственность за мирное проникновение террористов в "тыл"? Чеченцы или мы сами? Как можно было готовить теракт в самом сердце страны, там, где каждый милиционер норовит проверить паспорт у инородца, и не попасться? Сколько же нужно было раздать взяток, и на каком уровне?..
Все это вопросы отнюдь не праздные. От внятного ответа на них зависит и верная постановка острых социальных (они же национальные, они же политические) проблем.
|
Так что - давайте усложнять.
***
Посе выхода в «Известиях» моей статьи о Беслане, владикавказский рериховец, который не упускает случая выговорить редакциям тех газет, что осмелились меня публиковать, прислал в «Известия» следующее письмо:
«Как надоело ловить главного церковного пиарщика дьякона А. Кураева на лжи и подтасовках! Вот он пишет в статье "Как относиться к исламу после Беслана?" ("Известия". 16.09.04), споря с тезисом "у терроризма нет национальности и религии": "С этим "политкорректным" тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей... То даосы взорвут самолет... То христиане подорвут кинотеатр... Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецо... Но ведь все очевидно не так".
Ну а как же война в Ирландии, которая ведется между ирландцами-католиками и ирландцами-протестантами? Христиане воюют с христианами, причем как раз именно террористическими методами. И кинотеатры, помнится, подрывали...
Нас пытаются уверить, что главное зло в этом мире - от ислама. И что единственное спасение России от этой "злой" религии - в религии "доброй", казенной. Но чем мракобесы православия лучше фанатиков от ислама? Мой приятель - интеллигентный человек, прокурорский работник - входит в те 5-6% населения России, которых можно назвать "православными": регулярно исповедуется, причащается, ведет беседы со своим духовником. И все 15 лет, что я его знаю, он порывается перейти в католичество. Его душит ненависть того церковного круга, в который его затянуло. Духовник постоянно на все лады внушает: люди - лишь те, кто воцерковлен в Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), "все остальные" - воплощенные бесы. Эти настроения настолько сильны в РПЦ МП, что сам дьякон Кураев вынужден был сие признать. В статье "Лекарство от экстремизма" ("Известия". 14.01.03) он признает: "Ваххабиты есть и среди православных. Сами себя они называют "опричниками".
|
Ненависть к "неверным" заложена в самых основах религиозного мировоззрения - не только мусульман, но и христиан, включая православных. Шамиль Басаев в одной из своих проповедей призвал своих единоверцев-ваххабитов: "Надо открыто обвинять кафиров в сатанизме и не смягчать с ними тон". Дьякон Кураев, как и Басаев, тоже не стесняется наклеивать ярлык "сатанистов" на людей, мыслящих не так, как надо мыслить, по мнению его и его начальства. Георгий Ясько, экономист. Владикавказ.[yasko@nm.ru]»[44].
Про якобы взорванные в Ирландии кинотеатры г. Ясько не смог сказать ничего конкретного (кто? где? когда?), так что и не стоит об этом говорить. Мне «помнится», что в Ирландии взрывали в основном БТРы и полицейские участки. Кроме того, мне не «помнится», чтобы в Ирландию на борьбу с протестантским засильем съезжались католики со всего мира (подобно арабским боевикам в Чечне). Не помню я и католических богословов, которые оправдывали бы террор ИРА.
А вот пафос статьи Ясько весьма показателен. Если я говорил, что семена ненависти могут быть в исламе, то «веротерпимый» рериховец расширяет этот тезис на все вообще религии: «Ненависть к "неверным" заложена в самых основах религиозного мировоззрения». При этом позиция воинствующих религиеборцев в либеральной прессе будет считаться «прогрессивной», а моя - «мракобесной». Все-таки сначала бомбы взрываются в мозгах.