Методика как наука
План:
Понятие «Методика»
Методы исследования методики как науки
Основные методические категории
1. В педагогическом плане «методика» употребляется в трех значениях:
1. Методика как теоретический курс, учебная дисциплина в педагогическом вузе или колледже.
2. Методика как совокупность форм, методов, приемов работ учителя, т.к. как технология профессиональной деятельности.
3. Методика как педагогическая наука, имеющая с одной стороны характеристики присущие любой науки вообще (теоретический фундамент, экспериментальную базу), с другой стороны специфические объекты исследования, обусловленные сущностью самого предмета и путями овладения им.
Говоря о методике как о теории обучения, укажем на основные компоненты образовательного процесса, которые составляют совокупность объектов обучения.
Компоненты образовательного процесса
Образовательный процесс:
-Учебная деятельность учителя
-Организация обучения (объективные/субъективные факторы)
-Учебная деятельность учащихся
Организация обучения
Объективные факторы:
-Поставленная цель обучения
-Его содержание
-Методы, приемы и средства обучения
Субъективные факторы:
-Обучающая деятельность учителя
- Учебная деятельность учащихся.
Вывод: следовательно, высокое обучение ИЯ возможно при положительном взаимодействии всех компонентов.
Методика обучения ИЯ – наука, исследующая цели содержания методы и средства, а так же способов учения и воспитания на материале ИЯ.
Разделяют две функциональные методики:
v Общая методика – занимается изучением закономерностей и особенностями изучения ИЯ независимо от того о каком ИЯ идет речь.
Следующие концептуальные положения будут одинаковыми для преподавания любого ИЯ:
|
1. Принципы отбора учебного материала
2. Способы осуществления устного опережения при овладении различными видами речевой деятельности (РД) говорение, восприятие и понимание речи на слух, чтение, письмо
3. Соотношение устной и письменной речи на различных этапах урока
4. Пути интенсификации образовательного процесса
Отрасли общей методики
1. Историческая методика (история методов)
2. Экспериментальная методика ИЯ
3. Сравнительная методика (изучающая постановку обучения ИЯ в различных регионах страны и планеты)
4. ТСО и СО в обучении ИЯ
Но знание общих закономерностей ИЯ оказывается недостаточным, когда учитель сталкивается со специфическими особенностями конкретного ИЯ:
1. Способами глагольными формами (Continues)
2. Наличие дифтонгов/трифтонгов в фонетике
В подобных случаях необходимо использовать такие приемы обучения, которые вели бы к быстрому запоминанию и овладению знаний – это объекты частной методики
v Частная методика - исследует обучение тем языковым/речевым умениям, которыми являются специфичными для конкретного иностранного языка.
2. В методике используется эмпирический метод исследования. Основные (теоретические) методы исследования
1. Критический анализ литературных источников предполагает изучение отечественной и зарубежной научно-методической литературы. Требует от исполнителя высокой работоспособности и наличие умений критического отношения к читаемому.
2. Изучить положительный опыт преподавания передовых учителей. Важный метод исследования, так как мастера педагогического труда часто находят хорошие эффективные приемы.
|
3. Научно-фиксируемые наблюдения – сбор фактов их описание в виде классификаций, обобщение в форме выводов, которые позволяют обнаружить объективные закономерности образовательного процесса. Наблюдения должны быть целенаправленными.
4. Пробное обучение – это исследование, построенное на эрудиции и педагогической интуиции учителя, который осуществляет научный поиск.
5. Опытное обучение основано на проведении массового обучения по предложенной исследователем методике в течение длительного времени в результате, которого в его распоряжение попадают суммарные показатели, обладающие достаточной надежностью.
6. Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на тщательном изучении исследований явлений при возможном уравнивании других значимых факторов. Основной вид эксперимента – обучающие эксперименты.
Педагогический эксперимент как метод исследования
Структура эксперимента:
· Варьируемые переменные величины.
· Нивелируемые переменные величины.
· Финальные переменные величины.
Этапы проведения эксперимента:
I. Организация эксперимента – разработка гипотезы.
II. Реализация эксперимента – проведение запланированного эксперимента.
III. Коннотация - выявление количественных и качественных результатов.
IV. Интерпретация – объяснение причин полученных результатов
Виды экспериментов:
1. По цели: разведывательный.
2. По условиям проведения: естественный, лабораторно-групповой, индивидуальный
|
3. По методике проведения: традиционный, перекрестный
4. По срокам проведения: длительный (систематический), кратковременный
Эмпирические методы проведения:
1. Анкетирование используются в дополнении к основному методу исследования, осуществляется в массовом порядке, вносит определенный отпечаток субъективного подхода.
2. Тестирование позволяет с помощью тестов разных видов, в краткие сроки проконтролировать знания, навыки и речевые умения большого количества учащихся.
3. Беседа экспериментатора с испытуемыми и учителями, проводящими практическое занятие в рамках исследования, может существенно дополнить представление о процессе исследования в сильных и слабых звеньях.
4. Хронометрирование используется, когда необходимо документально зарегистрировать в течение всего учебного процесса и или его части. В методическом исследование под хронометрированием понимают фиксацию на магнитную ленту кода образовательного процесса, что позволяет осуществить любые измерения речевой деятельности учителя и учащихся
5. Осциллографический анализ – используется для изучения иноязычному произношению, мелодии, ритмике (позволяет проследить за правильностью подъёма и падения основного тона) и осуществляется с помощью осциллографа.
6. Метод статической обработки данных
3. В методике изучения ИЯ в качестве главных рассматривают:
1. Прием
2. Метод
3. Подход
4. Система обучения
Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретного метода преподавания на определённом этапе практического занятия.
Метод – более высокая ступень в иерархии в базисной методических категорий. В методике изучения ИЯ метод - это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ.
Метод – это система функционально взаимосвязанных общих и частных методических принципов обусловливающих условие использованием определенных приемов, способов и средств обучения ИЯ.
Подход – общая лингводидактическая основа обучения, дающая представление о стратегии обучения ИЯ, что служит основанием для выбора методов и приемов преподавания ИЯ.
Общие подходы к обучению:
§ Бихевиористический подход. В его основе лежат отношения стимула и реакции, главная задача которых заключается в формировании навыков посредствам механического повторения. При этом сознательно обучение и элементы объяснения отходят на второй план.
§ Индуктивно-сознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями.
§ Познавательный подход реализуется в усвоении учащимся теории ИЯ в виде правил фонетики, грамматики, словоупотребления.
Сближение признаков характеризующих разных подходов привело к основанию концепции коммуникативно-деятельных подходов (личностно-ориентировано). Для него характерны:
1. Деятельность информации видов РД
2. Оптимальный учет индивидуальных способностей учащихся выступающих в качестве субъекта.
Современные варианты этого подхода реализуются в виде – центрированного на учащегося обучении, суть которого в передаче максимального передачи инициативы ученику. В концепции иноязычного оснований (Пассов) и соединении в процессе обучения фактов языка и культуры страны изучаемого языка.
Обучение в сотрудничестве – создание условий для активной деятельности уч-ся в разных учебных ситуациях
В РБ обучение ИЯ осуществляется на основе личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного подхода.
Система обучения рассматривается как информационная система в основе, которой лежат процессы приема, переработки, хранения, передачи информации для обеспечения общеобразовательного воспитательного уровня учащихся приобщении их к иноязычному речевому поведению и общественному опыту.
Система обучения - всеобщая модель образовательного процесса соответствующая в определении методической концепции, который обуславливается:
-отбор материала;
-цель, формы, содержания;
-средства обучения.
Понятия, обладающие качествами базисных категорий:
Принципы обучения - исходное положение, которое реализуется содержанием, организацией методов и приемов обучения определяет стратегию и тактику обучения.
Средства обучения делятся на основные и дополнительные.
Основные средства обучения – это естественная языковая среда.
Вспомогательные средства – различные орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за рациональное время достигаются поставленные цели (учебник, учебные пособия, наглядности и ТСО).
Система упражнений – это совокупность типов и видов упражнений учитывающих закономерностей формирования навыков, и развитие умений в различных видах речевой деятельности.