Дорожные одежды классифицируют по типу поверхностного слоя – покрытия




Лекция 4. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

План

Конструктивные элементы и типы дорожных одежд

Краткие сведения о дорожно-строительных материалах.

Выбор типа дорожных одежд

Конструктивные элементы и типы дорожных одежд

Дорожной одеждой принято называть укрепленную поверхность земляного полотна дороги в пределах проезжей части, по которой непосредственно движется транспорт. Дорожную одежду устраивают для создания прочной и ровной поверхности, делающей возможной движение транспорта с расчетной скоростью. Она воспринимает нагрузки от колес автомобилей и распределяет их по площади земляного полотна, в результате чего в нем возникают сравнительно малые напряжения и деформации, что способствует прочности и устойчивости дороги. Одежда – обычно самая дорогостоящая часть дороги, в среднем она составляет для дорог 5 категории примерно 25 – 60 % общей стоимости, а для 5 категории – 20-60%.

Экономически целесообразно выполнять дорожную одежду в виде нескольких конструктивных слоев из каменных материалов различной прочности. Различают три основных слоя:

Покрытие – верхний, наиболее прочный слой, подвергающийся непосредственному воздействию колес. Оно может состоять из верхнего, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации слоя износа и основного слоя, назначение которого – усилить связь покрытия с основанием. Покрытие определяет важнейшие эксплуатационные качества дороги: ее работоспособность, т.е. количество автомобилей, которые могут пройти по ней в период между ремонтами, ровность, интенсивность и скорость движения.

Основание – основная несущая часть дорожной одежды. обеспечивающая вместе с покрытием рассредоточение и равномерную передачу нагрузок на подстилающий слой или грунт земляного полотна; основание также может состоять из двух слоев разной прочности.

Табл. 1.

Наименьшая толщина конструктивных слоев покрытий дорожной одежды из различных материалов в уплотненном состоянии:

Покрытия Толщина, см.
Асфальтобетонные 5-7
Щебеночные и гравийные, обработанные органическими вяжущими материалами (черные)  
Щебеночные и гравийные, не обработанные вяжущими материалами (белые) 10-15
Мостовые из камня 15-20
Грунтовые, улучшенные скелетными добавками и грунтовые из оптимальной смеси 20-30

 

Дополнительный слой основания (подстилающий, иливыравнивающий, слой) – нижняя часть дорожной одежды, предназначенная для передачи нагрузок на земляное полотно, выравнивания его поверхности, дренирования и для защиты от мороза. Этот слой обычно делают из песка – грунта, который почти не меняет свойств при увлажнении.

Во всех случаях толщина конструктивного слоя должна несколько превышать полуторный размер наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.

Толщину основания и выравнивающего слоя основания принимают в пределах 15-20см.

Одежды дорог низких технических категорий, в т.ч. и сельскохозяйственных могут состоять из одного слоя, например грунтовые, улучшенные каменными материалами, или из двух слоев, например мостовые на песчаном основании. Следовательно, разделение дорожной одежды на конструктивные слои в известной степени условно, хотя одежды дорог высоких категорий всегда делают многослойными.

К дорожным одеждам предъявляют ряд технических и санитарно-гигиенических требований: обеспечение безопасного проезда в любое время года; прочность, долговечность и устойчивость к воздействию атмосферных факторов (температуры. влажности и др.);ровность покрытия, чтобы возможно было движение с высокими скоростями, и шероховатость – для хорошего сцепления с шинами; низкая стоимость строительства, возможность использования местных дорожно-строительных материалов, а также устройства, ремонта и содержания механизированным способом; отсутствие пыления, возможность легко удалять пыль и грязь с поверхности; бесшумное движение и др.

В поперечном сечении дорожные одежды устраивают серповидного, полукорытного и корытного профилей.

Cерповидный профиль применяют на дорогах низких категорий, в том числе сельскохозяйственных. В этом случае укрепляют всю поверхность земляного полотна, включая обочины. Это облегчает отвод воды, разъезд и обгон автомобилей в сырую погоду при узкой (однополосной) проезжей части. Наибольшей толщины одежду делают по оси дороги, а к бровкам уменьшают до 5 см. Для устройства покрытий серповидного профиля используют местные строительные материалы: гравий, укрепленные различными добавками грунты.

Полукорытный профиль характеризуется устройством утолщенного покрытия в пределах проезжей части; обочины укрепляют более тонким слоем. По сравнению с серповидным полукорытный профиль требует меньше материалов, но сложнее в исполнении.

При корытном профиле дорожную одежду любой требуемой толщины устраивают только в пределах проезжей части. Так как обочины остаются неукрепленными, возможно занесение на покрытие грязи. Недостатки полукорытного и корытного профилей заключаются также в затрудненном отводе проникшей в корыто воды. Дорожную одежду корытного профиля применяют обычно на дорогах высокой категории.

Прочная долговечная дорожная одежда любой конструкции может быть создана только на правильно выполненном земляном полотне. Никакое утолщение одежды, построенной на слабом грунтовом основании, не сможет обеспечить ее прочность.

Табл. 2.

Дорожные одежды классифицируют по типу поверхностного слоя – покрытия

Тип дорожных покрытий Наименование покрытия
Низшие Грунтовые. укрепленные различными местными материалами (гравием, щебнем, дресвой и пр.)
Переходные Мостовые из булыжного или колотого камня; грунтовые, укрепленные вяжущими; щебеночные. гравийные, шлаковые
Усовершенствованные облегченные Грунтовые, обработанные в установке битумом (грунтоасфальтовые); щебеночные и гравийные, обработанные органическими вяжущими (черные шоссе)
Капитальные Мозаиковые и брусчатые мостовые на каменном или бетонном основании; из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанные в смесителе органическими вяжущими; асфальтобетонные; цементобетонные

 

Тип покрытия и конструкцию дорожных одежд сельскохозяйственных дорог назначают в соответствии с типовыми решениями путем сопоставления возможных вариантов с учетом режима и интенсивности движения, наличия местных дорожно-строительных материалов, их качества, грунтовых и климатических условий, а также опыта эксплуатации дорог в районе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: