Глава 2. Внедрение корпоративных информационных систем




 

Проектирование и внедрение корпоративных информационных систем

 

Успешное руководство бизнесом невозможно в настоящее время без постоянной, объективной и всесторонней информации. Для повышения эффективности и минимизации издержек управления (временных, ресурсных и финансовых), разрабатываются и применяются корпоративные информационные системы, помогающие осуществлять контроль бюджетных процессов, рабочего времени сотрудников, выполненных ими работ, хода реализации проектов, документооборота, и других управленческих функций. Доступ к таким данным может быть осуществлён как в локальной сети, так и через Интернет. С помощью эффективной корпоративной информационной системы можно значительно упростить процессы контроля и управления на предприятии любого уровня. Разработка и реализация информационных систем - одно из основных направлений деятельности программиста. Этот процесс начинается с анализа деятельности предприятия и заканчивается внедрением разработанной системы.

Этапы такого процесса:

1. Проведение предпроектного обследования

2. Формулирование целей и ограничений проекта, разработка стратегии реализации проекта

. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов Заказчика, консалтинг в различных областях

. Выбор платформы, разработка системы, интеграция с используемым программным обеспечением

. Поставка оборудования и программного обеспечения

. Пусконаладочные работы по вводу системы в эксплуатацию

. Сопровождение созданной системы в процессе эксплуатации, работы по ее дальнейшему развитию

Так же корпоративные информационные системы являются важнейшим инструментом внедрения новых методов управления и реструктуризации предприятия.

В последнее время интерес к корпоративным информационным системам (КИС) постоянно растет. Не так давно они привлекали внимание довольно узкого круга руководителей, то в настоящее время проблемы автоматизации деятельности компаний стали актуальными практически для всех. Обусловлено это не только положительной динамикой развития экономики, но и тем, что в настоящее время предприятия уже обладают значительным опытом использования программных продуктов различного класса. корпоративный информационный компьютерный технология

Основная задача проектирования и внедрения корпоративных информационных систем, как результата системной интеграции, - комплексная деятельность по решению бизнес-задач средствами современных информационных технологий. Разработка проекта информационной системы ведется совместно с клиентом, что позволяет создать успешно работающую и удовлетворяющую все потребности заказчика корпоративную информационную систему.

Спектр бизнес-процессов, реализованных в различных КИС, может быть достаточно широк. Среди прочего это и управление продажами в различных формах, например, продажа в кредит или продажа с оплатой встречным обязательством, разнообразные бизнес-процессы, связанные с планированием, закупками, производством, хранением, персоналом, и многое-многое другое.

Информационная система может строиться с применением послойного принципа. Так, в отдельные слои можно выделить специализированное программное обеспечение (офисное, прикладное), непосредственно workflow, систему управления документами, программы поточного ввода документов, а также вспомогательное программное обеспечение для связи с внешним миром и обеспечения доступа к функционалу системы через коммуникационные средства (e-mail, Internet/intranet). Среди преимуществ такого подхода следует отметить возможность внесения изменений в отдельные программные компоненты, расположенные в одном слое, без необходимости коренных переделок на других слоях, обеспечить формальную спецификацию интерфейсов между слоями, поддерживающих независимое развитие информационных технологий и реализующих их программных средств. Причем применение открытых стандартов позволит безболезненно осуществлять переход с программных модулей одного производителя на программы другого (например, замена почтового сервера или СУД). Кроме того, послойный подход позволит повысить надежность и устойчивость к сбоям системы в целом. [10]

 

Организация внедрения корпоративной информационной системы

 

Для эффективного управления проектом внедрения корпоративной информационной системы необходимо четко определить последовательность действий по его выполнению, имеющих конкретные цели, ограниченных во времени и допускающих независимые процедуры верификации. Организационная составляющая имеет очень важное значение при реализации проекта внедрения КИС. Перед выполнением проекта обязательно должна быть сформирована группа управления.

В ее полномочия должны входить:

1. принятие решений по утверждению корпоративных стандартов и их корректировки;

. принятие оперативных решений в ходе выполнения работ;

3. оценка деятельности работы сотрудников, входящих в группу внедрения, и принятие (при необходимости) управленческих решений по отношению к ним (поощрение и наказание).

Решения в ходе выполнения проекта внедрения корпоративной информационной системы должны приниматься оперативно, так как ожидание долгих согласований способно значительно затянуть проект (или совершенно разрушить его). Для оперативной реализации проекта должна быть сформирована так называемая группа внедрения, которая будет непосредственно заниматься процессом внедрения в целом, готовить вопросы на утверждение группы управления, взаимодействовать с поставщиком КИС и внешними консультантами. Кроме сотрудников отдела АСУП в эту группу должны войти (временно) сотрудники основных функциональных подразделений, подвергнутых автоматизации. Специалисты предприятия, входящие в группу внедрения, обязательно должны пройти обучение. После обучения внедренческая группа разрабатывает детальный план проекта внедрения, в который включены такие вопросы, как обязанности участников проекта, сроки начала и окончания работ, а также другие, вытекающие из них, параллельно решаемые задачи (эта работа проводится совместно группой внедрения и внешними консультантами). Кроме того, в рамках отдела АСУП должна быть создана группа поддержки проекта, задачей которой является поддержка функционирования корпоративных информационных систем (как программного продукта) как на этапе внедрения, так и в процессе ее последующей эксплуатации. В каждом подразделении должны быть выделены и подготовлены квалифицированные пользователи, обеспечивающие поддержку эксплуатации функциональных модулей КИС.

Успешное внедрение корпоративной информационной системы возможно только при тесной обратной связи с заказчиками полной (реальной) поддержке группы внедрения руководством предприятия.

В процессе обследования предприятия должна быть внимательно проанализирована существующая программно-аппаратная платформа и определены пути ее интеграции с внедряемой корпоративной информационной системой (не следует забывать и про перенос и конвертацию во внедряемую КИС важных данных).

В ходе внедрения необходимо строго придерживаться утвержденных плана и графика, игнорируя возможность добавления в систему новых необязательных требований и возможностей, иначе реализация проекта внедрения корпоративных информационных систем затянется до бесконечности (в этом случае уже вряд ли можно говорить об адекватной оценке эффективности внедрения КИС).

Бизнес-процессы предприятия-заказчика должны быть скрупулезно описаны и проанализированы перед внедрением, а не в процессе выполнения проекта.

Внедрение должно выполняться по модульно и начинаться с модулей, которые способны достаточно быстро принести реальную отдачу. [10]

Основная задача КИС состоит в поддержке функционирования и развития предприятия. Смыслом существования любого коммерческого предприятия, как известно, является получение прибыли. Несмотря на то, что сферы деятельности предприятий (производство, услуги) могут быть самыми различными, в общем виде задачи управления схожи. Они заключаются в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная структура фирмы должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющие воздействия на систему. Крупному промышленному предприятию целесообразно использовать КИС, которая соответствует законам управления МRР II. Такие КИС способны предоставить руководителю необходимую информацию о возможности выполнения заявок на поставку продукции. Другими КИС являются интегрированные системы управления предприятием, так называемые ERP-системы.системы могут использоваться крупными предприятиями для управления потоками данных и их хранения и способствуют развитию электронного бизнеса предприятия.

Планирование внедрения компьютерных информационных систем, по сути дела, является реформированием системы управления предприятием. Поэтому грамотно подготовленный план позволит избежать множества проблем, возникающих при внедрении системы и ее последующей эксплуатации. Изменение системы управления в первую очередь связано с применением новейших методов работы с информацией. Реформирование касается процессов управления бизнес - процессами, планирования, бюджетирования, контроля.

Применение КИС в определенной степени меняет роль функциональных финансовых подразделений, повышая роль ответственности их руководителей. Происходит это еще и потому, что руководители предприятия получают возможность непосредственного контроля над любыми результатами деятельности каждого подразделения. Наряду с изменением сущности информационных потоков происходит также снижение трудоемкости выполнения стандартных операций. Один и тот же документ проходит через различные подразделения предприятия, которые вносят в него необходимые изменения. Без применения компьютерной информационной системы каждый отдел создавал бы свои документы с самого начала. После этапа выбора корпоративной ИС (КИС) наступает этап внедрения, важность которого трудно переоценить. Действительно, все декларируемые разработчиками корпоративного ПО выгоды и преимущества, получаемые в результате приобретения конкретной КИС, проявятся только в случае ее успешного внедрения. По своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку это системы дорогостоящие и сам процесс внедрения занимает много времени. Кроме того, продолжающаяся интеграция КИС ведет к дальнейшему возрастанию спроса предприятий на высококвалифицированных специалистов, знающих одновременно несколько КИС и различные виды бизнеса (что неизбежно повышает стоимость их услуг). В то же время, несмотря на растущую популярность использования КИС, не все так гладко и безоблачно на мировом рынке КИС. Особенно это относится к удовлетворенности заказчиков ходом и результатами внедрения КИС. По мнению аналитиков BCG, КИС являются жизненно необходимыми для предприятий, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли адаптировать их в соответствии с намеченными целями максимально близко к сути происходящего производственного процесса. Респонденты считают КИС меньшей стоимости лучшими. Формулирование стратегии и целей являются главным фактором успешности внедрения КИС. Проекты, основанные на ясном стратегическом видении и стратегических оценках, достигли положительных результатов в 53% случаев (22% - при отсутствии такого стратегического подхода). Ключевым фактором для успеха внедрения является тщательный анализ текущей ситуации. Проекты, в которых проводился подробный анализ бизнес-возможностей (с учетом действий конкурента, лучших показателей для ведения бизнеса, а также существующей практики бизнеса), достигли положительных результатов в 56% случаев (и только в 8% случаев, когда такой анализ не проводился). Необходимо часто пересматривать опции и альтернативы. Проекты, реализованные после тщательной оценки опций и альтернатив (то есть, простого перехода на более современное ПО, проведения перестройки производственных процессов и использования промежуточных решений), достигли положительных результатов в 43% случаев (и только в 9% случаев, когда эти опции во внимание не принимались). Можно выделить следующие основные причины необходимости внедрения КИС на предприятии: 1. Замена существующих систем, не удовлетворяющих требованиям современного бизнеса (не поддерживающих многовалютность и многоязычность, не масштабирующихся под задачи развивающегося бизнеса предприятия, фрагментированных и не позволяющих сформировать полную картину деятельности предприятия, обеспечивающих неудовлетворительную скорость выполнения основных бизнес-процессов и недостаточную оперативность получения и обработки информации, необходимой для принятия решений). 2. Необходимость расширения контактов (и их постоянной поддержки) с партнерами и клиентами. 3. Достижение желаемого уровня конкурентного преимущества. [5, с. 34]

 


 

Заключение

 

В результате в рамках курсовой работы была изучена область внедрения корпоративных информационных систем.

Для достижения данной цели были изучены вопросы, касающиеся понятию информационной системы, а также требования, предъявляющиеся к проектированию информационных систем.

Корпоративная информационная система будет позволять

. организовывать стратегию интеграции производства и операций

. управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированными на непрерывную балансировку

. оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

Внедрение корпоративных информационных систем - это необходимое условие для компании и промышленных предприятий, эксплуатируются большинством крупных организаций вне зависимости от страны, формы собственности, отрасли.

 


 

Список использованных источников

 

1. Бочаров Е.П., Колдина А.И. Интегрированные корпоративные информационные системы. - М.: Финансы и статистика, 2009.

. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP I I. - СПб.: Питер, 2010.

. Hamilton, Scott. Maximizing your ERP system: a practical guide for managers. - McGraw-Hill, 2009. - 392 с.

. Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007.

. Липунцов Ю.П. Управление процессами Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. М.: ДМК-Пресс: Компания АйТи, 2003.

. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России: Практика применения ERP-систем. - М.: Альпина, 2008. - 368 с.

. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно во время для России. Практика применения ERP-систем, 2-е издание. М.: Альпина Паблишер, 2009.

. https://iablov.narod.ru/igupit/kislec.htm

. https://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531400194&at=exc&n=0

. https://www.philosoft.ru/apks.zhtml

. https://iablov.narod.ru/igupit/kislec.htm#_Toc151864573



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: