Глава 4. Характеристика транспортных узлов Архангельской области




На территории Архангельской области очень велика дифференциация между населенными пунктами по уровню развития в них транспортных и промышленных функций.

С учетом транспортно-географического положения, численности населения, уровня индустриального развития, транспортных функций на территории Архангельской области можно выделить несколько типов промышленно-транспортных узлов:

крупный промышленно-транспортный узел с сильно диверсифицированной структурой экономики и хорошо развитыми промышленными и транспортными функциями - это административный центр области с четырехсоттысячным населением город Архангельск, находящийся на пересечении основных транспортных путей области: железной дороги Архангельск-Вологда, автомагистрали М-8, речной магистрали Северной Двины и морских путей. Архангельск - крупнейший транспортный узел области, крупный морской порт с хорошо развитой машиностроительной, пищевой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью;

крупные промышленно-транспортные узлы с высоко развитыми транспортными и промышленными функциями - это относительно крупные города области, находящиеся на пересечении нескольких транспортных магистралей. Это города Котлас, Северодвинск. Северодвинск - спутник Архангельска, расположен на автомагистрали М-8 и железной дороге Архангельск-Москва, город со стотысячным населением и хорошо развитой легкой и пищевой промышленностью. Котлас - второй по значению после Архангельска транспортный узел области - находится на пересечении железной дороги Коноша-Воркута, речной магистрали Северной Двины и газо- и нефтетрубопроводов, идущих из Уренгоя и Усинска;

важные небольшие промышленно-транспортные узлы с высокоразвитыми транспортными функциями - Онега, Обозерский, Вельск, Плесецк, Няндома, Каргополь, Коноша, Мезень. Эти населенные пункты находятся на основных транспортных магистралях области (железнодорожных, автомобильных и речных, либо являются портами) и имеют важное транспортное значение. Это относительно небольшие города или поселки городского типа (10-40 тыс. чел.) со сравнительно слаборазвитой пищевой, деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленностью;

небольшие промышленно-транспортные узлы со слабо развитыми транспортными и промышленными функциями - это населенные пункты области, оставшиеся в стороне от основных транспортных магистралей либо небольшие поселения - Пинега, Карпогоры, Шенкурск, Кодино и др. Отличаются монофункциональным развитием.

Использование теории графов в оценке транспортной доступности транспортных узлов

На основе этого графа для основных транспортных узлов Архангельской области были посчитаны коэффициент оптимальной связности и взвешенная степень вершин графа, приведенные в табл.6.:

Табл.6.

    коэффициент оптимальной связности взвешенная степень вершин графа
  Сафоново   0,1
  Мезень   0,3
  Смоленец   0,3
  Вожгора   0,1
  Пинега   0,3
  Карпогоры   1,2
  Белогорский   2,2
  Архангельск   6,0
  Северодвинск   2,5
  Холмогоры   2,1
  Бол. Гора   2,5
  Погост   1,1
  Обозерский   3,3
  Онега   2,7
  Кянда   0,1
  Плесецк   3,1
  Каргополь   2,0
  Няндома   2,6
  Коноша   3,2
  Климовская   0,1
  Вельск   4,2
  Ровдино   2,1
  Березник   2,1
  Котлас   2,7
  Костылево   2,3
  Бестужево   0,1

Взвешенная степень графа показывает важность транспортного узла во всей транспортной системе области, рассчитывается из количества входящих в населенный пункт и выходящих из него транспортных магистралей со следующими значениями для каждой магистрали: железные дороги и автомагистраль М-8 - 1 (строящаяся ж/д Карпогоры-Вендинга - 0,1), автодороги областного значения - 0,5, местные автодороги - 0,1, морские порты. В итоге самое большое значение этого показателя, как и следовало ожидать, получилось у Архангельска, а вот вторым по значимости оказался город Вельск, расположенный на пересечении М-8 и ж/д Коноша-Котлас. Высокие значения этого показателя для Коноши, Онеги, Котласа, Плесецка и особенно Обозерского реально отражают их место в транспортной системе Архангельской области.

Коэффициент оптимальной связности же отражает транспортную доступность того или иного населенного пункта на территории области. Как и следовало ожидать, наилучшую транспортную доступность в области имеют Архангельск и Обозерский (важный железнодорожный узел области), хорошие показатели и у других городов, расположенных по железной дороге Архангельск-Москва и автомагистрали М-8. У Котласа, находящегося в крайнем юго-восточном углу средний показатель, а наименьший показатель у отдаленных и труднодоступной Мезени, находящейся на крайнем севере области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: