Тема 10. Направления современного РПС и регионального развития




1. Определение потенциальных направлений регионального развития

2. Устойчивое развитие и размещение производительных сил

3. Кластерный подход и размещение производительных сил

4. Формирование современной концепции РПС

 

1. Определение потенциальных направлений регионального развития (дополнение по истории освоения потенциала отдельных регионов)

Главным географическим принципом регионального развития России исторически был сдвиг производства на восток, стремление заселить и освоить Сибирь и Дальний Восток. Целью этой политики было выравнивание уровней экономического развития районов, создание в каждом из них собственной производственной базы. Этот сдвиг в 1930–1960 гг. проявлялся в промышленном развитии Поволжья и Урала, ныне ставших крупными экономическими районами страны с многоотраслевым хозяйством.

С конца 1960-х и по 1980-е гг. было усилено индустриальное развитие Западной и Восточной Сибири, где были созданы крупные нефтегазовые, угольно-химические, металлургические, лесопромышленные комплексы, построены десятки городов. Северные и дальневосточные окраины включались в развитие методом очагового освоения наиболее ценных ресурсов.

Вместе с тем у страны не хватило сил для всестороннего развития огромного Восточного региона, и он оставался в основном топливно-сырьевым, а также ареалом развития оборонного комплекса. Западные районы были главным производителем готовых товаров, поставляли на восток страны материальные, трудовые и финансовые ресурсы, поддерживали освоение и социальную сферу Крайнего Севера.

В период рыночных преобразований превалирующим было мнение, что развитие севера и востока экономически неэффективно, так как слишком велики по сравнению с Центральной Россией удельные социальные и материальные затраты на производство в этих районах. Кроме того, они отвлекают материально- финансовые ресурсы от более эффективного производства Европейского региона страны. На этом основании были резко сокращены все виды вложений, закрыто большинство убыточных предприятий, безработица стала массовой, начался активный отток населения из большинства районов Севера (кроме нефтегазовых и металлургических центров). При этом был выдвинут тезис о необходимости всемерного развития районов Центральной России, обладающих не только благоприятными условиями развития хозяйства, но и более современным научно-техническим и производственным потенциалом. Поддержка этих ведущих регионов должна была сохранить экономику страны, достигнутый уровень технологического прогресса.

Однако эта политика себя не оправдала, так как лидирующие позиции сохраняют до сих пор регионы с ресурсно-экспортными отраслями хозяйства. При этом регионы страны в силу своего географического положения стали ориентироваться на те или иные иностранные государства (Европейское и Азиатское направления).

 

2. Устойчивое развитие и размещение производительных сил (продолжение)

 

Устойчивое развитие человеческого общества, мировой экономики, стран и регионов представляет собой оптимально управляемое развитие на основе устойчивой биосферы и современных достижений науки, нацеленных на сохранение и совершенствование человеческого капитала. Улучшение качества жизни человека ограничено предельными возможностями окружающих экосистем и биосферы, численностью населения, уровнем развития промышленных и информационных технологий.

На основе анализа экологических и экономических задач устойчивого развития очевидны два обстоятельства:

1) экологическая ситуация фактически определяется особенностями экономического развития страны;

2) сложившаяся в России система природопользования неэффективна и требует реформирования.

Концепция устойчивого развития включает устойчивое социально-эколого-экономическое развитие в рамках системного подхода.

Концепция устойчивого развития как альтернативная технократическому развитию объединяет три точки зрения: социальную, экологическую, экономическую. Концепция ориентирована на максимально эффективное использование природных ресурсов, глубокую переработку экологически опасных отходов, рост национального дохода. Термин «устойчивое развитие» был использован для научного понятийного аппарата Комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1983 году.

Экологическая безопасность является необходимым элементом современного промышленного развития территорий. Концепция устойчивого развития сформировалась в XX веке на основе международных междисциплинарных исследований, на основе ресурсных ограничений экономики, оценки экологической угрозы загрязнения окружающей среды, анализа социальных изменений структуры общества и динамики удовлетворения потребностей населения.

Данная теоретическая концепция позволяет интегрировать разные элементы, участвующие в создании устойчивых темпов экономического роста, разработать мероприятия поддержки баланса воспроизводственных процессов. Реализация концепции устойчивого развития опирается на социальные и экологические инновации в национальной экономике.

Приоритетными направлениями современного развития стран на разных уровнях экономической системы стали:

- сокращение антропогенного воздействия на окружающую среду;

- использование энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в производстве;

- экологизация региональной экономики.

Согласование экономического, социального и экологического развития является приоритетной задачей, обеспечивающей долгосрочное устойчивое развитие и оптимальные темпы экономического роста в национальной экономике. Редкие и ограниченные не возобновляемые природные ресурсы, используемые в промышленном производстве, могут эффективно замещаться возобновляемыми ресурсами при использовании новых технологий и создании новых материалов. Сочетание экономического роста и устойчивого развития экономической системы необходимое условие при размещении современного промышленного производства.

Концепция устойчивого развития исследует взаимодействие структурных элементов природного, человеческого, промышленного капитала, необходимых для сбалансирования пропорций национальной экономики.

Подходы, используемые зарубежными и отечественными специалистами при разработке стратегии устойчивого развития сходны. Для регионов России востребована европейская концепция формирования устойчивого развития территорий. В 1994 году была принята «Хартия городов Европы за устойчивое развитие», которая координировала усилия по решению социально-экономических задач развития:

­ совершенствование транспортной инфраструктуры;

­ сокращение численности людей, живущих за чертой бедности;

­ повышение качества образовательных и медицинских услуг;

­ оптимизация и повышение эффективности финансовых потоков.

Индикаторы устойчивого развития формируются группой социально-экономических и экологических показателей. Общие (базовые) и специальные индикаторы отражают специфику территории, взаимодействие факторов внешней и внутренней среды ее развития. К базовым индикаторам относятся ВВП на душу населения, энергоемкость продукции предприятий в экономике, продолжительность жизни и уровень образования населения, уровень экологического загрязнения территорий. Специальные индикаторы устойчивого развития отражают отдельные демографические, экологические и другие особенности территорий регионов страны (пример - уровень заболеваемости клещевым энцефалитом).

Важными инструментами и направлениями поддержки устойчивого экономического развития государственной политики на национальном и региональном уровне являются:

- налоговые и другие платежи за загрязнение окружающей среды;

- субсидии на приобретение экологически безопасного оборудования;

- разграничение источников бюджетного финансирования природоохранных мероприятий;

- развитие рынка экологических услуг и специализированных банков;

- внедрение системы эффективного распределения рентных доходов;

- целевое финансирование программ развития природно-ресурсного потенциала территорий страны.

Формирование устойчивого развития в региональной системе обеспечивается комплексными мерами государственной политики:

- активизацией процессов субурбанизации;

- внедрением новых моделей территориального расселения;

- ускоренными процессами роста агломераций, которые сопровождаются повышением качества жизни и развития человеческого капитала.

3. Кластерный подход и размещение производительных сил

В Концепции долгосрочного развития России определены основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Одним их таких направлений является переход к новой модели пространственного развития российской экономики, предусматривающий размещение производительных сил через создание производственных кластерных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий.

Повышение конкурентных преимуществ производителей основано на концепции региональных кластеров М. Энрайта, теории промышленных районов А. Маршалла, итальянских промышленных округов Дж. Бекаттини. Первыми предшественниками кластерных структур в России были исторически сформированные территориально-промышленные комплексы.

Эволюция факторной модели размещения производительных сил показала эффективность формирования производительных сил на современном этапе развития экономики на основе кластерного подхода. Развитие кластерных структур является базовым условием перехода к инновационной модели экономики в России.

Кластерные структур ы обеспечивают развитие разных форм территориальной организации производства, реализацию инновационных и высокотехнологичных проектов, направленных на создание конкурентоспособных товаров и услуг высокого качества. Американский исследователь М. Портер рассматривал кластер как группы географически соседствующих, взаимодействующих предприятий и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах и дополняющих друг друга.

Различают региональные кластеры, которые развиваются на принципах:

- концентрации;

- специализации;

- кооперации;

- конкуренции.

Региональный кластер - это сконцентрированные на определенной территории региона взаимосвязанные крупные и мелкие предприятия, научно-исследовательские центры, образовательные институты, инфраструктура, дополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества. Предприятия территориальных кластерных структур минимизируют издержки на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации бизнес-процессов. Технологические и промышленные кластеры в регионе становятся точками экономического роста за счет мультипликативных эффектов развития производства и сферы услуг, более глубокой специализации и кооперации производства. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Особенностью территориальных кластерных структур в регионе является:

- доминирование предприятия-лидера;

- территориальная локализация;

- устойчивые и долгосрочные хозяйственные связи;

- оперативная и эффективная координация социально-экономической деятельности;

- общая маркетинговая и финансовая стратегия;

- совершенствование технологий производства и управления;

- участие в инновационных моделях подготовки высококвалифицированных специалистов;

- корпоративные системы контроля бизнес-процессов;

- реализация территориальной модели социально-экономического партнерства между бизнесом и муниципальными органами власти.

Ключевым фактором успеха кластерных структур является эффективный стратегический анализ, внедрение инноваций, корректирующие мероприятия регионального развития. Инновационное развитие кластера повышает свою конкурентоспособность на региональном рынке за счет комплексного использования элементов инфраструктуры в процессе производства, взаимодействия большого количества экономических агентов, сочетания технологий мягкой и жесткой конкуренции, реализации эффекта масштаба производства, развития кооперации и специализации производства.

Внешние элементы инновационной инфраструктуры обеспечивают непрерывность формирования добавленной стоимости через генерирование инновационной ренты и ее перераспределение между участниками кластера.

К внешним элементам инновационной инфраструктуры кластера в регионе относятся:

-образовательные институты, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов;

- специальные экономические зоны;

- технопарки;

- бизнес-инкубаторы.

Внутренние элементы инфраструктуры кластера формируются технологиями аутсорсинга, обеспечивая оптимизацию издержек себестоимости производства продукции. Элементы инновационной структуры кластеров снижают издержки на проведение научных исследований и внедрение технологий в процесс производства. Диагностика инновационной составляющей кластерных структур в регионе включает в себя взаимосвязанный национальный, территориальный анализ и бенчмаркинг.

Концепция развития территориальных кластерных структур в регионе определяет направления модернизации сектора экономики за счет активизации инновационного потенциала предприятий, концентрации ресурсов, развития высокотехнологичных услуг, диверсификации производства. В международной практике кластерные структуры могут формироваться с участием и без участия органов государственной власти, в результате развития экономических институтов.

Создание кластерных структур в России, как правило, происходит при активном участии органов власти субъектов РФ с применением технологий программно-целевого управления. Участниками кластерных структур в регионе являются научно-исследовательские организации, промышленные предприятия, сбытовые предприятия среднего и малого бизнеса, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Этапы формирования территориальных кластерных структур в регионе включают в себя элементы:

- анализ регионального и межрегионального развития предприятий, возможностей инновационного роста;

- создание модели кластера, ориентированной на ресурсосберегающие технологии и удовлетворение потребительского спроса;

- анализ эффективности экономической деятельности предприятий, входящих в группу кластера;

- корректировка стратегии социально-экономического развития предприятий кластера в регионе;

- выделение подкластеров и развитие инновационной структуры, облегчающих взаимодействие предприятий в регионе.

Новые технологии, развивающиеся более быстрыми темпами в специализированных экономических зонах, модернизируют традиционную исторически сложившуюся структуру промышленности. В регионе реализуются возможные стратегии территориального кластерного развития:


- географическая;

- горизонтальная;

- вертикальная;

- латеральная;

- технологическая;

- фокусная.


По результатам международных исследований территориальных структур экономическая отдача от кластеров проявляется через 7-10 лет. Границы кластера могут совпадать с административно-территориальным делением или с границами нескольких регионов.

Организация кластеров возможна через горизонтальную и вертикальную интеграцию, слияние и поглощение предприятий, объединение предприятий в специализированные финансово-промышленные группы.

Преимущества конкурентоспособности территориальных кластерных структур в региональной экономике сформированы:

- эффективными технологиями контроля внешней и внутренней среды взаимодействующих предприятий;

- развитой инновационной системой, обеспечивающей технологическое лидерство;

- высокой мобильностью финансовых ресурсов;

-быстро растущими темпами производительности труда;

- корпоративными программами социального развития и институционального партнерства.

Предприятия, включенные в систему кластерных структур, выстраивают эффективный диалог с местными органами власти, влияют на сбалансированность финансовой, налоговой, социальной политики в регионе, формируют устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и специфическими профессиональными компетенциями, высоким уровнем информационной культуры.

Приоритетные возможности развития кластерных структур реализуются в деревообрабатывающей, мясоперерабатывающей, рыбной промышленностях, машиностроении, туристическом обслуживании.

Территориальные кластерные структуры в регионе формируют устойчивые, долгосрочные темпы экономического роста. Стратегическое планирование развития кластерных структур в регионе устраняет риски неопределенности и повышает эффективность использования природных, производственных, человеческих ресурсов. Кластерные структуры способствуют формированию позитивного имиджа региона в национальной экономике и привлечению дополнительных инвестиций, развитию финансовой инфраструктуры и агломераций.

Социально-экономические эффекты от развития территориальных кластерных структур проявляются в:

-ускорении темпов экономического роста региона;

- более полном удовлетворении спроса населения на товары и услуги;

- создании новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов;

- активизации внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей;

- развитии экспортного потенциала;

- повышении концентрации промышленного производства в сочетании с развитием агломераций;

- создании и внедрении новых промышленных технологий, формирующих монопольную инновационную ренту.

Повышение роли кластерных структур в оптимизации территориальных темпов экономического роста является эффективным инструментом управления регионального развития в инновационной экономике. Наибольшее распространение кластерные структуры получили распространение в Бельгии, Дании, Финляндии, Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Индии и Китае. Опыт развития крупных кластерных структур и инновационных центров этих стран требует глубокой трансформации и анализа взаимодействия экономических институтов. Преимущества таких кластеров проявляются в комплексном развитии промышленного производства, инфраструктуры и услуг.

Кластерный подход в развитии территорий региона является эффективным экономическим инструментом снижения уровня депрессивности, повышенияконкурентоспособности предприятий и развития межотраслевых, межрегиональных устойчивых хозяйственных связей. Сильные экономические институты, развитая конкурентная среда, модели частно-государственного партнерства являются основой для развития кластерных структур в условиях формирования инновационной экономики в России.

Кластерный подход, используемый для повышения конкурентоспособности территорий региона, актуален для решения:

- стратегических задач регионального развития;

- корректировки и углубления специализации малого бизнеса;

- повышения инновационной активности предприятий;

- разработки технологий взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Кооперация кластерных структур формирует модели взаимодействия в регионе: фирма - фирма, фирма - образовательный институт, фирма - органы власти. Формы стимулирования инновационной деятельности кластерных структур в регионе такие, как прямое финансирование, кредитование, субсидирование, налоговые каникулы и другие повышают эффективность промышленного производства.

В международной и российской практике в исследовании кластерных структур сложились подходы, ориентированные на оценку экономической, инновационной и социальной эффективности. Основными показателями эффективности развития кластерных структур в регионе являются:

- рост прибыли предприятий;

- снижение издержек производства;

- развитие маркетинговых структур и бизнес-коммуникаций;

-улучшение транспортной инфраструктуры;

- сбалансирование структуры инвестиционных процессов.

Активизация кластеров в региональной экономике является современным направлением стимулирования использования инновационного потенциала предприятий и развития конкурентоспособности региона. Примером эффективного формирования кластерного подхода в России являются регионы с функционирующими специализированными экономическими зонами: промышленно-производственными, технико-внедренческими, рекреационными. Кластеры, развивающие на основе технико-внедренческой экономической зоны, имеют свои особенности за счет развития технологических инноваций, играют важную роль в ускоренном формировании инновационной модели региональной экономики. Территории со специализированными кластерными структурами ориентированы на «умные инвестиции» и стратегические технологические инновации.

Кластерная политика регионов, выстраиваемая совместно с федеральными органами власти, в условиях развития специализированных экономических зон в России осуществляет концентрацию и координацию взаимосвязанных элементов:

- финансовые ресурсы;

- организационные ресурсы;

- высокотехнологичные производства;

-транспортная инфраструктура.

Благоприятная институциональная среда, комплексная инвестиционная и инновационная инфраструктура, значительная численность квалифицированного экономически активного населения, занятого в среднем и малом наукоемком бизнесе в регионах со специализированными экономическими зонами, предопределили развитие высокотехнологичных промышленных кластеров. Ведущие сектора экономики, добывающие и обрабатывающие производства формируют спрос на инновации в региональных кластерах.

При поддержке региональных органов власти формируются институты инновационной инфраструктуры территориальных кластеров: офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, венчурные фонды, сеть финансирования венчурного предпринимательства, консалтинговые компании для поддержки инновационного бизнеса, центры нанотехнологий и технопарки.

Слабое развитие финансового сектора, ограниченная доступность финансового капитала, неразвитость базовой инфраструктуры в регионах со специализированными кластерными структурами сдерживает динамику увеличения территориального промышленного производства. Информационные технологии и высокотехнологичные услугисвязи в регионах повышают степень инвестиционной привлекательности и открытости разных секторов региональной экономики. Высокий образовательный уровень занятых в экономике формирует качественную структуру рабочей силы, позитивные предпосылки размещения и концентрации высокотехнологичных производств в регионе.

К активно формирующимся специализированным кластерам в регионах России относятся:


- энергетический;

- нефтехимический;

- биотехнологический;

- машиностроительный;

- лесопромышленный;

- ядерных технологий;

- информационных технологий;

- космических технологий и др.


Кластерная политика регионов России в модели социально-экономического партнерства гармонизирует интересы муниципальных органов власти, промышленных предприятий реального сектора экономики, научно-образовательного комплекса. В кластерной политике ведущее место занимают специализированные инструменты и методы государственного регулирования экономической деятельности предприятий:

- субсидии;

- налоговые льготы;

- инвестиционные кредиты;

- тарифное регулирование;

- протекционистские меры.

Стимулирование развития специализированных кластеров в регионах России формирует экономический эффект, который связан с:

1) повышением уровня занятости;

2) привлечением высококвалифицированных специалистов в реальный сектор экономики;

3) включением малого и среднего бизнеса в инновационные процессы региона;

4) увеличением налогооблагаемой базы в регионе;

5) развитием логистических систем;

6) совершенствованием предпринимательской культуры;

7) активизацией института ассоциаций предпринимателей и выстраиванием диалога с региональными органами власти;

8) улучшением имиджа региона;

9) расширением емкости внутреннего рынка и повышением покупательской способности населения.

Развитие энергетических и других кластеров в экономике обеспечивает повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции и услуг; кооперацию в сфере создания, передачи технологий и знаний; стимулирование исследовательских новых разработок; ускоренное развитие смежных производств и снижение энергонезависимости территорий; развитие телекоммуникаций; реализацию приоритетных социально-экономических проектов для населения территорий.

Кластерный метод развития региональной экономики является универсальным в условиях накопленного инновационного потенциала и ограниченного финансового капитала территорий, стимулирует рациональное размещение производительных сил, повышение эффективности использования человеческого капитала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: