Электронный дневник
«ЭкоТимуровцы»
Отряд «Друзья»,
пионерская дружина
им.Лизы Чайкиной
Руководитель: Шиловец
Надежда Сергеевна
Аг.Клястицы, 2021г
ЗАДАНИЕ 1 «Экофлешмоб»
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457242945%2Fwall202418284_34332
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457242946%2Fwall202418284_34332
ЗАДАНИЕ 2 «Царство животных»
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457243137%2Falbum202418284_00%2Frev
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457243156%2Falbum202418284_00%2Frev
ЗАДАНИЕ 3 «Птичья столовая»
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457243347%2Fwall202418284_34881
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457243348%2Fwall202418284_34881
https://vk.com/id202418284?z=photo202418284_457243349%2Fwall202418284_34881
ЗАДАНИЕ 4 «Экологические задачи»
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239181%2Fwall-201954116_60
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239182%2Fwall-201954116_61
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239183%2Fwall-201954116_61
ЗАДАНИЕ 5 «Вода»
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239323%2Fwall-201954116_116
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239408%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239400%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239401%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239402%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239404%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239406%2Fwall-201954116_138
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239407%2Fwall-201954116_138
ЗАДАНИЕ 6 «Воздух»
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239623%2Fwall-201954116_230
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239624%2Fwall-201954116_231
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239626%2Fwall-201954116_231
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239629%2Fwall-201954116_231
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239630%2Fwall-201954116_231
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239631%2Fwall-201954116_231
https://vk.com/public201954116?z=photo-201954116_457239632%2Fwall-201954116_231
ЗАДАНИЕ 7 «Разработка и реализация экологического проекта в своей местности»
Проект «Экологический калейдоскоп»
ВВЕДЕНИЕ
|
Цель: Привлечение учащихся школы к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
- изучение наиболее интересных групп растительного мира местных экосистем;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- выявление экологических проблем своей местности и их практическое решение;
- создание условий для самореализации детей и подростков.
При организации проекта была определена тематика заданий в рамках данного проекта. Изучение видового разнообразия растений включало в себя группы наиболее интересных организмов растительного мира, которые встречались на нашем маршруте.
Первая группа организмов – это растения Красной книги Беларуси. Они требуют охраны и бережного отношения со стороны человека, что делает актуальным данный вопрос изучения.
Вторая группа - ядовитые растения и грибы. Важно знать их, чтобы чувствовать себя безопасно в мире растений.
Третья группа - лишайники. Это уникальные организмы, которые могут произрастать практически в любых безжизненных средах при условии чистого воздуха. Данная группа может быть использована для изучения уровня загрязнённости воздуха в данной местности. Атмосферный воздух играет важную роль в жизни живых организмов. Имея характерный газовый состав, он служит для дыхания, а значит и для осуществления всех метаболических процессов в организме. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению воздуха. Много вредных газов поступает в него при сгорании топлива на теплоэлектростанциях при работе заводов и фабрик, от различных видов транспорта. Изменение газового состава воздуха ведёт к гибели многих живых организмов, а так же приносит страдания и самому человеку.
|
При организации проекта осуществлялась экологическая деятельность отряда, которая включала в себя:
- уборка леса от мусора;
- уборка мест и зон отдыха;
- уборка мусора и благоустройство берегов реки Нища и Клястицкого водохранилища;
- посадка леса в рамках акции «Неделя леса» и оказание помощи Якубовскому лесничеству;
- сбор пластика;
- выявление мест свалок на территории агрогородка;
- озеленение пришкольной территории и окрестностей агрогородка.
Место проведения исследования: окрестности д. Клястицы(Приложение №1)
Оборудование:
1. Фотоаппараты
2. Ножи для снятия лишайников
3. Пакеты для исследуемых растений
4. Походное снаряжение
5. Определители растений
6. Микроскопы
7. Пакеты для мусора
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Агрогородок Клястицы - прекрасный уголок Беларуси. Место уникальное: входит в маршрут «Голубое ожерелье Россон», почти вплотную к деревне подходит живописный массив леса – заказник «Красный бор», через деревню протекает река Нища, которая начинается с красивого лесного озера в соседнем районе и несёт свои прозрачные воды в Западную Двину. Не менее живописны и другие близлежащие деревни. Большую часть сельского совета занимают леса, болота, поэтому не удивительно, что сама природа благоприятствует тому, что именно здесь можно встретить редкие виды растений. Однако есть и отрицательные факторы, которые влияют на природу.
|
Во-первых, примерно в 50 километрах от нас находятся города Полоцк и Новополоцк, которые, как известно, довольно крупные промышленные центры и являются загрязнителями окружающей среды.
Во-вторых, на данной территории ведётся вырубка лесов, которая может привести к глобальным изменениям в природе.
И, наконец, в третьих, местные жители сами наносят ущерб природе: это и почти ежегодные пожары на торфяниках, и выжигание травы, сброс в водоёмы сельскохозяйственных отходов, замусырование территории и некоторые другие факторы. Все эти факторы могут пагубно повлиять на те охраняемые виды. которые сейчас встречаются.
Все эти факторы и повлияли на выбор основных направлений исследования. Важно знать и охранять растения Красной книги, а определив при помощи лишайников степень загрязнённости воздуха можно предположить что в дальнейшем ожидает растительный мир нашей местности. Однако среди растений есть такие, которые не являются охраняемымии могут привлекать внимание человека. Среди них могут быть ядовитые растения.
Основные гипотезы:
1. На исследуемом маршруте могут встречаться растения, занесённые в Красную книгу. Такие растения могут быть на реке, в лесу, на болоте.
2. На данном маршруте могут встречаться ядовитые растения и грибы. Наибольшая вероятность их нахождения: в лесу и возле реки.
3. В нашей местности имеются некоторые группы лишайников. Среди них преобладают накипные и листовые, возможно есть кустистые, которые встречаются только в местах с очень чистым воздухом.
ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объекты исследования:
1. Растения, занесённые в Красную книгу;
2. Ядовитые растения;
3. Лишайники
Задачи исследования:
1. Провести социологический опрос населения по основным вопросам исследования.
2. Изучить видовое разнообразие растений, занесённых в Красную книгу, особенности их биологии и основные факторы угрозы.
3. Изучить видовое разнообразие ядовитых растений и грибов, особенности их биологии, влияние на здоровье человека
4. Изучить видовое разнообразие лишайников, особенности их биологии.
5. С помощью лишайников выявить уровень загрязнения воздуха на исследуемой территории.
6. Выявить основные экологические проблемы данной местности.
Методы исследования:
- экскурсии;
- походы;
- наблюдения;
- работа с определителями;
- анализ дополнительной литературы;
- лихноиндикация.
Первое направление работы. «Изучение растений, занесённых в Красную книгу Беларуси».
Перед началом работы была тщательно изучена литература: «Красная книга Беларуси», определитель диких растений. Так как маршрут включал экосистемы леса, луга, верхового болота, реки, то выделили те растения, которые могли бы там встречаться. Используя Красную книгу, определили ареалы распространения этих растений. Выявили растения с ареалами в Поозерье. Второй этап работы - анализ социологического опроса населения. Собрав все факты воедино, были проведены экскурсии и походы по данному маршруту. В ходе них тщательно исследовались все вышеперечисленные экосистемы, найденные растения были сфотографированы. В отдельных случаях брали части растений для более детального определения.
Второе направление работы «Изучение ядовитых растений»
Перед началом работы была тщательно изучена литература: определитель диких растений, найдена информация в интернете про ядовитые растения Беларуси. Выделили те растения, которые могли бы встречаться в вышеперечисленных экосистемах. Второй этап работы - анализ социологического опроса населения. Собрав все факты воедино, были проведены экскурсии и походы по данному маршруту. В ходе них тщательно исследовались все экосистемы, найденные растения были сфотографированы, сверяли данные с данными литературы.
Третье направление работы «Изучение лишайников и определение с их помощью уровня загрязнения воздуха»
Перед началом работы также была тщательно изучена литература: определитель лишайников, изучена простая методика по определению качества воздуха методом лихеноиндикации выделили лишайники, которые могут встречаться в крайних северных районах Беларуси. После обработки материала, были проведены экскурсии по данному маршруту и сбор образцов лишайников. Причём образцы брались в 5 различных зонах: возле школы, на окраине деревни, в лесу, на болоте, возле реки, Лишайники разделялись на группы по типу слоевища: накипные, листовые или кустистые. Дальнейшая работа проводилась в школьном кабинете химии. Здесь при помощи качественных реакций с применением щелочей, кислот или бромной воды определялось окрашивание слоевища лишайников. По характерному окрашиванию определялся вид лишайников. Далее подсчитывалось количество лишайников каждой группы, и по таблице определялся уровень загрязнённости воздуха.
Обработка результатов проводилась согласно методике.
Виды лишайников | Степень загрязнения воздуха |
Отсутствие лишайников | Уровень сернистого газа более 0.3 мг. на куб. метр |
Накипные и один вид листовых | Критическая зона, уровень сернистого газа от 0.3 до 0.11 мг. на куб. метр |
Листовых 2-5 видов | Умеренная зона, уровень сернистого газа от 0.05 до 0.1 мг. на куб. метр |
Кустистые | Чистая зона, уровень сернистого газа менее 0.05 мг. на куб. метр |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Было опрошено 30 человек разного возроста, школьников, пенсионеров и людей разных профессий.
1) Есть ли поблизости охраняемые территории?
- да, Красный бор – 20 человек
- наверное – 8 человек
- не знаю – 2 человека
2) Вы слышали про Красную книгу?
- да, в неё занесены редкие виды – 28 человек
- что-то слышал – 1 человек
- не слышал – 1 человек
3) Как вы думаете, есть ли в окрестностях вашего населённого пункта, растения Красной книги?
- есть – 4 человека
- нет – 9 человек
- не знаю – 6 человек
- возможно – 11 человек
4) Как вы поведёте себя, если увидите очень красивое растение?
- сорву в букет – 18 человек
-сфотографирую – 2 человека
- посмотрю и пойду дальше – 10 человек
5) А можно ли срывать все понравившиеся вам растения?
- почему бы и нет – 13 человек
- наверное можно – 6 человек
- нельзя, они могут быть ядовиты – 5 человек
- нельзя, они могут быть очень редкие – 2 человека
- нельзя, но почему, не знаю – 5 человек
6) Что вы знаете про лишайники?
- растут на деревьях, заборах, в общем, везде – 10 человек
- что-то слышал – 13 человек
- «а кто это?» - 7 человек
7) Знаете ли вы ядовитые растения и грибы?
- волчьи ягоды, мухомор, поганка – 18 человек
-всякие поганки – 10 человек
- говорят бывают – 2 человека
8) Существуют ли экологические проблемы в вашей местности?
- да, например, вырубка леса – 7 человек
- не знаю – 15 человек
- наверное нет, мы же живём в чистом районе – 8 человек.
Продолжение по ссылке
https://vk.com/public201954116?w=wall-201954116_351