МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ АВИАЦИОННО-ТРАНСПОРТНОЕ
УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.А.НОВИКОВА
Кафедра 5 Р. Г. Манукян
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ТРАНСПОРТЕ
ЧАСТЬ III
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Санкт-Петербург
Г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение в курс обучения
Примерный тематический план
Раздел 1. Термины и определения в области воздушных перевозок и управления их качеством
Раздел 2. Общие принципы организации и проведения грузовых авиаперевозок
Особенности воздушной перевозки
Классификация перевозимого груза
Основные функции и задачи предприятий воздушного транспорта
Функции авиакомпании
Функции агентств воздушных сообщений
Функции и задачи службы организации перевозок аэропорта
Производственная деятельность службы организации грузовых перевозок
аэропорта на различных этапах обработки груза
Общие положения
Транспортно-складская логистика
Состав грузового комплекса
Средства механизации и оборудование для обработки грузов
Отправляемый (экспортный) груз
Общий порядок работы СОГП при обслуживании отправляемого груза
Приемка груза
Принимаемый (импортный) груз
Транзитный (трансфертный) груз
Технология контроля прибывшего воздушного судна
Раздел 3. Особенности организации перевозок отдельных категорий груза
Консолидированный груз
Несопровождаемый багаж
Дипломатический груз
Перевозка грузов с объявленной ценностью и ценных грузов
Перевозка предметов искусства и музейных ценностей
|
Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов
Перевозка скоропортящегося груза
Перевозка живых животных
Перевозка человеческих останков и останков животных
Организация и проведение перевозок оружия и боеприпасов к нему
Перевозка влажного груза
Перевозка груза с сопровождающим
Перевозка трансферного груза
Перевозка груза в контейнерах и в пакетированном виде
Общие правила перевозки
Правила укладки грузов в контейнеры
Раздел 4, Перевозка опасных грузов воздушным транспортом
Общие положения
Общие понятия об опасных грузах
Требования к организации и проведению перевозок опасных грузов для
эксилуатанта воздушного транспорта
Классификация опасных грузов
Общие положения
Классификация ОГ по степени опасности
Опасные грузы, запрещенные к перевозке при любых условиях
Классификация опасных грузов по их физико-химическим свойствам
Перечень опасных грузов
Упаковочные комплекты
Документация при перевозках опасных грузов
Действия при инцидентах с опасными грузами на земле
Действия при инцидентах с опасными грузами в воздухе
Меры первой само - и взаимопомощи при поражениях опасными веществами
Раздел 5. Упаковка и маркирование грузов
Общие сведения об упаковке грузов
Маркировка грузов.
Раздел 6. Погрузка, размещение и швартовка грузов на борту ВС
Общий порядок проведения погрузочно - разгрузочных работ
Меры безопасности при погрузке (выгрузке)
Размещение грузов в грузовой кабине (отсеке) ВС
Дополнительные требования по погрузке и размещению опасных грузов
|
4.1. Общие требования
4.2. Размещение токсических и инфекционных веществ
4.3. Погрузка самонадувающихся устройств для спасения жизни людей
4.4. Дополнительные требования по обработке и погрузке РВ
5. Размещение опасных и специальных грузов на борту ВС
6. Крепление (швартовка) грузов в грузовой кабине ВС
Раздел 7. Перевозочная и сопроводительная документация грузовых воздушных перевозок..
Документация, представляемая грузоотправителем
1.1. Общие сведения
1.2. Ответственность грузоотправителя за заполнение документации
1.3. Порядок заполнения и содержание «Заявки грузоотправителя»
1.4. Порядок заполнения и содержание «Декларации грузоотправителя на опасные грузы»
1.5. Документация, подтверждающая сведения, приводимые грузоотправителем.
2. Документация авиакомпании или ее агента
2.1. Грузовая накладная
2.2. Почтовая накладная
2.3. Уведомление об изменении оплаты за перевозку груза
2.4. Контрольный лист приемки опасного груза
2.5. Грузовой манифест
2.6. Сводная загрузочная ведомость
2.7. Передаточная ведомость
2.8. Центровочный график и схема загрузки самолета
2.9. Информации командиру ВС о наличии опасных грузов на борту ВС.
3. Документирование неисправностей при перевозке грузов
3.1. Документирование неисправностей при перевозке грузов по требованиям Российской Федерации
3.1.1. Общие положения
3.1.2. Составление «Актов о неисправностях»
3.1.3. Составление "Коммерческих актов»
3.2. Документирование неисправностей при перевозке грузов по требованиям ИАТА
3.2.1. Акт о повреждении/уничтожении груза
3.2.2. Акт - сообщение о невручении груза
|
Введение в курс обучения.
Цели и задачи курса.
Совершенствование системы ВП на воздушном транспорте России проходит по многим направлениям Основным звеном в эффективном функционировании системы ВП становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и сертификации сотрудников СОПП, СОПГП и АВС.
Данный материал учебного пособия разработан для подготовки специалистов в сфере обслуживания грузовых перевозок на ВТ.
Цель начальной подготовки специалистов грузовых перевозок и курсантов училища необходимые основы теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими функциональных обязанностей по организации грузовых перевозок в аэропортах и авиакомпаниях России.
Курс предназначен для начальной базовой подготовки сотрудников грузовых перевозок и курсантов училища целью:
Ø Получения необходимых основ теоретических знаний в области авиационных перевозок грузов
Ø Получения в период прохождения производственной практики (испытательного срока) практических навыков по выполнению своих функциональных обязанностей.
Ø Определения, по результатам теоретических знаний и практических навыков, профессиональной пригодности для работы в системе ГА.
Курс начальной подготовки может применяться:
Ø Для обучения курсантов училища по специальности 100112 и 2401.
Ø Для подготовки сотрудников СОП, СОПГП и АВС в сфере обслуживания грузовых перевозок к самостоятельной работе.
Ø Для усвоения ими необходимых теоретических знаний по грузовым перевозкам, в ходе проведения плановых занятий.
В результате освоения программы начальной подготовки сотрудники грузовых перевозок и курсантов училища должны знать:
Ø Структуру и функции внутриотраслевой системы воздушных перевозок;
Ø Организацию и функционирования ГА;
Ø Структуру, деятельность и взаимодействие служб конкретного аэропорта (авиакомпании);
Ø Приложения 9 ИКАО Стандарты и Рекомендуемую практику;
Ø Нормативно-правовую базу воздушных перевозок в РФ, требования нормативных документов ФАВТ МТР в области почтово-грузовых перевозок, работ и услуг;
Ø Организацию и управления воздушными перевозками (ВП) в аэропорту (авиакомпании);
Ø структуру, деятельность и взаимодействие СОПГП с другими службами аэропорта (авиакомпании) при организации ВП;
Ø критерии качества обслуживании грузовых перевозок;
Ø бронирование и продажу грузовых перевозок и услуг;
Ø требования государственных органов при обслуживании грузовых перевозок;
Ø грузовые комплексы и их параметры;
Ø перевозку грузов на особых условиях;
Ø перевозку опасных грузов;
Ø неисправности при перевозке грузов и почты;
В результате освоения программы начальной подготовки специалисты грузовых перевозок и курсанты училища должны уметь:
- осуществлять бронирование и продажу грузовых перевозок и услуг;
- осуществлять контроль за соблюдением правил внутренних и международных перевозок, применения тарифов, приказов, инструкций и других документов, регламентирующих организацию перевозки почты и груза;
- совершенствовать технологии и повышать уровень организации перевозок
почты и груза;
- обеспечивать высокий уровень культуры обслуживания грузовой
клиентуры;
- анализировать, оценивать и обеспечивать безопасность на воздушном транспорте
- ориентироваться на территории аэропорта (авиакомпании)
- пользоваться имеющимися средствами связи;
- выполнять свои функциональные обязанности и осуществлять обслуживание
грузовых перевозок в аэропорту (авиакомпании).
ВВЕДЕНИЕ
В экономической жизни нашей страны отношения, связанные с транспортом, имеют важное значение. Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция – деятельность по территориальному перемещению грузов и людей.
От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
Транспорт – одна из самых монополизированных отраслей человеческой деятельности. Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется в нашем случае доставить груз в указанный пункт назначения, а отправитель груза обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
Продукцией транспорта является завершенное перемещение (перевозка) по определенным маршрутам пассажиров и грузов.
Производители данной продукции на воздушном транспорте являются авиакомпании и предприятия (перевозчик), обеспечивающие все процессы производства воздушных перевозок
Особенностью продукции воздушного транспорта, отличающей его от других видов транспорта, является скорость перемещения. При пользовании воздушным транспортом сокращается разрыв во времени между производством и потреблением продукции. А поскольку стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства, следовательно, при меньшем разрыве от времени производства до времени потребления стоимость товара повышается.
Развитие воздушного транспорта Российской Федерации на современном этапе характеризуется значительной интенсивностью роста воздушных перевозок, внедрением на воздушных линиях новых типов самолетов большой пассажировместимости, расширением сети воздушных сообщений, вводом в эксплуатацию аэропортов с высокой пропускной способностью.
Основными задачами, стоящими перед воздушным транспортом является:
· Обеспечение полной безопасности полетов.
· Повышение регулярности воздушных сообщений.
· Повышение технико-экономических показателей воздушного транспорта.
Улучшение технологии производственных процессов наземного обслуживания пассажирских и грузовых перевозок. Особенности воздушного транспорта представлены его преимуществами и недостатками по сравнению с другими видами транспорта.
Преимущества воздушного транспорта:
1.Скорость – с повышением скорости сокращается время доставки и ускоряется процесс общественного воспроизводства.
2.Высокая проходимость воздушного транспорта – в силу физико-географических условий проходимости других видов транспорта ограничена.
3.Возможность выбора многочисленных вариантов авиационных связей исходя из потребностей в воздушном сообщении.
4.Возможность установления авиационных связей в более короткие сроки, чем на других видах транспорта.
5.Использование для производства на воздушном транспорте меньших по площади территорий.
Одной из главных стратегических задач управления авиатранспортным производством является привлечение клиентуры и возможно полное удовлетворение её запросов с одновременным экономическим эффектом для самого авиаперевозчика.
Организация воздушных перевозок является сравнительно новой отраслью науке, ставящей своей целью разработку оптимальной технологии производственных процессов, обслуживания пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте.
При сегодняшних все время изменяющихся требованиях к рынкам сбыта производители различной продукции выбирают международных логистических партнеров для контроля цен, получения дополнительных прибылей и упрощения процесса реализации продукции или покупки необходимых товаров. Изменения на рынке заключаются в обострении конкурентной борьбы, скачкообразный подъем информационных технологий, рост значимости поставщиков.
Производителям и потребителям продукции необходима, таким образом, безупречная система функционирования, обеспечивающая информацию и контроль всего процесса от получения накладной о продаже в стране покупки до момента доставки груза в пункты назначения.
В настоящее время в России функционируют специализированные грузовые компании, которые, оказывают своим клиентам следующие виды услуг:
- бронирование провозной емкости для перевозки груза клиентов;
- обработка грузов, прибывающих авиационным и автомобильным транспортом;
- хранение на своих складах грузов, включая опасные, ценные, скоропортящиеся, растения и животных;
- расконсолидация грузов, прибывающих авиационным и автомобильным транспортом;
- обеспечение транзита грузов, следующих через Москву в другие, пункты назначения в России и за границу;
- организация и обслуживание грузовых чартерных рейсов;
- доставка грузов до «двери» автомобильным транспортом в пункты назначения в России и ближнем зарубежье;
- экспедирование грузов;
- обеспечение дополнительных мер по охране и сопровождению ценных грузов до места назначения;
- страховые услуги на канале авиационных и смешанных перевозок.
Наиболее актуальным для грузоотправителя в настоящее время является поиск надежного и недорогого перевозчика, а также таможенная очистка грузов. Если авиакомпания, создав такую фирму, поручит ей поиск грузоотправителей и последующую «растаможку» грузов, это даст авиакомпании не только устойчивый грузопоток и загрузку своих самолетов, но и дополнительный источник доходов.
Для организации подобной компании, по выполненным автором расчетам, потребуется порядка 300 тыс. долл. (создание таможенного склада, подготовка персонала и получение работниками Лицензий таможенных брокеров), которые окупятся в течение трех месяцев.
Сотрудники брокерской грузовой компании, примером которой может служить лидер в этом бизнесе «Fritz&Co», оказывают клиентам услуги, освобождающие их от затрат на прессу и адвокатов. Это имеет особую ценность, так как Таможня обращает все больше внимание на выполнение таможенных правил.
Поскольку такая компания координирует доставку от начальной точки до пункта назначения, клиент может получить информацию о состоянии и месте нахождения груза в любой момент времени. Информационная система содержит такие справочные данные: имя грузоотправителя; финансово ответственное лицо; международные авиатарифы; внутренние авиатарифы; количество груза; описание груза; номер накладной и т.д.
Большинство же российских грузовых компаний выполняют следующие функции: подбор авиаперевозчика, оформление и организация перевозки груза, выгрузка и таможенная очистка грузов, хранение его на складе и доставка «до двери» грузополучателя.
Основной доход такие компании получают за счет того, что получают с клиента, например, 2.5$//1 кг груза за перевозку и растаможку, а себестоимость этих работ составляет 1.8$/1кг.
Как показывает опыт, рентабельность таких компаний, которые, к сожалению, учреждаются обычно не авиакомпаниями, составляет 80%.
Термины и определения
Авиагрузовая накладная (Air Waybill) - документ, который представляет собой либо авиагрузовую накладную, именуемую «авиагрузовая накладная компании», с предварительно напечатанной идентификацией Перевозчика, выдающего перевозочные документы, либо авиагрузовую накладную, именуемую «нейтральная авиагрузовая накладная», без предварительно напечатанной идентификации Перевозчика, выдающего перевозочные документы, в любой форме, и используемую другими Перевозчиками, кроме авиаперевозчика. Авиагрузовая накладная оформляется грузоотправителем или по его поручению (доверенности) другим лицом или организацией. Она подтверждает контракт между грузоотправителем и Перевозчиком (ами) на перевозку груза по маршрутам перевозчика(ов).
Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Авиаотправление - почтовое отправление, принимаемое к пересылке воздушным транспортом.
Агент - юридическое или физическое лицо, уполномоченное действовать за перевозчика или от его имени.
Акт о неисправностях при перевозке багажа (PIR - Property Irregularity Report), груза (CIR - Cargo Irregularity Report) - документ, оформленный перевозчиком в присутствии пассажира (получателя) немедленно по обнаружении вреда, причиненного багажу (грузу), перевозка которого произведена воздушными судами одного или нескольких перевозчиков. Акт подписывается перевозчиком и пассажиром (получателем).
Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Аэропорт (пункт) назначении - аэропорт (пункт), в который должен быть доставлен пассажир, багаж или груз, согласно договору воздушной перевозки.
Аэропорт (пункт) остановки — промежуточный аэропорт (пункт), в котором пассажир, согласно договору воздушной перевозки, временно прерывает полет.
Аэропорт (пункт) отправления - аэропорт (пункт), от которого, согласно договору воздушной перевозки, начинается перевозка пассажира, багажа или груза.
Аэропорт (пункт) трансфера - аэропорт (пункт), указанный в билете или грузовой накладной, в котором, согласно договору воздушной перевозки, пассажир совершает пересадку или осуществляется перегрузка груза с одного рейса на другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.
Багаж - личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Под термином "багаж" понимается как зарегистрированный, так и незарегистрированный багаж.
Багаж зарегистрированный - багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку.
Багаж не зарегистрированный - багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика и удостоверяемый биркой "В салон".
Багаж несопровождаемый - багаж, принятый к перевозке отдельно от пассажира и оформленный грузовой накладной в качестве груза.
Багаж платный - часть массы багажа, которая превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа или требует обязательной оплаты независимо от указанной нормы.
Багажная бирка - документ, выдаваемый перевозчиком исключительно для опознавания зарегистрированного багажа.
Барабан - транспортная чара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном.
Безопасность - состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем (термин применяется только в стандартах по качеству).
Билет (пассажирский билет и багажная квитанция) - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора и условия воздушной перевозки пассажира и его багажа.
Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
Бочка - транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигами качания, с доньями.
Бронирование - предварительное выделение на воздушном судне мест для перевозки пассажиров, а также объема и тоннажа для перевозки багажа и грузов.
Вещества - твердые или жидкие индивидуальные химические соединения или механические смеси веществ.
Вещества горючие (сгораемые) - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61 °С в закрытом тигле или 66 °С в открытом тигле, зафлегматизироваиных смесей, не имеющих вспышку в закрытом тигле, относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °C.
Вещества жидкие (жидкости) - вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25 °С и давлении 101,3 кПа меньше 101,3 кПа. К жидкостям относят также твердые плавящиеся вещества, температура плавления или каплепадения которых меньше 50 °С.
Вещества и материалы твердые - индивидуальные вещества и их смесевые композиции с температурой плавления или каплепадения больше 50 °С. а также вещества, не имеющие температуру плавления (например, древесина, ткани и т. п.).
Вещества негорючие (несгораемые) — вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).
Вещества трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.
Взрыв массой - взрыв, который одновременно охватывает весь груз.
Взрывчатое вещество - твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по ceбe способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что вызывает повреждения окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.
Взрывчатое изделие - изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.
Вид опасности груза - признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классом (подклассов).
Вид опасности груза дополнительный - вил опасности, не являющийся основным.
Вид опасности груза основной - вид опасности, характерный для класса, (подкласса), к которому отнесен груз.
Вид тары - классификационная единица, определяющая тару по форме.
Вид транспортной услуги - совокупность однородных транспортных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками.
Вкладыш - элемент тары или упаковки, предназначенный для предотвращения потери (просыпания) продукции через не плотности тары или защиты тары от вредного воздействия продукции.
Внешняя упаковка - тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения.
Примечание. Данное определение не включает средства пакетирования грузов.
Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
Возврат сумм - выплата пассажиру (отправителю) либо лицу, его представляющему, части или всей стоимости перевозки или обслуживания, которые были им ранее оплачены, но не использованы.
Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Газ окисляющий - газ, для которого характерна цепная окислительно-восстановительная реакция.
Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Газы - вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25 °С и давлении 101,3 кПа превышает 101,3 кПа.
Государство отправления - государство, на территории которого груз был первоначально погружен на воздушное судно.
Государство эксплуатанта - государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место его пребывания.
Груз - имущество (материальные средства), перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах согласно грузовой накладной.
Груз бездокументный - груз, прибывший в аэропорт без грузовой накладной и других необходимых документов, или груз находящийся на складе и не имеющий документов.
Груз бесхозный - груз, принадлежность которого не определена в течении 6-ти месяцев со дня поступления в аэропорт.
Груз засланный - груз, который по каким либо причинам доставлен в другой аэропорт, а не в пуню разгрузки указанный в грузовом манифесте или в авиагрузовой накладной.
Груз легковесный (объемный) - груз, объем которого превышает 0,008 м3 на 1 кг веса брутто.
Груз найденный - груз, прибывший без документов рейсом, в грузовом манифесте которого он не отмечен, или груз, обнаруженный при проверке складских помещений.
Груз невостребованный - груз, не полученный в течении 30 дней со дня подтвержденного документами уведомления получаюля.
Груз негабаритный - груз, который но своим размерам превышает погрузочные возможности типа самолета данного переводчика.
Груз незагруженный - груз, отмеченным в грузовом манифесте данного рейса, но по каким-либо причинам оставшийся незагруженным в аэропорту отправления.
Груз ошибочно снятый - груз, который по каким-либо причинам снят в транзитном аэропорту, находящийся по маршруту следования рейса между пунктом загрузки и пунктом разгрузки.
Груз скоропортящийся - продукты растительного или животного происхождения, продукты их переработки, живые растения, рыбопосадочный материал и другие грузы, которые требуют особых условий при хранении и транспортировке.
Груз служебный - любые товары, которые перевозятся воздушным судном и являются собственностью перевозчика (авиакомпании).
Груз специальный - груз, который из-за своей ценности или характера, требует специального внимания или обращения во время процедур приемки, хранения, транспортировки, загрузки и разгрузки.
Груз таможенный - груз, прибывший в данную страну, либо перевозимый через территорию этой страны и не оформленный местными таможенными органами. Этот груз должен хранится в таможенной зоне до момента осуществления контроля или передачи в качестве таможенного груза в другие местности страны, или до момента вывоза из этой страны.
Груз транзитный - груз, который, согласно грузовой накладной, перевозится далее тем же рейсом, которым он был доставлен в промежуточный пункт.
Груз транзитный - груз, который согласно грузовой накладной перевозится далее тем же рейсом, которым он был доставлен в промежуточный аэропорт.
Груз трансферный - груз, который, согласно грузовой накладной, доставляется в пункт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика.
Груз тяжеловесный - груз, одно место которого превышает 150кг.
Груз утраченный - груз, который не прибыл рейсом, в грузовом манифесте которого был отмечен.
Груз ценный - груз, действительная стоимость которого составляет 1000 долларов США (но правилам ИАТА) и более за килограмм или который содержит золото в монетах, слитках или песке, платину, серебро, другие ценные металлы, драгоценные или полудрагоценные камни, включая промышленные алмазы, валюту в денежных знаках или монетах, акции, облигации, купоны, непогашенные почтовые марки и другие ценные бумаги, а также ювелирные изделия, которые перевозятся на особых условиях, устанавливаемых перевозчиком.
Груз, ошибочно маркированный - груз или часть груза, маркированный неправильно ярлыком отправки, к которой он не относится.
Грузовая накладная - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора и условия воздушной перевозки груза, а также принятие перевозчиком груза от отправителя.
Грузовая отправка - одно или несколько мест с опасным грузом, принятых эксплуатантом oт одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и переводимых одному грузополучателю в один пункт назначения.
Грузовая отправка - одно или несколько мест груза, которые одновременно приняты перевозчиком от одного отправителя и перевозятся по одной грузовой накладной в адрес одного и того же получателя.
Грузовая партия - груз, принятый к перевозке от одного отправителя в адрес одного или нескольких получателей по нескольким грузовым накладным.
Грузовое воздушное судно - любое воздушное судно, кроме пассажирского воздушного судна, которое перевозит груз или имущество.
Грузовое место - конечный продукт операций по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и его содержимого, подготовленного к перевозке.
Грузовые перевозки - транспортные услуги по перемещению материальных
ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.
Грузоотправитель - потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.
Грузополучатель - потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.
Группа упаковки - признак, характеризующий надежность тары или упаковки при транспортировании опасного груза определенной степени транспортной опасности.
Дни - полные календарные дни, включая воскресенья и официальные праздничные дни. Для определения сроков действительности перевозочных документов, актов и других документов, а также для определения сроков окончания перевозки, сроков давности при предъявлении претензий счет дней ведется с 00 часов суток, следующих за днем, когда произошло событие или произведено действие, а остаток часов этого дня расчет не принимается. Если окончание каких-либо сроков, указанных ранее, приходится на воскресенье или праздничный день, истечение срока определяется днем, следующим за ним.
Договор перевозки - документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.
Договор фрахтования (чартера) воздушных судов - соглашение, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю емкость или часть емкости одною или нескольких воздушных судов на один либо несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа или грузов.
Депеша - почта (мешок или несколько мешков с корреспонденцией, ценными письмами или посылками, либо группы посылок, не заделанных в закрытую почтовую вещь), отправляемая одновременно из учреждения обмена одной страны в соответствующее иностранное учреждение обмена другой страны.
Закрытая почтовая вещь - мешок или почтовый контейнер с почтовыми отправлениями, закрытый и оформленный в соответствии с Почтовыми правилами.
Загрузка самолета - размещение (наличие) пассажиров в салонах, багажа, почты, груза, балласта в багажно - грузовых помещениях, балластной жидкости или топлива в баках самолета в соответствии с центровочным графиком (ЦГ), схемой загрузки, сводной загрузочной ведомостью (СЗВ).
Инцидент, связанный с опасными грузами - относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, причинению ущерба имуществу, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкости или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу воздушному судну или находящимся на его борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами.
Исключение - положение действующих Правил (по перевозке опасных грузов), в соответствии с которым на перевозку конкретного вида опасных грузов не распространяются обычно применяемые к такому виду требования.
Исполнитель транспортной услуги - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Качество транспортных услуг - совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортном экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.
Квитанция платного багажа - документ, удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, перевозка которых подлежит обязательной оплате, а также удостоверяющий оплату сборов за объявленную ценность багажа.
Количество нетто - масса или объем грузов, составляющих содержимое одного грузового места.
Командир воздушного судна - пилот, ответственный за управление воздушным судном и его безопасность в течение полетного времени (определение ИКАО).
Максимальная взлетная масса самолета - наибольшая масса самолета на старте, ограниченная прочностью конструкции планера.