Принципы отбора методов и приёмов.




Основные три группы задач нравственного воспитания

выделили В.И.Логинова и П.Г.Саморукова:

1)Формирование нравственного сознания подрастающего поколения - система нравственных представлений, понятий, суждений. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления связанным с конкретным опытом поведения, общения отношения со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментальностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жесткости, трусости, лености и т.д.

2. Формирование нравственного поведения детей на всех этапах развития. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Нравственное формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта нравственного поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися нравственными представлениями.

3. Формирование нравственных чувств и отношений. В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения подражательность, педагоги воспитывают у детей первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, коллективизма. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувства любви к Родине, интернациональные чувства и др.

4. Главная функция нравственного воспитания в обществе состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение. Нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. Для этого необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, чувств и поведения.

Культура поведение составляет важную часть нравственного содержания.

Культура поведения - широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений, отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.

Средства воспитания культуры поведения.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств.

Принципы отбора методов и приёмов.

Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Современная педагогика опирается на принцип двусторонней активности - активности воспитателя и воспитанника, согласно которому ребёнок является одновременно объектом и субъектом педагогических воздействий. Обеспечить активность воспитуемого можно только при участии постоянного внимания педагога к внутреннему миру ребёнка и учёта его возрастных и индивидуальных особенностей. Опираясь на это, педагог обоснованно выбирает средства и методы воздействия.

Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Если главной задачей морального развития является развитие нравственных чувств, то основными методами во всех программах являются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой нравственного сознания. Предполагается, что знание нравственных норм меняется залогом альтруистического поведения.

Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает прямую проекцию правила или образца поведения в практическое действие ребенка. В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия: но для морального развития такое различение необходимо.

2. Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании этикетного поведения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей: первый как профессионал дает ориентиры формирования этикетного поведения, второй ежедневно практически организует, контролирует, подправляет деятельность ребенка по самовоспитанию. Первый больше работает с детским коллективом, второй — с отдельным ребенком. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например, по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, не следует ставить перед собой задачу обучения родителей правилам этикета. Помня, что взрослого человека надо учить осторожно и ненавязчиво, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как вы должны, вы обязаны, заменяя их словами разумно, желательно, целесообразно, лучше для вашего ребенка.

Цель воспитателя — довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Журнал «Дошкольное воспитание» предназначен для специалистов педагогического дела, но есть родители, читающие его с удовольствием. Раскрывая содержание научно-педагогической статьи, желательно адаптировать её к пониманию родителями. Среди популярных изданий можно порекомендовать журналы «Няня», «Кроха», «Наш малыш» и др., предназначенные специально для родителей.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителям. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: