Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.
Инвестиционный процесс – это совокупное движение инвестиций различных форм и уровней.
Условия для осуществления инвестиционного процесса:
1. Достаточный ресурсный потенциал для функционирования инвестиционной сферы;
2. Существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах;
3. Механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
Инвестиционный рынок - форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Он характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение).
Основные цели функционирования инвестиционного рынка:
1) Обеспечение процесса саморегулирования инвестиционного процесса;
2) Мобилизация и организация инвестиционного потенциала для финансового, материального и интеллектуального обеспечения инвестиционного процесса с min затратами и в оптимальные сроки.
Основное условие функционирования инвестиционного рынка: способность спроса и предложения реагировать на изменившуюся рыночную ситуацию и их динамизм, обеспечивающих возможность сбалансированности и регулирования рынка.
Конъюнктура инвестиционного рынка — совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.
|
Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии:
**Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.
**Конъюнктурный бум - резкое возрастание объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличение предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте последнего, соответствующее повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
**Ослабление конъюнктуры - снижение инвестиционной активности в результате общеэкономического спада.
**Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке - критически низкий уровень инвестиционной активности, резкое снижение спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. Существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, деятельность убыточная.
Структура инвестиционного рынка:
Инвестиционные товары – объекты инвестиционных вложений, которые используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода в перспективе.
Объекты инвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.
|
Формы инвестиционных товаров:
1) Материальная форма (элементы физического капитала);
2) Денежная форма(деньги, целевые денежные вклады, паи, ЦБ).
Инвестиционный спрос.
Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос.
Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование.
Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей.
Инвестиционное предложение – совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ЦБ и т.д.
Инвестиционный спрос характеризуется высокой степенью подвижности и формируется под воздействием целого комплекса факторов, среди кото. можно условно выделить макро- и микроэкономические факторы.
На макроэкономическом. уровне факторами, определяющими инвестиционный спрос, являются.:
** национальный объем производства – увеличение ВНП ведет к возрастанию инвестиционного спроса и наоборот;
** величина накоплений;** денежных доходов населения; ** распределение получаемых доходов на потребление и сбережение;
** ожидаемый темп инфляции;
** ставка ссудного % - определяет цену ЗК для инвесторов. Повышение % ставки усиливает мотивацию к сбережениям и одновременно ограничивает инвестиции, делая их не рентабельными. При снижении ставки ссудного % инвестирование оказывается более прибыльным, поэтому уменьшение ставки ссудного % ведет к росту инвестиций и наоборот.;
|
** налоговая политика гос-ва - снижение налогов на Прибыль ведет к увеличению доли накоплений предприятий, направляемых на инвестирование; ** условия финансового рынка; ** воздействие иностранных инвесторов и т.д.
Важным макроэкономическим показателем, воздействующим на инвестиционный спрос, является объем произведенного национального продукта. Его увеличение при прочих равных условиях ведет к возрастанию инвестиционного спроса и наоборот.
На микроэкономическом уровне факторами инвестиционного. спроса являются:
** норма ожидаемой прибыли - прибыль является побудительным мотивом осуществления инвестиций. Инвесторы производят вложения, когда ожидают, что доход, полученный от инвестирования, будет превосходить затраты. Поэтому, чем выше норма ожидаемой чистой прибыли, тем больше инвестиционный спрос.
** издержки на существование инвестиций - чем больше объем издержек на осуществление инвестиций и срок их окупаемости, тем ниже уровень инвестиционного спроса
** ожидания предпринимателей;
** изменения в технологии - наибольшая отдача связана с инвестициями в инновационную продукцию, обеспечивавшими снижение издержек производства, повышение качества продукции и нормы ожидаемой ЧП. И т.д.