1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Психодинамические теории развития. Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона.
- Понятие малой группы в социальной психологии. Психологическая структура малой группы.
- Возникновение и развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания.
- Движущие силы развития личности по Адлеру. Стремление к превосходству. Гиперкомпенсация и компенсация.
- Природа и структура интеллекта. Подходы к диагностике интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равенна.
- Сознание, его свойства и признаки. Состояния сознания. Классификация измененных состояний сознания.
8. Теория стадий развития мышления Ж.Пиаже. Ее критика в отечественной и зарубежной психологии.
- Валидность психологических тестов. Виды валидности.
- Сенсорные и перцептивные процессы. Характеристика сенсорных процессов. Классификация ощущений.
- Движущие факторы развития личности в теории А.Бандуры. Самоэффективность и ее структура.
- Психология межгрупповых отношений. Основные теоретические подходы и феномены.
- Подходы к описанию и классификации характеров. Понятие о норме характера. Акцентуации характера.
- Взаимодействие генотипа и среды как движущая сила развития. Модель К.Уоддингтона. Динамика генетических влияний на развитие в течение жизни человека.
- Межличностное взаимодействие и межличностные отношения: понимание, структура, основные феномены.
- Общее представление о восприятии. Свойства перцептивных образов. Принципы выделения фигуры из фона.
- Механизмы психологический защиты.
- Понятие нормы, психодиагностические нормы (возрастные, внутригрупповые, процентили). Стандартизация психодиагностических тестов.
- Основные теоретические и методические подходы к исследованию восприятия.
20. Развитие привязанности и эмоциональных процессов в младенчестве и детском возрасте. Теоретическая концепция Дж.Боулби. Проблема социальной депривации.
- Методы сбора данных о личностных особенностях человека. L-, Q-, T-данные.
- Общее представление о памяти. Процессы, виды, аномалии памяти.
- Представление о личности и развитии личности в отечественной психологии.
- Психологические механизмы социальной перцепции.
- Исследование памяти в разных психологических школах. Основные факты и закономерности, которые были установлены.
- Основные концепции личности в зарубежной психологии.
- Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания.
- Память как высшая психическая функция. Управление мнемическими процессами.
Развитие и тренировка памяти.
- Основные проблемы и задачи развития в подростковом возрасте. Классические теории подросткового кризиса.
- Проективные методики: предназначение, особенности использования
- Воображение, образная память и творческое мышление. Творческая личность.
- Теория личностных конструктов Дж.Келли. Метод репертуарных решеток.
- Измерительные шкалы в психологии. Типы шкал, примеры.
- Понятие мышления. Виды мышления. Мыслительные операции и их нарушения.
- Генотипическое, фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
36. Доэкспериментальнные, квазиэкспериментальные, экспериментальные планы.
- Основные теоретические и методические подходы к изучению мышления.
- Теория личности К.Левина.
- Взаимодействие индивидов в малой группе. Лидерство в малых группах.
- Неосознаваемые явления в психике. Их классификация. Различные подходы к изучению.
- Свойства личности по Г.Айзенку и классические типы темперамента. Методы оценки свойств личности (EPI, EPQ).
- Категория общения в социальной психологии. Функции и уровни анализа.
- Язык и речь. Виды речи. Особенности вербальной и невербальной коммуникации.
- Основные постулаты теории З.Фрейда. Происхождение и функции ОНО, Я и Сверх-Я. Типы фиксаций и характер.
- Экспериментальные переменные: ЗП, НЗП. Факторы, нарушающие внешнюю и внутреннюю валидность и их контроль.
- Понятие значения слова. Развитие значения в онтогенезе.
- Учение Роттера о поведенческом потенциале. Субъективная значимость подкрепления. Локус контроля. Психологический портрет интернала и экстернала.
- Групповая динамика: понимание, основные феномены: конформизм, лидерство, групповое принятие решений.
- Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Ошибки рассеянности.
- Стадия сенсомоторного развития по Ж.Пиаже. Современные представления о когнитивном развитии в младенчестве.
- Проблема группы в социальной психологии. Основные классификации групп.
- Отечественные и зарубежные теории внимания.
- Соотношение характера и личности. Развитие личности в онтогенезе. Критерии сформированности личности.
- Понятие теста. Типы тестовых процедур.
- Понятие потребности, мотива, мотивации. Их виды и структуры. Развитие и нарушения мотивационной сферы.
- Основные теории онтогенетического развития знаковых функций.
- Проблема надежности психодиагностических методик. Типы надежности и способы определения. Связь надежности и валидности.
- Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
59. Стадия репрезентативного интеллекта по Ж.Пиаже. Феномены Пиаже.
- Алгоритм экспериментального исследования.Уровни регуляции деятельности. Произвольная и волевая регуляция.
- Основные структуры личности по К.Г.Юнгу. Коллективное и индивидуальное бессознательное. Основные архетипы человека.
- Методы социально-психологического исследования.
- Виды, параметры и функции эмоциональных процессов. Развитие и нарушение эмоциональной сферы.
64. Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
- Социальная установка, стереотипы и предрассудки. Социальные установки и поведение.
- Психические состояния, их виды. Диагностика и управление состояниями.
- Теории развития игры. Символические репрезентации в игре и рисовании.
- Социализация личности: понимание, этапы и механизмы.
- Понятие стресса в психологии. Виды стресса. Переживание стресса.
- Конкретно-логический и формально-логический интеллект по Ж.Пиаже. Их сходство и различия.
- Психодиагностика индивидуальных особенностей. Использовании личностных опросников (16PF, MMPI и др.).
- Понятие личности в отечественной психологии. Личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности. Структура личности.
- Развитие познавательных процессов на протяжении жизни человека.
- Основные теоретико-методологические подходы к исследованию конфликта в социальной психологии. Основные типы поведения людей в конфликте.
- Темперамент и характер. Теории темперамента.
- Развитие речи в онтогенезе. Значение речи для развития личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сферы.
- Методы нейропсихологического обследования.
- Основные направления развития научных представлений об эмоциях и чувствах.
- Представления о стадиях развития взрослого человека в различных теоретических подходах. Основные периодизации.
- Психодиагностика готовности к школе
- Способности и задатки. Структура способностей. Проблема развития способностей.
- Развитие в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте. Кризис семи лет. Проблема готовности к школе.
- Прогностичность психологических методик. Связь с надежностью и валидностью. Объединение данных различных тестов.
- Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности. Механизмы регуляции действий и операций.
- Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в развитии.
- Психодиагностика в процессе профориентации и профотбора. Диагностика способностей и мотивации.
- Культурно-историческая парадигма в психологии. Высшие психические функции.
- Основные постулаты теории личности К.Роджерса. Понятие Я-концепции. Развитие Я-концепции.
- Диагностика креативности. Тест Торренса. Тест Медника.