Теория из истории искусств




Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Государственное образовательное учреждение

«Чувашский образовательный институт образования»

 

Кафедра истории И КУЛЬТУРЫ

 

Курсовая работа

 

Тема «Образ человека в преподавании изобразительного искусства в школе»

 

 

Выполнила Самылкина Тамара Яковлевна

учитель высшей категории МОУ «СОШ №53 с углубленным

изучением отдельных предметов»

 

Научный руководитель кандидат педагогических наук

Смирнова Наталья Борисовна

 

 

Чебоксары 2009

Содержание.

 

Введение

 

Глава 1. Изображение фигуры человека в истории искусства.

 

1.Теория из истории искусств

2.Возрастная психология

3.Художественная педагогика (использования в искусстве)

 

Глава II:

 

1.Методика преподавания, (особенности изображение фигуры человека и образ человека, научная психология.)

2.Моя технология (методическая разработка в изображении человека)

Методы:

- систематичность, логичность, последовательность изложения учебного материала.

 

Теоретико-методологическая база. Теоретические основы.

 

Положения, выносимые на защиту.

 

Апробация. Одобрение, утверждение, обследование, испытание.

 

Теоретическая значимость.

 

Практическая значимость.

 

3. Заключение. Реализация поставленной задачи.

Приложение.

 

План – конспект. Научная новизна.

Развернутый план трех тем. Одна тема на три урока. Детские работы.

 

Список использованной литературы. Приложение.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Детские работы

 

Гипотеза:

Человек - мера всех вещей, что они существуют, а несуществующих что они не существуют.

Протагор

Введение.

Целью моей работы было показать специфику изображения фигуры и портрета человека древнейших художников, эпохи Возрождения, современности и осознание учащимися своей индивидуальности, значимости через образ человека.

Необходимо отметить, что рассмотренная мной в этой работе тема очень актуальна на сегодняшний день. Дети учатся узнавать то, что их окружает, понимать и приспосабливаться к этому окружению. Равным образом важно, что в тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. К трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: формирование у учащихся любви и интереса к искусству. Развить творческую и познавательную активность, формирование практических навыков работы в технике лепки. Толерантному отношению окружающим людям, научить пропорциональному изображению портрета и фигуры человека, раскрыть сущность противоречивого мнения «трудность в изображении портрета, фигуры человека». Познакомить с правилами изображения, научить пропорциональному изображению портрета и фигуры человека, показать значимость, индивидуальность человека. Решить проблему нарушения учащимися пропорции в изображении портрета и фигуры человека, снижение интереса к изобразительной деятельности среднего школьного возраста.

Объектом исследования взяла учащихся 1 – 7 классов в МОУ «СОШ № 53» с углубленным изучением отдельных предметов». Основным методом исследования стало наблюдение в учебном процессе обучения учащихся на уроках изобразительного искусства, по темам изображение портрета и фигуры человека, создание проблемной ситуации, при объяснении новой темы урока, использование на уроках игровых моментов, исследовательских работ учащихся, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), частично поисковый (эвристический) метод по предмету ««Изобразительное искусство и художественный труд».

Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и коллективом авторов: Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских, при участии В.Г.Горяева, Г.Е.Гурнова, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. По изображению портрета и фигуры человека мною, в соответствии возрастом учащихся составлена методическая разработка, которая позволяет учащимся в легкой игровой форме усваивать следующие данные темы.

1 класс. I четверть.

Урок 7. Тема: Изображать можно линией «Расскажи про себя». Автопортрет.

2.класс. III четверть.

Урок 19. Тема: Образ человека и его характер (женский образ).

Урок 20. Тема: Образ человека и его характер (мужской образ)

3.класс. III четверть

Урок 16. Тема: Образ театрального героя. Эскиз куклы.

IV четверть.

Урок 29.Тема: Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты.

Урок 29.Тема: Лепка спортсмена. Движения фигуры человека.

4 класс. I четверть.

Урок 5.Образ русского человека (женский образ).

Урок 6.Образ русского человека (мужской образ).

II четверть.

Урок 12.Древнерусские воины-защитники.

III четверть.

Урок 19.Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Урок 22Образ красоты древнегреческого человека. Профильное изображение головы человека.

IV четверть

Урок 28.Все народы воспевают материнство. Портрет мамы.

Урок 29.Все народы воспевают мудрость старости. Использование сказки «Сказка о потерянном времени».

Урок 31. Герои, борцы и защитники. Портрет героя, победителя.

Урок 33. Юность и надежды.

5 класс. III четверть.

Урок 6-7. Праздничные народные гулянья. Коллективная работа.

6 класс. III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

Урок 16.Тема: Образ человека – главная тема в искусстве.

Урок 16.Тема: Конструкция головы человека и ее пропорция.

Урок 17.Тема: Изображение головы человека в пространстве.

Урок 18.Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Урок 20. Тема: Портрет в скульптуре.

Урок 21. Тема: Сатирические образы человека.

Урок 22. Тема: Образные возможности освещения в портрете.

Урок 24. Портрет в живописи.

Урок 25. Роль цвета в портрете.

Урок 26. Великие портретисты (обобщение темы).

IV четверть.

Урок 27.Портретный жанр. Человек и пространство.

7 класс. I четверть.

Урок 1. Изображение фигуры человека в истории искусства.

Урок 2. Пропорции и строение фигуры человека.

Урок 3. Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена).

Урок 5. Великие скульпторы.

Урок 6. Изображение фигуры человека с использованием таблицы..

Урок 7. Наброски с фигуры человека.

Человек и его профессия.

II четверть.

Урок 6. Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

 

Глава I:

Теория из истории искусств

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Произведения пластических искусств в ярких и зримых образах как уникальные документы истории доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она, якобы чувствовала себя спокойно. Необходимо надо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого вылетела.

Огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры). Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеотических Венер».

Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.

В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем

Прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.

Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения, способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном теле. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т.д. Однако при всем техническом совершенстве явственно присматривается схематичность в построении всей фигуры.

Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Античное искусство Греции и Рима показывают красоту физически совершенного человека.

В скульптуре древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол» уделяется большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена, все в ней соразмерно и гармонично.

Мирон развивает мотив движения… Человеческое тело, принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку.

Изображение Амура, сына богини Венеры (Афродиты), напоминало о божественном происхождении императора – ее потомка.

С иным акцентом выполнена римская статуя – это и идеализированный памятник, могущественному правителю.

Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан получает от сената титул Августа, т.е. «священного сына божественного, отца отечества, потомка Венеры и Эвея». Для усиления эффекта величия скульптор позаимствовал композиционное решение у великого скульптора Фидия, изваявшего статую бога Зевса из Олимпии.

Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана, скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.

Его «Давид» - величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку. Духовно и физически совершенному

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты. В ней были трещины, и никто не верил в той громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ. Микеланджело создал статую для своей родной Флоренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им правил так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины.

Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений о красоте человека.

Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена в картинах А. А. Пластова.

Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее - духовная красота.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями античной статуей или картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качествам, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция»в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т.д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорции - это гармонизация форм художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох, и разных культур.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делит изображение на части и позволяла по части определять целое и по одной части тела определить другую. Известно,

что египтяне положили в основу деления фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 ¼ части приходилось на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа

На сохранившихся дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения, разных богов в соответствии с их иерархичным старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо надо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились, и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях, связана с поисками законов и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций фигуры создал скульптор Поликлет в Vвеке до н.э. Его теоретическое сочетание на тему называлось «Канон» а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н.э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяет равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи, изучивший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С.Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии, до затылка и от затылка до пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет 1/4 или 1/5 часть.

У подростков величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходится обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

У каждого человека свои характерные пропорции.

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

Объем. С помощью простых человечков легко передать любое движение.

Сначала рисуем проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращиваем объем.

Возрастная психология

В своей работе я использовала работы Марии Монтессори (1870-1952) итальянский педагога, которая разрабатывала методы развития органов чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мари Монтессори большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что ребенок наделен огромными возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. Исследования последних лет доказали, что малыши обладают особой психикой, эта форма обращена к самой природе человека.

М.Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности, на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, потенциала одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

М.Монтессори приводит фазы развития самого ребенка.

От 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»

От 3 до 6 лет «Строитель самого себя»

От 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»

От 9 до 12 лет «Ученый»

От 12 до 18 лет «Социальный ребенок».

«Чем раньше педагог начнет воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создастся сильный, самостоятельный, свободный человек. А умения придут с помощью упражнений и тренировок» - говорилаМ.Монтессори.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: