Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит педагогу использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Курс "Воспитай себя"выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Уроки вежливости должны быть построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни (быть здоровыми, беречь семью и пр.). Этические навыки будут развиваться у учащихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на этих занятиях.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности: игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; походы в театр; конкурсы; посещение библиотек; праздники.
Формы занятий: коллективная работа, работа в парах, малых группах; индивидуальная работа, праздники; беседы; конкурсы; выставки; экскурсии; оформление тематических папок, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
Предполагается использование межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.
Коррекция программы
Программа курса "Воспитай себя" рассчитана на 34 часа. Расхождений с авторской программой по тематике нет, но все часы сокращены в двое. Раздел "Этика отношений в коллективе", сокращён на 1 час (было 9ч, стало 8ч.), а высвободившийся час добавлен в раздел "Этикет" (было 7ч. стало 8ч)
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности "Воспитай себя"
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
ü определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
ü стремиться к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
ü в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
ü следовать моральным нормам и правилам нравственного поведения в семье, при общении между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
ü проговаривать последовательность действий;
ü учиться высказывать свое предположение;
ü учиться работать по предложенному педагогом плану;
ü учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
ü учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи,
ü
Познавательные УДД:
ü ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
ü учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
ü учиться выражать свои мысли;
ü учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
ü учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
ü адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
ü строить сообщения в устной и письменной форме;
ü овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты
- применять правила этикета и социального быта;
- употреблять в речи вежливые слова;
- следовать правилам поведения в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
- помогать товарищу и принимать помощь,
- понимать сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
- строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
- оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Дети научатся:
- различать хорошие и плохие поступки,
- проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- уметь видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей,
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
- следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
Дети имеют возможность научиться:
- гражданственности и патриотизму,
- уважению к правам, свободам и обязанностям человека;
- любви и уважению к России, своему народу;
- развитию нравственных чувств и этического сознания;
- трудолюбию, творческому отношению к учению, труду, жизни.
-осознанию детьми ответственности за свои поступки в настоящем и будущем;
-формированию привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;
-умению предотвращать конфликтные ситуации и находить нравственное решение уже в происшедшем конфликте; устанавливать доброжелательную атмосферу во взаимоотношениях с одноклассниками;
- решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса "Воспитай себя" 3 класс