Недостатки речи детей могут быть классифицированы по трем категориям. К первой относят те, которые присущи всем детям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития; ко второй категории относятся недостатки, обусловленные особенностями конституции и неправильностями в развитии механизмов речи, и к третьей - приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.
По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорит следующее:
“Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:
)сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребенка еще недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только грубо общее усваивается;
2)апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обусловливает неодинаковое отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в частности;
)моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
4)ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевых восприятий, что обусловливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти. Ошибки этого рода присущи детям в тот ранний период, когда развиваются и совершенствуются механизмы речи”[16]
Если развитие ребенка протекает нормально, эти ошибки постепенно и последовательно изживаются сами собой. Обязательные педагогические мероприятия по отношению к ним должны выражаться только в одном: не воспроизводить этих ошибок, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.
Ко второй категории недостатков речи относятся недостатки анатомического и психофизического характера. К явлениям первого порядка относятся такие явления, как заячья губа, щели в нёбе или челюстях, второго - все виды заикания и часто глухонемота.
Необходимо популяризовать эти вопросы, обращать на них педагогов, родителей в интересах оберегания детей от воздействий, могущих оказать на их речь вредное влияние. Дети с ярко выраженными недостатками - глухонемые, заикающиеся - не должны воспитываться совместно с нормальными детьми.
Ошибки и недостатки речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающих на речь ребенка громадное влияние. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи людей, с которыми он живет.
Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; поднимать культуру речи окружающих; работать с семьей; каждому находящемуся в речевом общении с детьми относиться критически к собственной речи, работать над её усовершенствованием, всемерно заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образцы лишь совершенной речи. [16]
Но самое основное - неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно зарегистрировать главнейшие, преобладающие ошибки речи детей и уделять им специальное внимание. Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать к этим ошибкам внимание детей, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок.
Делать поправки следует только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем - раздражают детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, нужно не забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях.
) Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
) Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
) Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
) Продумывать обстановку, в которой живут дети, заботиться о постепенном расширении их социальных связей.
) Организовать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
) Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, - всех сотрудников детского сада.
) Содействовать овладению педагогами методами владения работы по развитию речи детей.
Ко времени передачи детей в школу результаты работы по развитию речи могут быть такими:
) Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках (качества, состояния, действия).
) Сравнение двух предметов
) Описание явлений природы на основании собственных наблюдений.
) Умение передать словом соотношение предметов в пространстве.
) Изложение условий игры, игровых процессов.
) Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов.
) Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен.
) Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и услышанного.
) Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т.д.
) Чтение. Медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов.
Язык - совершеннейшее орудие социально общения людей - в наших условиях является могучим фактором развития социалистической культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны заботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержание, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в полном соответствии с великим содержанием социалистической эпохи.