Дж. Р. Р. Толкин. Основные этапы жизни и творчества.




Джон Р. Р. Толкин. Фэнтези.

Фэнтези.

Фэнтези — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ, вроде драконов, великанов и т. д. В то же время, принципиальное отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире.

Сильное влияние на жанр оказали средневековый эпос и рыцарские романы.

Существует несколько вариантов классификации фэнтези. Многие западные критики делят всё фэнтези на две основные категории: «высокое» и «низкое».

«Высоким» называют фэнтези, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, сильно отличающемся от нашего. Зачастую такие миры населены мифическими существами и волшебниками. «Реальный» мир при этом может существовать как параллельный мир или вообще не упоминаться.

«Низким» называют фэнтези, в котором фантастические события происходят в нашем, реальном мире или очень похожем на него. В мире «низкого» фэнтези люди не верят в магию, и события произведения считаются невозможным чудом.

Существует также немало произведений, находящихся на границе «высокого» и «низкого» фэнтези. Одним из них является цикл «Гарри Поттер».

Также фэнтези делится на эпическое и темное.

В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является миссия главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто герои чётко делятся на положительных и отрицательных.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези.

Темное фэнтези находится на стыке между готикой и фэнтези. Оно строится по классическим фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического, где основу сюжета составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило, и его проявления воспринимаются как дело обычное. Положительные герои ведут борьбу только за то, чтобы их мир окончательно не стал адом. Основной идеей жанра часто можно назвать противостояние «малого» и «большого» Зла. Авторы книг в этом жанре буквально шокируют читателя выписанной с особенным старанием атмосферой гнетущего мрака и полной безнадёжности.

 

Дж. Р. Р. Толкин. Основные этапы жизни и творчества.

Джон Рональд Руэл Толкин (3 января 1892 года — 2 сентября 1973 года) — английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, филолог. Профессор Оксфордского университета. Наиболее известен как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион».

Из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези».

В 1920 году он занял пост читателя (аналогичная во многом должности лектора) на английском языке в Лидском университете, и стал там самым молодым профессором. Во времена Университета он выпустил «Словарь среднеанглийского языка» и опубликовал окончательную редакцию «Сэра Гавейна и Зелёного рыцаря» — издание, куда вошли текст-оригинал и комментарии, которые часто путают с переводом этого произведения на современный английский язык.

В это же время он начал писать цикл мифов и легенд Средиземья, который позже станет «Сильмариллионом». Тогда же он пишет «Хоббита» и первые два тома «Властелина колец».

В 1920-х Толкин взялся за перевод «Беовульфа», который он закончил в 1926 году, но не опубликовал. В итоге поэма редактировалась сыном Толкина и была опубликована им в 2014 году, более чем через сорок лет после смерти Толкина и почти 90 лет с момента её завершения.

В 1948 году Толкин закончил работу над романом «Властелин колец» — почти десятилетие спустя после первого наброска. Он предложил книгу издательству Allen & Unwin. По замыслу Толкина, одновременно с «Властелином колец» следовало опубликовать «Сильмариллион», но издательство не пошло на это. Тогда в 1950 году Толкин предложил своё произведение издательству Collins, но сотрудник издательства заявил, что роман «остро нуждается в урезании». В 1952 году издательство Allen & Unwin согласилось опубликовать роман целиком, без урезаний.

В начале 1960-х «Властелин колец» был выпущен в США и имел ошеломляющий коммерческий успех. Роман попал на благодатную почву: молодёжь 1960-х, увлечённая движением хиппи и идеями мира и свободы, увидела в книге воплощение многих своих мечтаний. В середине 1960-х «Властелин колец» переживает настоящий «бум».

В 1961 году Клайв С. Льюис хлопотал о присуждении Толкину Нобелевской премии по литературе. Однако шведские академики отклонили номинацию с формулировкой, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса».

Мировоззрение.

Толкин был набожным католиком, а по политическим взглядам он был скорее умеренным традиционалистом, склонявшимся больше к дистрибутизму и либертарианству с монархическим уклоном в пользу укоренившихся договоров, правил и ортодоксальности, чем инноваций и модернизации, и в то же время критиковал государственную бюрократию.

Хотя Толкин нечасто писал или говорил об этом, он выступал за распад Британской империи и даже Великобритании.

Толкин питал ненависть к побочным эффектам индустриализации, которые он считал пожирателями английской сельской местности и простой жизни. Большую часть своей взрослой жизни он презирал автомобили, предпочитая ездить на велосипеде. Это отношение можно увидеть во всех его произведениях, где наиболее примечательным является изображение отказа от «индустриализации» Шира в его произведениях «Хоббит» и «Властелин колец»:

«Хоббиты — скромный, но очень малый народ …они не понимают и не любят машины, более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок, хотя они искусны в обращении с инструментами ».

Многие критики отмечали ряд возможных параллелей между событиями саги про Средиземье и событиями в жизни Толкина. Часто «Властелин колец» сравнивают с Англией во время и сразу после Второй мировой войны. Но сам Толкин всячески отвергал это мнение в предисловии ко второму изданию романа, заявляя, что он предпочёл простую аллегорию иносказаниям конкретных исторических событий.

Его вера в фундаментальные истины христианства побуждает критиков искать аллюзии на эту религию во «Властелине колец». Сам же Толкин решительно возражал против этого.

 

Особенности стиля.

К наиболее ярким литературным приемам Толкина относятся поэтическая и разговорная лексика, словотворчество, слова с ингерентной коннотацией, знаки препинания, стихотворная форма, графические приёмы, внимание к деталям, инверсия, двойное отрицание, фактологическое и поэтическое описание и т.д.

В произведении употребляется поэтическая лексика. Слова и выражения разговорного регистра, употреблённые в репликах героев, как правило, выступают в качестве лексической характеристики персонажей.

Автору свойственно словотворчество. В тексте встречаются оригинальные числительные eleventy-first birthday (111), tweens; Толкин переносит в выдуманный им мир понятия реальной жизни, несколько изменяя их - well-spoken gentlehobbit, по аналогии с gentleman; придумывает новые названия предметов, фантастических животных; в произведениях автора встречаются окказионализмы, образованные при помощи словосложения.

Чтобы усилить значение описываемых событий автор обращается к стихотворной форме, максимально приближая повествование к героическому эпосу. Ритм создаётся за счёт повтора синтаксических конструкций, перечисления и аллитерации.

Толкин в своих произведениях использует архаичные структуры, которые напоминают сказания о подвигах и событиях давно минувших дней: Young was mountain, since the hills were made и так далее.

Примечательно внимательное отношение писателя к каждому персонажу книги. Довольно часто в наименование того или иного героя входят звание, прозвище или происхождение. Характерной особенностью стиля Толкина является называние одного и того же персонажа различными именами.

Толкин использует графические приёмы. Писатель выделяет курсивом слова и выражения, требующие особого внимания читателя в силу своей новизны, необычности, либо авторской эмфазы.

Таким образом, можно говорить о том, что для трилогии характерен особый, запоминающийся и узнаваемый стиль.

 

Конструирование языков.

Ещё в детстве Толкин со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Он сконструировал — с различной степенью детализации — более двадцати языков, каждый из которых имеет грамматику и лексический корпус. Эти искусственные языки были разработаны Толкином для использования в вымышленной им вселенной, часто называемой Средиземьем.

Вселенная Толкина.

Средиземье — континент, место действия в вымышленной вселенной Толкина. В Средиземье полностью разворачиваются события «Хоббита» и «Властелина колец» и частично — «Сильмариллиона» и «Неоконченных сказаний».

Толкин подготовил несколько карт Средиземья и отдельных его областей, где происходят события его произведений. Не все они были опубликованы при жизни. Основными картами были те, которые были опубликованы в «Хоббите», «Властелине колец», «Сильмариллионе» и «Неоконченных сказаниях».

Толкин не раз отмечал, что Средиземье находится на нашей Земле (точнее, «находилось» в далёком прошлом). Он говорил: «Большинство людей делают ошибку, полагая, что Средиземье — другой мир или другая планета, как в научной фантастике, но это просто старомодное слово, обозначающее мир, в котором мы живём и который представлялся окружённым Океаном».

 

Влияние.

Произведения Джона Р. Р. Толкина оказали значительное влияние на массовую культуру XX века. Они были неоднократно адаптированы для кино, мультипликации, аудиопьес, театральной сцены, компьютерных игр. По ним созданы концептуальные альбомы, иллюстрации, комиксы. В литературе было создано большое количество подражаний книгам Толкина, их продолжений или антитез. Сам писатель относился к этому положительно.

Толкин оказал наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези. Он оказал огромное влияние на идею разделения на расы в фэнтези, закрепил концепцию рас и популяризовал этот термин. Он ввёл в фэнтези эльфов, гномов, хоббитов, орков (гоблинов) и энтов. Все они, кроме орков и хоббитов, имеют корни в фольклоре, но в фэнтези они ныне в основном понимаются в значительно изменённой интерпретации Толкина.

Кроме того, Толкин популяризовал жанр, из-за чего его называют «отцом фэнтези». Толкин практически заложил основы эпического фэнтези. По его канонам творило и продолжает творить множество авторов.

В 2008 году британская газета The Times поставила его на шестое место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: