РОЛЬ СЕМЬИ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ДЕТЕЙ




речь дошкольник языковой семья

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям, так и ему самому. Потому-то так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка в первые, наиболее восприимчивые годы его жизни.

В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи. Это должны помнить, этим проникаться родители и все окружающие детей в раннем детстве. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний ни был, не допускается. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное - говорить медленно, ясно и громко. [16]

Больше всего могут дать своим детям в их дошкольный период сами матери. Упрочить первые благие навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность самой матери, прежде всего. Но воспитание детей - дело трудное; многому надо научиться, многое почитать, продумать, прежде чем браться за него. Каждый опытный учитель, присматривающийся к вновь поступившим ученикам, очень скоро составляет себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему малолетнему члену, как в смысле его общего развития, так и в смысле развития его речи.

Если бы матери в должной степени понимали, какое громадное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответствующее их интересам и психологии словесное общение с ними, они, вероятно, находили бы большое времени для занятий со своими детьми.

От простой, понятной песенки, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-нибудь на диване, вмещающем и мать и детей, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка, расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, оставляющие в ней неизгладимые следы.[5]

Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. В семье создается то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное чтение детей, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть и развитию их языка.

В семье, где высоко поднято знамя родного языка, из повседневной жизни которой не выброшена родная литература, где властно царит живое художественное слово, развивается речь ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряется малейшее проявление литературных вкусов и исканий, язык нормального ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не формироваться здоровые литературные навыки и вкусы.

Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов - дело первейшей и существеннейшей важности. Служить этому делу самоотверженно и в полном единении должны и школа и семья, но последней принадлежит при этом начальная и первенствующая роль.

ПОРУЧЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

 

Существует методический прием, связанный с разговором, которому придается громадное воспитательное значение, - это методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлен семье, в которой в одних случаях сознательно, с других бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Но организованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.

Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:

) внимательно выслушать, что ему говорят.

) понять содержание обращенной к нему речи.

) запомнить сказанное.

) выполнить поручение.

) дать словесный отчет о выполненном.

) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку того или другого возраста.

Поручения можно уже давать детям полутора-двух лет. Вначале малышу предлагается принести или подать игрушку, находящуюся в его непосредственной близости, причем педагог указывает на нее.

В дальнейшем ребенку предлагается принести названную игрушку, находящуюся в числе других, уже без указания на нее. Далее поручения усложняются.[16]

В американских nursery schools в отношении к детям от 2 до 4 лет применяется прием, психологически глубоко обоснованный. Если нужно группе детей предложить пойти помыть руки, то воспитательница обращается нараспев к каждому из них в отдельности. Таким образом, в детях вырабатывается навык к послушанию, они приучаются вслушиваться в обращенное к ним слово и претворять его в действие.

Игры с детьми 2-4 лет и поручения являются прекрасным методическим приемом в интересах развития всех вышеперечисленных способностей. При умелом ведении их они проходят живо, весело и неизбежно сопровождаются речью.

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

 

Ситуативность в восприятии понимаемой речи сохраняется у ребенка до конца года. Так, девяти-, десятимесячный ребенок реагирует чаще всего на интонацию речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания тех слов, которые взрослый произносит. Это либо действие ребенка в ответ на сигнал: «Дай ручку», «Сделай ладушки»,- либо указательный жест, который ребенок обычно воспроизводит подражательно вслед за соответствующими движениями старшего или в ответ на вопрос: «Где папа?», «Покажи носик», «Где зайчик?»

Подобными играми-упражнениями взрослый вырабатывает у ребенка однотипную реакцию на словесный сигнал.

Однако еще нельзя сказать, что на этом этапе развития ребенок понимает речь. Он правильно реагирует на слово лишь в знакомой ему ситуации общения со взрослыми. Чем более вариативны отдельные условия это ситуации, тем скорее вычленяется для младенца слово как постоянный и неизменный ее компонент. Оно приобретает сигнальное значение, но это все еще сигнал первой сигнальной системы. О том, насколько трудной задачей для годовалых детей является переход к обобщениям, говорит то, что, например, девятимесячный ребенок правильно реагирует на вопрос «где папа?», но не понимает указания «иди к папе». К концу первого года жизни число таких узкопонимаемых слов и предложений обычно не превышает 12-18.

Резкие изменения в процессе развития речи происходят на втором и особенно на третьем годах жизни ребенка. Они являются следствием того, что в этот период существенно изменяется образ жизни ребенка - он начинает ходить. Став более самостоятельным в действиях, ребенок знакомится с новыми предметами, ощупывает их, пробует, манипулирует ими. Он вступает в новые формы общения с окружающими людьми.

Общение становится все более разнообразным Взрослые дают ребенку, начавшему ходить, разные поручения. Более широкое общение ребенка сначала с близкими ему людьми, а затем и с чужими взрослыми способствует быстрому превращению слова в обобщающий сигнал.

Роль опыта отчетливо проявляется в том, что одни слова для ребенка на определенном этапе его развития являются сигналами первой сигнальной системы, т. е. фактически именами вещей, в то время как обозначение других уже имеет все признаки сигнала обобщающего.

Исследования (Н.Г. Салмина, К.Л. Якубовская)[16] показали, что обобщающее значение слова формируется на любом содержании, предложенном ребенку. Это может быть обозначение цвета (красный нескольких оттенков, в который окрашены разные предметы: ведрышки, кубики, колечки, цилиндры), обозначение формы предмета, его величины, положения в пространстве. Упражнение в обобщении однородных по названному качеству предметов (хотя и отличающихся друг от друга) быстро совершенствует обобщающую функцию слова. Поэтому количество упражнений, необходимых для формирования обобщенного восприятия предмета по сигнальному признаку, выделенному словом («красный», «большой», «конус»), регулярно снижается. В формировании обобщения значительную роль играют и действия самого ребенка с предметом. Становясь старше, ребенок научается обобщать предметы по разным признакам.

Исследования физиологов показали, что речевые нервные связи образуются быстрее первосигнальных и оказываются очень стойкими и подвижными.

Благодаря обобщающей природе слова образовавшиеся связи обеспечивают реакцию не только на знакомый сигнал, но и на такие раздражители (на основе переноса), которых ранее в опыте ребенка не было. Эта особенность речевых связей влияет на всю приспособительную деятельность ребенка, обеспечивая ему быструю и успешную ориентировку в окружающих условиях. Услышав запрещающий сигнал «нельзя», ребенок уже на втором году жизни реагирует на него торможением своих движений даже в совершенно новой для него ситуации, если, конечно, такая реакция была выработана раньше.

Существенным достижением в развитии понимания речи в конце преддошкольного периода является овладение слушанием. Уже в младенческом возрасте ребенок сосредоточивается на голосе матери. Он его слышит. Сосредоточенность поддерживается, когда он одновременно следит за движениями ее губ, лица. После 6 месяцев он научается слушать короткие предложения, вопросы и отвечать на них соответствующими действиями. После года он слушает коротенькие стишки-прибаутки, песенки. Однако в этом периоде детства внимание ребенка привлекает не содержание речи взрослого, не то, о чем он говорит, а звучание его голоса. Лишь на втором году ребенок может понимать содержание самой речи. Он с удовольствием слушает короткую сказку про собачку или козлика и требует ее повторения. При этом малыш сразу замечает, если в знакомом ему тексте что-либо пропущено.

Возникая у малышей как средство общения, контакта со взрослыми, слушание у дошкольника становится могучим средством познания окружающего в его настоящем, прошлом и будущем. В процессе слушания совершенствуются различные психические процессы и качества ребенка: умение сосредоточиваться, воспринимать речь, запоминать, переживать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: