Художественная педагогика (использования в искусстве)




Человек занимаясь изобразительным искусством, не только овладевает практическими навыками художника и осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном окружении, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Эти качества нужны всем. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительного искусства, обращались к нему с увлечением и с любовью.

Ученым, писателям, артистам владение изобразительным искусством помогло делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Достаточно вспомнить таких прославленных наших соотечественников, как М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, К. Э. Циолковский, Ф.И.Шаляпин, космонавт Евгений Леонов. Всем им и многим другим изобразительные средства помогали выражать волнующие их образы, научные и технические замыслы.

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некому единому идеалу, который искали древние.

Гармония, красота в портретном жанре. Они всегда остаются тайной, и разные народы тщетно пытаются найти им обоснование.

Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности. Портрет, изображение человека или группы людей в произведениях искусства является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.

Самый трудный объект рисования для ребенка – человек. Ребенка человек интересует больше, и он является основным во всех его рисунках. В них, в фигуре человека, обобщает изображение головы, ног, рук и туловища. Туловище дается в виде овала или прямоугольника: платье и юбка у девочки и женщины – в виде треугольник, ноги от треугольника вниз. Руки прикреплены к туловищу, а не плечам. В портрете человека глаза изображаются на макушке головы, рот - на основании подбородка. В рисунке ребенок передает то, что он знает определенно, а не то, что видит. Изображает даже то, что нет в натуре. Иногда не изображается то, что считается в его понимании, не существенным.

Дети часто подражают взрослым и стараются перенимать их привычки. Создают себе кумира и начинают собирать фотографии, наклейки с их изображениями, подражают поведение и внешность, что создает в жизни ребенка определенные трудности в отношении с окружающими и родителями.

Осознание учащимися своей индивидуальности, неповторяемости и значимости через изображение образа человека научит их принимать себя такими, какими они являются от природы.

Глава II:

1.Методика преподавания, особенности изображение фигуры человека и образ человека, научная психология.

Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо надо ясно представить структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верной помощницей является анатомия. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.

Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусстве контроль разума, рациональное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как то управлять стихией эмоций, направлять их действие в необходимое русло. На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изобразительном искусстве на строго научные оптические начала. Художник начинает последовательно, как исследователь, изучать перспективу и анатомию

Многие мастера ренессанской Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на первом плане и в глубине картины, строго соблюдали верность анатомическим пропорциям, фигуры выступали как бы своего рода объемным рельефом.

Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее - духовная красота.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями античной статуей или картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качествам, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция»в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т.д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорции - это гармонизация форм художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох, и разных культур.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делит изображение на части и позволяла по части определять целое и по одной части тела определить другую. Известно,

что египтяне положили в основу деления фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 ¼ части приходилось на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа

На сохранившихся дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения, разных богов в соответствии с их иерархичным старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо надо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились, и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях, связана с поисками законов и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций фигуры создал скульптор Поликлет в Vвеке до н.э. Его теоретическое сочетание на тему называлось «Канон» а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н.э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяет равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи, изучивший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С.Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии, до затылка и от затылка до пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет 1/4 или 1/5 часть.

У подростков величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходится обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

У каждого человека свои характерные пропорции.

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

Объем. С помощью простых человечков легко передать любое движение.

Сначала рисуем проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая

 

 

2.Моя технология (методическая разработка в изображении человека)

Основным методом изучения в изобразительном искусстве для меня является метод зарисовок. В портретном искусстве, голова, особенности лицо человека, изучается особенно пристального, требуя большого внимания.

В своей педагогической деятельности при изучении пропорции головы, фигуры человеческого тела использую игровые формы. Так, в первом классе, ученики, соблюдая пропорции, сами на доске из шаблона частей лица человека собирают портрет. На своих практических работах сами находят свои недочеты. В деталях их выводы мало отличаются друг от друга, но в основном они близки по изображению. Пропорции головы, измеряем «измерительным инструментом», которого создаем из большого и среднего пальцев. Достаем верхней губой основание носа, шириной пальцев измеряем расстояние от подбородка и основания носа. Находим расположение ушей, определяем ширину шеи, плеч.

Пропорции человеческого тела изучаем, выполняя следующие действия: голова человека составляет 1/7 – 1/8 части всей высоты человека при среднем росте, находим месторасположение позвоночного столба, линии бедер. Определяем коленные чашечки, ширину плеч, длину рук, стопу.

Идет постоянное обогащение словарного запаса терминологиями, соблюдается систематичность в изучении темы «Портрет», по учебной программе Б.М.Неменского 1 – 7 классов.

Ученики в работе проявляют логику, когда по памяти, в 6 классе изучают тему «Портрет». Один, два ученика выходят в коридор, в это время в классе выбирают одного ученика, которого впоследствии, ученики, стоящие в коридоре определяют по их внешнему описанию. Работа учащихся заключается в том, чтобы последовательно могли изложить описание формы частей лица и тела человека, изученного ранее учебного материала, запоминание.

 

Теоретико-методологическая база. Учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности, совокупность методов, применяемых в учебной деятельности. Взаимосвязь между методами, принципами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и неотделимы друг от друга.

Основные методы и принципы, выработались в процессе работы:

- Принцип педагогической драматургии (художник и зритель), три сказочных мастера, педагог – сказочник и режиссер.

Теоретические основы.

- Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение). Метод поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, творческая интерпретация, обобщающие уроки.

-Принцип постоянства связи с жизнью.

(жизненный опыт детей, внеклассная, индивидуальная, коллективная деятельность)

-Принцип опоры на апогей явления в искусстве. Искусство в реальной жизни есть стремление.

- Принцип единства и содержания в процессе обучения.

- Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков (свобода в системе ограничений, диалогичность, сравнение, коллективные и групповые работы).

Положения, выносимые на защиту, содержат хорошие результаты в преподавании темы: «Портрет», «Человек и его профессия», «Наброски фигур людей»…так как ученик начинает внимательно и бережно относиться к своему творчеству, работам одноклассников.

 

Апробация. Одобрение работ, утверждение, обследование, испытание проводится мной более двух лет, совместно с кандидатом психологических наук В.И.Масловой

 

Понимание теоретической значимости проблемы, основы заложены в ответе на основные вопросы: зачем, для чего, и т.п. Тогда не только знания, но и понимание будет проверяться на практике,а это глубже, основательнее заученного знания.

 

 

3. Заключение.

В ходе этой работы я рассмотрела теоретические основы разных исторических эпох. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть и общее, роль педагога в педагогическом процессе. И можно сделать вывод о том, что признавая наличие у ребенка уникальных способностей к саморазвитию помогать ребенка в саморазвитии путем невмешательства. Педагог является неназойливым наблюдателем по отношению к ребенку. Также я рассмотрела в своей работе роль среды в процессе воспитания ребенка и специфику работы над портретом. Дидактические материалы основаны на понимании педагога особенностей развития ребенка и его потребности, таким образом, очень полезными идеями в развитии ребенка. Во второй главе, я рассмотрела применение в своей творческой работе основы теоретических знаний древних египтян, греков, использование на уроках ролевых игр, игровых моментов.

В заключении необходимо отметить, что в работе с детьми нужен гуманистический подход, что ставлю его в центре своей педагогической системы, подчиняя все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Работа направлена на развитие индивидуальной личности, и она очень продуктивная. Поставленную задачу можно реализовать через индивидуальный подход.

Приложение.

 

Тема урока: «Изображать можно линией Рассказ про себя»

Класс 1

Урок 7

Цели: развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобразительные навыки.

Оборудование: карандаши (графические материалы); графические работы художников; выставка книг с графическими иллюстрациями.

Ход урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: