Индо-буддийский тип культуры.




2.1. Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы индо-буддийской духовной традиции.

Одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа.

Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды. Они представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы.

Упанишады, представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и ее значении для праведной жизни, смерти и бессмертии.

Упанишады дали толчок к развитию религиозно-философского мышления, и вскоре сформировались шесть его основных школ.. к ним относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Каждая из этих школ мало чем напоминает западно-европейские рационалистические учения. В системе брахманизма все они считаются равноправной формой толкования истины.

В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его основоположник – Будда, который принадлежал к Варне кшатриев и был принцем царствующего дома.

Параллельно с буддизмом развивался джайнизм, основоположником которого был Махавира. Сторонники этой секты проповедуют аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны. Джайнизм нашел точки соприкосновения с брахманизмом и сохранил свое влияние в Индии и по сей день.

В своих проповедях Будда критикует как брахманизм, так и джайнизм. Его не устраивает в брахманизме пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а в джайнизме – аскетизм. Он за средний путь.

Буддизм оказался приемлемым для различных слоев общества и для разных народов. Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципам ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы жизни, конечной цели человеческого существования буддизм завоевал сердца жителей Индии и Китая, Тибета и Японии, Непала и Тайланда, Цейлона и Вьетнама, Монголии и Камбоджи.

В Китае буддизм сосуществует с конфуцианством и даосизмом. При сближении с даосизмом буддизм трансформировался в дзэн-буддизм. Для него характерны пренебрежение к внешней жизни, самоуглубление в личные проблемы, интуитивизм.

В середине ХХ в. дзэн-буддизм становится популярным в западноевропейских странах.

 

2.2. Художественная культура.

Искусство в Индии развивалось под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинениями по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира. И Веды, и Упанишады – это литературные памятники, созданные на древнеиндийском языке – санскрите. Их художественные достоинства и по сей день радуют сердца читателя.

В VII-VIII вв. н.э. в Индии сооружается храм Кайласы в Эллорских пещерах и создается изваяние Тримурти (триады из Брахмы, Вишну и Шивы) в Элефантских пещерах.

В период монгольского правления в Индии эта буддийская традиция в скульптуре сурово подавлялась. Следуя исламу, потомки Бабура запрещали изображать богов и поощряли орнаментальное искусство. Шедевром индийских мастеров является беломраморный с инкрустацией мавзолей Тадж-Махал.

Одна из жемчужин древнеиндийской литературы – «Махабхарата». В ее центре – преклонение перед Богом, его всесилием. «Поистине Брахман – это бессмертие. Брахман – впереди, Брахман – позади, Брахман – справа и слева, он простирается вниз и вверх, он – всесущее, он величайший».

Не менее знаменита и эпическая поэма «Рамаяна», в которой в красочной форме передаются приключения царя Рамы, озабоченного спасением своей возлюбленной Ситы. В ней фантастические сцены чередуются с изображением особенностей жизни древних индийцев, их быта и духовных терзаний.

Много произведений религиозно-эротическогосодержания появилось в Индии в период XVII-XIX вв. Здесь произведения Бихари Лала, Чинтамани, Бхаратчандро Рая, Рангина, Джан Сахаба.

В буддизме подобная литература невозможна. Срединный путь Будды исключает сладострастие и негу. Сам Будда оставил жену и избежал искушений Мара и его дочерей. В буддизме симпатия к живущему означает: не убивать никакого живого существа, не красть, не нарушать супружеской верности (а монах не должен прикасаться к женщине), не говорить неправду, не пить алкогольных напитков.

В Индии получили широкое развитие театр и драматическая литература. Свои истоки театр берет от гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах. Затем театр становится пропагандистом многочисленных легенд о Кришне. Видными драматургами Индии были Бхаса, Ашвагхоши. Последний был поклонником Будды и прославлял его в своих произведениях. Его перу принадлежит жизнеописание Будды «Буддачарита», которое получило распространение в Китае и Тибете.

 

2.3. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.

Почитание знаний – отличительная черта индо-буддийской культуры. Древнеиндийские афоризмы гласят: «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает», «не сравнится власть с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученного – повсюду», «лишенный знания – словно скотина».

Учиться в Индию приезжали из многих стран, а индийские специалисты по математике, медицине ценились в арабских, персидских, и среднеазиатских странах.

Особым почетом в Древней Индии пользовались астрономия и математика. Именно древнеиндийским мудрецам принадлежит честь изобретения десятичной системы счисления и знака «нуль».

Религиозно-практический характер носили и занятия химией и медициной. Индийские химики достигли больших успехов в области термической обработки металлов, кальцинирования и дестилляции. Химические знания применялись при изготовлении красок, лекарств, препаратов из ртути. Индийские ученые написали ряд работ по терапии и хирургии, и им же принадлежит догадка относительно кровообращения.

Отставая в области конкретных научных исследований, Индия имеет огромный задел для стратегической линии развития науки. Западноевропейский рационализм находится в кризисе. Превратив природу в инструмент, западноевропейская цивилизация вызвала к жизни экологический кризис, породила безумное потребительство и бездуховность. Человек индустриального общества мечется в поиске выхода из разлада с самим собой, с окружающей средой и природой.

И в настоящее время для русского народа сохраняют свою ценность достижения индийского искусства и индийской литературы. «Что остается мне делать там, где воруют и сам царь, и его советники, и главный жрец? Каков царь, таковы и подданные». И что можно возразить против мудрых слов Р.Тагора: «Зло не может быть позволить себе быть побежденным, Добро – может». Это не просто житейский совет, это принцип общественной жизни, которому, к сожалению, еще предстоит утвердится в умах людей и стать их политической прозорливостьюи мудростью.

 

Мир исламской культуры.

3.1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской культурами мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий.

Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали с торговых операциях меджу различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.

Курейшиты распадались на ряд родов: Хашим, Омейя, и т.д.Омейя главенствовали в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на земле.

Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока жив был пророк, не существовало сомнений, что ему принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.

Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени народы уже подготовлены к единобожию, отказывались от своих племенных богов и принимали культ единого великого Бога. К тому же арабские халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. Естественно, что население завоеванных территорий от Испании до Средней Азии за экономическое послабление готово было поклоняться Аллаху.

В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.

Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждении всесилия Аллаха вероотступников карали смертью.

Ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля – неподвижная плоскость. В одном из хадисов IX в. говорится: Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отстаивание этих стран в области науки и техники – все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.

 

 

3.2. Теократическая идея социального мира.

В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных.

В силу своей внутренней сплоченности, устойчивости к внешним переменам и преданности исламским ценностям, мусульманская умма оказалась способной противостоять западноевропейскому колониализму. Мусульманская культура нашла в себе силы для содействия национально-освободительному движению. Огромный авторитет Корана и политических лидеров, одновременно выступавших в качестве проповедников мслама, магически действовал на умы и сердца верующих.

Проблема мусульманского культурного наследия – одна из ключевых в национально-освободительном движении стран исламского мира. Неоднозначное понимание особенностей и специфики мусульманской культуры обусловливает острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил – от прогрессивных деятелей культуры, до представителей панислама и мусульманского национализма. Тезис о единой мусульманской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских народов немусульманским, при этом игнорируется специфика национальных культур отдельных народов, исповедующих ислам.

 

3.3. Художественные традиции исламского мира.

Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представлена Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль.

В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. На целенная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели, как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара – средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.

Исламская культура – одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: