Глава 3. Характеристика основных видов транспорта области




Транспортный комплекс области имеет многофункциональную направленность и включает в себя все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, авиационный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Занимает первое место по значимости среди других видов транспорта на территории области, на него приходится около 70 % всех перевозок.

На территории Архангельской области расположены Архангельское (железные дороги Коноша-Архангельск, Обозерский-Онега-Беломорск, Архангельск-Карпогоры-Вендинга), Сольвычегодское (железные дороги Коноша-Котлас-Микунь, Удимский-Великий Устюг, Котлас-Луза), часть Вологодского отделения железной дороги (Коноша-Вожега).

На территории области расположено множество крупных железнодорожных станций и узлов, таких как Архангельск, Северодвинск, Обозерский, Онега, Карпогоры, Няндома, Плесецк, Коноша, Котлас и др.

Общая протяженность главных путей составляет 1860 км, в том числе на Архангельском 1100км, Сольвычегодском 725 км, Вологодском 35 км. Развернутая длина подземных путей промышленных предприятий составляет 2360 км.

На подъездных путях промышленных предприятий производиться 92 % грузовой работы и только 8 % работы производиться на путях общего пользования. Приоритетными грузами, отправляемыми с территории области являются: лесные, на Архангельском отделении они составляют 41 % от общей погрузки, на Сольвычегодском - 49 %; бумажная продукция - на Архангельском отделении 14 %, на Сольвычегодском - 29 %; строительных грузов - на Архангельском - 24,5%, на Сольвычегодском - 11%. В транспортном потоке преобладает железная руда, каменный уголь, нефтепродукты, контейнеры. На территории Архангельского и Сольвычегодского отделений расположены следующие подразделения (в числителе на Архангельском отделении, в знаменателе - на Сольвычегодском):

Железнодорожных станций в т.ч. с грузовой работой 6351 3830
Дистанций пути  
Дистанций сигнализации и связи  
Вагонных депо  
Пассажирских депо  
Локомотивных депо  
Дистанций энергоснабжения  
Дистанций погрузочно-разгрузочных работ  

На Архангельском отделении работают 86 магистральных, 48 маневренных тепловозов, приписано 275 пассажирских вагонов, на Сольвычегодском отделении эти цифры составляют соответственно 97, 31, 430. На участке Коноша - Няндома, где введена в конце 1997 года в эксплуатацию электротяга, работают электровозы депо Вологда; до конца 1998 года электрическая тяга должна была быть продолжена до станции Пукса, в итоге в 1998 году в области был электрифицирован участок протяженностью более 200 км. Тепловозный парк и приписной парк пассажирских вагонов имеет износ в размере 75-82 %, ввиду дороговизны их стоимости за последние годы парк тепловозов и вагонов практически не обновлялся. По этим же причинам свернуты работы по капитальному ремонту пути и искусственных сооружений, состояние пути катастрофически улучшается, а объем ремонта за последние 7 лет снизился на 70 %. В связи с резким падением объемов перевозки высвобождение (сокращение)рабочей силы приобретает угрожающие масштабы.

По данным облкомстата на 01.01.97 г. численность работников железнодорожного транспорта (МПС и ведомственных предприятий) составляло 26011, на 01.11.97 г. - 23421, т.е. уменьшилась на 2590 человек. Для сохранения производительности труда на уровне 1990 года Министерство путей сообщения довело разнарядку железным дорогам к 2000 году сократить численность работающих на 50 %, для Архангельской области эта цифра составляет более 12000 человек к факту 1990 года. Из-за резкого падения объемов перевозок многие мощности железнодорожного транспорта оказались невостребованными, содержание их ложится непосильным бременем на результаты эксплуатационной деятельности подразделений транспорта. Это привело к уничтожению тысяч грузовых вагонов, в том числе дорогостоящего специального подвижного состава (хоппер-дозаторов, думпкаров, аппатитовозов, зерновозов, бутумовозов и т.д.). Темпы падения грузопотоков по сравнению с 1990 годом характеризуются следующими данными. В 1990 году грузооборот в Архангельской области составлял 48106 млн. тонно-кмлометров, погрузка 22.8 млн.тонн в год, выгрузка 1543 вагона в сутки. В 1998 году эти результаты соответственно характеризуются следующими цифрами: 24414 млн.тонно-километров, 6,79 млн.тонн, 621 вагон соответственно.

Табл. 1

Годы Грузооборот в % к 1990 году <Погрузка в % к 1990 году Выгрузка в % к 1990 году
       
  90,1    
  78,6 72,2 82,2
  67,0 56,7 66,7
  54,5 37,4 47,4
  50,9 36,6 48,1
  48,7 29,6 37,8
  50,7 29,8 40,2

Из приведенной выше таблицы видно, что впервые с 1990 года в 1997 году прекращен спад по всем трем главным показателям и даже наметился незначительный рост: против 1996 года в прошлом году грузооборот вырос на 2%, погрузка на 0,2 %, выгрузка на 2,4 %.

Архангельская область в целом имеет активный железнодорожный баланс (т.е. отправление превышает прибытие).

Наиболее грузонапряженная железная дорога Воркута-Котлас-Коноша-Вологда, где основной грузопоток составляют составы с печорским углем. От Коноши на юг прибавляется мощный поток лесных грузов, а некоторая доля угля переходит на линию Коноша-Архангельск и транспортируется к Архангельску и в большей степени к Мурманску, переходя на линию Обозерский-Онега-Сорокская

Речной транспорт

Занимал долгое второе место по значимости среди других видов транспорта, на него приходилось в 1970-х годах более 20 % всех грузоперевозок, к настоящему времени его доля (как и по всей России) сократилась до 5-7 %.

Судоходство осуществляется по крупным рекам - в первую очередь по Северной Двине, ее притокам - Ваге, Вычегде, Пинеге, а также по рекам Мезени и Онеге. Протяженность внутренних водных судоходных путей в области составляет 3851 км (1995 г.).

В течение 1970-1995 гг. грузооборот речного транспорта постоянно сокращался с 20,4 млн. т грузов в 1970 г. до 9,4 млн. т в 1992 г. и 2,7 млн. т в 1995 г. Наибольшие грузовые потоки образуются на Северной Двине. Часть их поступает непосредственно с ее притоков. В Котласе на Северную Двину переваливается с железной дороги более 600 тыс. т каменного угля. Общий поток по Северной Двине и ее притокам идет вниз и достигает максимума у Архангельска, по объему выделяются лесные грузы.

Имеет место очень сильный износ основных транспортных речных средств. Более 70 % всех речных судов полностью выработали свои ресурсы и требуют ремонта.

Автомобильный транспорт

Второй по значению вид транспорта в Архангельской области, его доля особенно возросла в 1980-1990-х гг.

По территории Архангельской области проходит автомагистраль федерального значения М-8 Архангельск-Москва, проходящая через Северодвинск, Архангельск, Березник, Шенкурск и Вельск. Есть несколько автодорог областного значения: Обозерский-Каргополь-Белозерск, Каргополь-Няндома, Котлас-Великий Устюг и множество автодорог местного значения (многие из них имеют сезонный характер) - на Онегу, Котлас, Мезень, Верхнюю Тойму и т.д. Схема основных автомобильных дорог приведена на рис.2. на следующей странице.

Протяженность автодорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием на территории области составляет 9976 км (1995 г., в 1970 г. - 5248 км, т.е. за 25 лет этот показатель увеличился почти в два раза). При этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием возросла с 3,4 км пути на 1000 км2 в 1970 г. до 10,1 км пути на 1000 км2 в 1995 г.

Основные показатели работы автотранспорта в 1997 г. приведены в Табл.2.:

Табл.2. Работа и использование автотранспорта

Перевезено грузов, млн. тонн  
Грузооборот, млн. т.км  
Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза, км 29,2
Коэффициент использования пробега, % 51,2
Перевезено пассажиров, млн.пасс.  
Пассажирооборот, млн.пасс.км  
Среднее расстояние перевозки одного пассажира, км 6,3

В 1997 г. в области существовало 2141 автохозяйство, в которых было 27547 единиц автомобилей (см. табл.3.), причем преобладали автохозяйства с небольшим количеством автомобилей (не более 10 - более 55 %). При этом в личной собственности в 1995 г. граждан находилось 94 тыс. автомобилей (хотя еще в 1980 г. их было всего 25 тыс. единиц - т.е. за 15 лет произошло увеличение частного легкового автопарка почти в 4 раза, особенно большой рост наблюдался в 1990-х гг., т.к. в 1990 г. в личной собственности граждан находилось 58,8 тыс. легковых автомобилей, т.е. всего за 5 лет (1990-1995 гг.) их количество увеличилось на 35,2 тыс. легковых автомобилей). При этом обеспеченность населения собственным легковым автотранспортом возросло с 16,9 шт. на 1000 чел. В 1980 г. до 61,8 шт. на 1000 чел. (т.е. увеличилось в 4 раза!). Общая структура автотранспорта Архангельской области на 1997 г. приведена в табл.4.

Табл.3. Наличие автохозяйств

Автохозяйства с числом автомобилей: Количество автохозяйств Количество автомобилей в них
1 - 9    
10 - 24    
25 - 49    
50 - 99    
100 и более    
Всего    

Табл.4. Наличие подвижного состава

Всего автомобилей, единиц  
в том числе без автомобилей индивидуальных владельцев  
из них  
грузовые  
пикапы  
легковые  
автобусы  
Специальные  

Наиболее крупные автотранспортные предприятия расположены в крупных населенных пунктах области, в основном в городах Архангельск (АО "АГАТ-1", МП "АНАП-1", АО "Архавто", АООТ "Автокомбинат"), Северодвинск (Северодвинское МПАТП, ГП "Автоколонна-1700), Новодвинск (ОАО "Новодвинское АТП"), Вельск (АО "Вельскавтотранс"), Котлас (Котласское МПАТП, АООТ "Котласское АТП"), Плесецк (МУП "Плесецкое АТП"), Мезень (ГП "Мезенское АТП"), Няндома (АО "Няндомское АТП"), Онега (МУП "Онежское АТП"), Коряжма (АО "АТП-4").

Внутригородской электрический транспорт

На территории Архангельской области внутригородской электрический транспорт представлен только троллейбусами и трамваями и только в областном центре - городе Архангельске.

Троллейбусы появились в Архангельске примерно в середине 1970-х гг. и уже в 1990 г. протяженность эксплуатационных троллейбусных линий достигла современного уровня в 32,6 км. Максимальное количество троллейбусов в Архангельске приходилось на 1990 г. - 69 шт., но в последующие годы из-за износа их количество уменьшилось до 50 в 1995 г., обновление парка пассажирских троллейбусов практически отсутствует. В тоже время нагрузка на имеющиеся в наличии троллейбусы возрастает с увеличением перевозки пассажиров с 9,7 млн. чел. в 1980 г. до 87,1 млн. чел. в 1995 г.

Протяженность эксплуатационных трамвайных путей с 1970 г. практически не изменилась и к 1995 г. составила 29,9 км. Максимальное количество трамваев в Архангельске приходилось на 1970 г. - 151 шт., в последующие 10 лет количество маршрутов в Архангельске было сокращено, сократился и трамвайный парк до 101 трамвая в 1990 г. К 1995 г. вследствие износа трамвайного парка количество трамваев в городе сократилось до 89 шт. Обновление трамвайного парка имеет только эпизодический характер. В тоже время нагрузка на имеющиеся в наличии трамваи возрастает с увеличением перевозки пассажиров с 54,6 млн. чел. в 1970 г., до 90,1 млн. чел. в 1995 г.

Морской транспорт

Архангельская область вместе с Мурманской областью является северными "морскими воротами" России. Здесь расположен один из крупных морских портов России - Архангельск и несколько меньших по размеру - Онега, Мезень и др. Отсюда осуществляется отправка различных грузов в другие порты России - Мурманск, Беломорск, порты Северного морского пути - Нарьян-Мар, Хатангу, Тикси и др., через порт Архангельск осуществляются торговые связи с зарубежными странами, в первую очередь Скандинавии и Западной Европы.

За время кризиса отправление грузов морским транспортом очень сильно уменьшилось. Так, если в 1990 г. из всех портов Архангельской области было отправлено 3,5 млн. т, то в 1994 г. только 1,3 млн. т.

Данные по отдельным портам Архангельской области приведены в табл.5.:

Табл.5. Объемы перевозки грузов в портах Архангельской области<

порт 1997 г. 1998 г. 1998 г. к 1997 г., % налив сухогрузы 1998 г.    
            экспорт импорт каботаж
всего МАП Архангельск 1508,4 1079,3 71,5 96,5 982,8 716,9 71,9  
в т.ч. АО Архангельск 802,2 660,3 82,3   660,3 432,9 68,9 158,5
Мезень 13,8 4,8 34,8   4,6     4,8
Онега                
ВСЕГО: 1537,2 1108,1 266,3 96,5 1011,4 716,9 71,9 222,8

Авиационный транспорт

В Архангельской области существуют два крупных аэропорта гражданской авиации (оба в Архангельске) и несколько мелких (в Котласе, на Соловецких островах и др.). По области разбросано множество военных аэродромов (в т.ч. космопорт в Плесецке).

Аэропорт Архангельск основан в 1963 году. Статус юридического лица получил в 1991 году. Оборудован всеми необходимыми для обслуживания авиапассажиров, багажа, груза, почты; зданиями, сооружениями, светотехническим и радиолокационным оборудованием. Аэропорт Архангельск имеет статус международного аэропорта. На базе данного аэропорта организовано ОАО "Аэропорт Архангельск", которое занимается обслуживанием воздушных судов. обслуживанием пассажиров, обработкой грузов и почтой. В аэропорту занято 415 чел. Из аэропорта Архангельск на регулярной основе выполняются рейсы в 18 городов Российской Федерации, в том числе гг. Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Сочи, Новосибирск и другие, и в 5 городов ближнего и дальнего зарубежья - Киркенес, Лулео, Рованиеми, Тромсе, Ереван. С целью перевозки туристических групп, сменных экипажей моряков, деловых людей выполнено за 1997 год 247 заказных (чартерных) рейсов в гг. Атырау, Афины, Солоники, Берген, Олесунд, Ставангер, Бодо. В грузовых авиаперевозках доля экспорта составляет 5 %, а импорт осуществляется скандинавскими авиалиниями (из Финляндии, Швеции и Норвегии). Прибыль аэропорта в 1997 г. составила всего 19,4 млн. руб.

Аэропорт Васьково основан в 1981 году. Оборудован всеми необходимыми для обслуживания авиапассажиров, багажа груза, почты; зданиями, сооружениями, светотехническим и радиолокационным оборудованием. Аэропорт занимается авиаперевозками пассажиров, багажа и грузов, в аэропорту занято 547 чел. Воздушные суда аэропорта Васьково обслуживают местные воздушные линии Архангельской области, а также участвуют в зверобойном промысле в горле Белого моря, лесоавиационных работах, разведке рыбы, аэросъемках, геологических работах. Общая длина внутренних авиаперевозок из аэропорта Васьково составляет 568 тыс. км. В 1997 г. прибыль аэропорта составила 24,3 млн. руб.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт в целом на территории области практически не развит. Трубопроводы проходят только на крайнем юго-востоке области через Котлас и имеют транзитный характер. Это газопровод из Уренгоя "Северное Сияние" и нефтепровод, идущих от мест нефтедобычи в районе Усинска, Ухты и Троицко-Печорска, расположенных на территории Республики Коми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: