Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32-33. Школе посвящается.
34.Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Учебно-тематический план по курсу
«Воспитай себя».
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | ИЗ НИХ | ||
Теоретическое обучение | Практическая работа. | ||||
1. | Этика общения | 8ч | На каждом уроке по 10-15 минут | 8ч | |
2. | Этикет | 8ч | 8ч | ||
3. | Этика отношений с окружающими | 10ч | 10ч | ||
Этика отношений в коллективе | 8ч | 8ч | |||
ИТОГО: | 34ч. | - | 34ч. | ||
|
Календарно – тематическое планирование по курсу «Воспитай себя»
п/п№ | Тема раздела/ урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся (УУД) | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
1 четверть | 9ч | 9ч | |||
Этика общения. | 9ч | Личностные - определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы; - стремиться к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; - следовать моральным нормам и правилам нравственного поведения в семье, при общении между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи. Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Коммуникативные: - учиться выражать свои мысли; - учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - строить сообщения в устной и письменной форме; - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. | |||
1.1 (1) | Здравствуйте все! | Характеризовать понятия "этика". Понимать специфику речевого общения. Характеризовать речь и отношение человека к людям. Понимать различие между терминами «вежливость» и «этикет». Понимать зависимость настроения от поступков окружающих и самого себя. Познакомиться с правилами общения и проявления доброты. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам вежливости и этикета. Соблюдать традиции в отношениях младших к старшим и наоборот, правила поведения. Видеть добрые поступки вокруг. Разучивать песню кота Леопольда о добрых делах. Соединять добрые слова и добрые поступки в единую цепочку. Обобщать полученные сведения по предмету. Анализировать данные ситуации с точки зрения понятий "хорошо" и "плохо". Приводить примеры. Моделировать заданные ситуации. Предлагать концертный номер для подарка коллективу. Устраивать другим и себе праздник. | |||
1.2 (2) | Будем беречь друг друга. | ||||
1.3 (3) | Дружим с добрыми словами. | ||||
1.4 (4) | Любим добрые поступки | ||||
1.5 (5) | Подари дело и слово доброе | ||||
1.6 (6) | Умеем общаться | ||||
1.7 (7) | Каждый интересен | ||||
1.8 (8) | Подарок коллективу | ||||
ИТОГО | 8ч | ||||
Этикет | 8ч | Личностные - определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы; - стремиться к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; - следовать моральным нормам и правилам нравственного поведения в семье, при общении между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи. Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Коммуникативные: - учиться выражать свои мысли; - учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - строить сообщения в устной и письменной форме; - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. | |||
2.1 (9) | Премудрости дедушки Этикета | Моделировать заданные ситуации. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам вежливости и этикета. | |||
ИТОГО за четверть | 9ч | ||||
2 четверть | 7ч | ||||
2.2 (10) | За столом с дедушкой Этикетом | Моделировать заданные ситуации. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам вежливости и этикета. Проявлять чуткость и уважение, заботу и сострадание, помощь в повседневной жизни.. Изучать правила этикета повседневной жизни. Разыгрывать и моделировать данные ситуации. Определять правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка и взаимопомощь. Обращаться по имени к одноклассникам и друзьям. Понимать различие между терминами «товарищ», «друг». Знакомиться с семейными традициями русского, мордовского и татарского народов. Определять по поступкам кто по-настоящему любит семью. Применять правила общения. Обобщать полученные сведения по предмету. Новогодний праздник. Понимать кому и как мы можем дарить добро и радость в жизни. | |||
2.3 (11) | Школьные правила этикета | ||||
2.4 (12) | Когда рядом много людей | ||||
2.5 (13) | Как решать семейные проблемы | ||||
2.6 (14) | Чистый ручеек вашей речи | ||||
2.7-8 (15-16) | Встречаем Новый год. Экскурсия на ёлку в краеведческий музей | ||||
ИТОГО | 8ч | ||||
ИТОГО за четверть | 7ч | ||||
3 четверть | 10ч | ||||
Этика отношения с окружающими | 10ч. | Личностные - определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы; - стремиться к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; - следовать моральным нормам и правилам нравственного поведения в семье, при общении между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи. Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Коммуникативные: - учиться выражать свои мысли; - учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - строить сообщения в устной и письменной форме; - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. | |||
3.1 (17) | Душа – это наше творение | Моделировать заданные ситуации. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам вежливости и этикета. Определять правила общения с товарищами и друзьями. Применять взаимовыручку и взаимопомощь в различных жизненных и игровых ситуациях. Вести себя женственно, при нарушении мужского этикета. Вести себя галантно по отношению к девочкам. Характеризовать понятие "благородство, семейный очаг, душевное тепло, благородный порыв". Обобщать полученные сведения по предмету. Участвовать в веселых инсценировках, дарить близким радость через поведение, соответствующее правилам вежливости и этикета. Понимать значение родного дома. Делать подарок - концерт мамам и бабушкам. Применять на практике полученные знания. Моделировать заданные ситуации. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам безопасного поведения. | |||
3.2 (18) | Отворите волшебные двери добра и доверия | ||||
3.3 (19) | Хорошие песни к добру ведут | ||||
3.4 (20) | Вглядись в себя, сравни с другими | ||||
3.5 (21) | Помоги понять себя | ||||
3.6 (22) | О настоящем и поддельном | ||||
3.7 (23) | Тепло родного дома | ||||
3.8 (24) | Поздравляем наших мам | ||||
3.9 (25) | Цветы, цветы – в них Родины душа | ||||
3.10 (26) | Когда солнце тебе улыбается | ||||
Итого за раздел | 10ч. | ||||
ИТОГО за четверть | 10ч | ||||
4 четверть | 8ч | ||||
Этика отношений в коллективе | 8ч | Личностные - определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы; - стремиться к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; - следовать моральным нормам и правилам нравственного поведения в семье, при общении между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи. Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Коммуникативные: - учиться выражать свои мысли; - учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - строить сообщения в устной и письменной форме; - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. | 8ч | ||
4.1 (27) | Чтобы быть коллективом | Моделировать заданные ситуации. Делать правильный выбор речевых средств и слов помощников для выхода из создавшейся игровой ситуации соответствующий правилам безопасного поведения. Понимать и характеризовать под руководством учителя термин "коллектив". Определять под руководством учителя пути его достижения взаимопонимания в коллективе. Понимать информацию в виде текста - правил поведения. Анализировать её, делать выводы, соответствующие нормам морали. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Понимать, что лгать, врать, говорить неправду – плохо. Выражать моральное удовлетворение по поводу достижения взаимопонимания в коллективе. Систематизировать знания по изученным разделам. Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок проявляет себя, даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. | |||
4.2 (28) | Коллектив начинается с меня | ||||
4.3 (29) | Подарок коллективу | ||||
4.4 (30) | Секретные советы девочкам и мальчикам | ||||
4.5 (31) | Скажи себе сам | ||||
4.6 (32) | Вот и стали добрей и умней | ||||
4.7-8 (33-34) | Школе посвящается | ||||
ИТОГО за четверть | 8ч | ||||
Итого за год | 34ч |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
|
|
Наименование объектов | Кол -во | Примечание |
Библиотечный фонд
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. | «Д» |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Электронные издания для младших школьников: «Что такое хорошо, что такое плохо» | «Д» |
Технические средства
Классная магнитная доска. Компьютер. | «Д» «Д» |
Демонстрационные пособия
Демонстрационные картины по нравственному воспитанию школьников | «Д» |
Оборудование класса
Ученические столы двухместные. Ученические стулья. Учительский стол. Учительский стул. Шкафы | «Ф» «К» «Д» «Д» |
Литература
Литература для учителя.
1. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009
3. Закон «Об образовании»
4. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. (ред.) Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение. 2009
Литература для подготовки к урокам:
1. А.И. Шемшурина «Этическая грамматика».Методическое пособие для учителей начальной школы. Донецск,1991.
2. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
3. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
4. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
5. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
6. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
7. Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011.Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.: Глобус, 2007.
8. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
9. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
10. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
11. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
13. Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе».2 класс. Ярославль. Академия развития.
14. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
15. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
16. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию».1-4 классы. Москва, «Вако», 2007.
17. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
18. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
19. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
20. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
21. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
22. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Литература для учащихся.
А.Усачёв. Уроки вежливости. М "Росмен" 2008 (Библ)
В.Волков Школа вежливости или как себя вести. Одесса "Ярослав" 2007.(Библ)
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.