Гражданский романтизм. Творчество К.Рылеева




В эпоху политических бурь, несвободы, рабства рождалась политическая поэзия. Особенность поэзии декабристов состоит в том, что эпоха создала этих личностей. Это было время, которое рождало героев. В период Отечественной войны 1812 года необходимость отмены крепостного права ощущалась всеми сословиями, а не только оппозиционерами. 1815-1825 гг. - вольнолюбивая эпоха в русской жизни, которая никогда больше не повторялась. Одна из важнейших черт эпохи - возможность выражения своего неповиновения, утверждения своей личности. Именно в эту эпоху личность становится самоценной, самобытной. Личность находит возможность выразить самое себя: молодые дворяне служили в гвардии, было престижно примкнуть к какому-либо обществу, их множество - «Арзамас», «Беседа», «Зеленая лампа». Именно в это время создавалась особая личность, ее особый тип. Молодые дворяне бросали вызов рутине, консерватизму, старой морали, создавался и особый тип поведения личности, новая этика, новая мораль: молодые люди могли перевесить все вывески на Невском проспекте, это впоследствии стало литературным мотивом. Так, Пушкин писал об обществе «Зеленая лампа»: «Здорово, молодость и счастье...» Особая атмосфера времени, в моде дуэли, бесстрашие. Реальный случай в основе повести Пушкина «Выстрел». Человек искушает себя ежесекундно, а честь важнее самой жизни, честь превыше всего, нет ничего дороже чести, дворяне погибали на дуэлях, презрев жизнь. Молодыми людьми был брошен вызов общественному вкусу, морали, самому обществу. В этом особенность романтического восприятия жизни. Создавался образ вольнолюбца, рожденный самой эпохой, складывался тип вольнолюбивого поведения.

Однако внутри самого общества вырабатывался иной тип личности - декабристский тип поведения.

Декабристы были людьми, которые не считали возможным соединять свои вольнолюбивые идеи с легким, светским поведением молодого дворянина. Так, для Пушкина возможны были возвышенный ум и страсти. Для человека политического поведения это было невозможно. Дельвиг был вольнолюбцем, а для Рылеева невозможно соединение одного с другим. Начал создаваться новый тип поведения дворянина, который живет не для сегодняшнего дня, а для истории, для которого слово и дело нерасторжимы. Молодые люди не желали принимать участия в застольях и пирах, отмежевывались от этого типа поведения, полагая, что не имеют права своим поведением скомпрометировать политическую идею. Декабрист - человек с высокими идеалами, высоким пониманием своего долга. Главным для себя он полагает служение Отечеству, жизнь должна быть отдана этому служению. Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума» заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий - декабристский тип. Герцен называл Чацкого декабристом, которому уготованы каторжные работы. Личность декабриста не могла быть запятнана хоть в чем-нибудь перед потомками. Позиция «просто вольнолюбцев» отличалась от поведения молодых людей «кружковского типа». Молодые декабристы размышляли о том, как должно вести себя на великосветских балах, можно ли веселиться, когда народ страдает от рабства. Молодых офицеров-гвардейцев отправляли в Аничков дворец, чтобы дамы могли танцевать, но молодые люди занимались политикой, вели политические беседы, но не танцевали, не предавались веселью, а для этого не отстегивали шпаги, ведь со шпагой не потанцуешь, можно только стоять и наблюдать. Именно так ведет себя герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий на балу у Фамусова, где говорит о русском народе, «умном», «бодром»; о крепостниках, преданно служивших им слуг, что «честь и жизнь не раз спасали», «на них он выменял борзые три собаки»; о преклонении русского дворянства пред всем иностранным, о «французике из Бордо». Речь Чацкого наполнена гневом и обличением. В этот период формировался особый тип поведения: декабристы были людьми серьезного поведения. Никита Муравьев в 15 лет убежал из дому, чтобы разделить судьбу Отечества на поле Бородина.

Декабристы, чтобы быть записанными на скрижали истории серьезно занимались науками, готовили себя к тому, чтобы стать во главе государства, были образованнейшими люди своего времени. Пестель – политэконом, Бестужевы – военачальники. Старший – морской офицер, художник. Александр Бестужев - писатель, книгоиздатель. Все пятеро братьев Бестужевых были в движении. Декабристы «ударились в науку», столь непривычную для дворянского типа поведения (двоюродный брат Скалозуба в комедии «Горе от ума», это были умнейшие люди, что тоже вызывало раздражение общества. Несомненно, этот тип поведения должен был опираться на какие-то модели. Декабристы вели себя как бы не совсем естественно, в «моде» был театральный тип поведения. Люди декабристского типа отстаивали свою независимость, свое человеческое достоинство, обличали пороки дворянского общества. Именно декабристы ввели в обиход литературный язык. Фамусов говорит о Чацком: «А говорит-то как, а говорит, как пишет». Речь Чацкого - правильная, литературная. Декабристы как бы приподняты над бытом, не сливались с обществом, им присущ «спартанский» или «римский» тип поведения, ориентировались на высокий идеал в своей жизни и своем поведении. Происходило внедрение романтического стиля, но в свою жизнь, в свою судьбу. Жить как в книгах - романтическая позиция. Это тип поведения был ориентирован и на Французскую революцию, и на республики Греции и Рима -своеобразный ключ идейного поведения и идейной ориентации.

Героическая тематика заставляла обращаться к новым поэтическим жанрам. Совсем не случаен был спор поэтов-декабристов с элегическим романтизмом. Декабристы создали свое представление о романтическом идеале. Для них идеалом был не Шиллер, а Шекспир с его истинным трагизмом, истинными страстями. Декабристы считали: стыдно слагать элегии, когда народ в оковах, страдает, когда тиран на троне. Среди декабристов была резко отрицательная реакция на то, что Жуковский стал учителем детей императора. Поэты-декабристы начали литературную борьбу с элегиями Жуковского. Появляются баллады, которые противостоят балладам Жуковского. Поэт-декабрист Катенин будет писать простонародные баллады, там, где Жуковский скажет «шорох теней», о том же самом Катенин напишет: «Адской сволочи скаканье». Появляется совершенно иной язык, начинают звучать иные мотивы. Литературная кампания, которую поэты-декабристы развернули против Жуковского, раздражала Пушкина. По Пушкину, Жуковский - это целое явление в русской литературе, он стоит у истоков русского романтизма, у истоков поэзии. Появляется литературный кружок «младоархаистов» (так он был назван Ю.Тыняновым). «Младоархаисты» видели другой путь развития русской литературы, чем «беседчики», «арзамасцы», они ратовали за национальное развитие русской культуры, развитие литературного языка связывали с национальной традицией. В этот кружок входили Грибоедов, Катенин, Гнедич, Глинка, Кюхельбекер. Не Шиллер с его художественной привлекал поэтов-декабристов, а Шекспир с его истинными страстями.

Декабристы, наметив новую тему поэзии, стали пропагандировать новые жанры, их привлекал критический пафос не только в обыденной жизни, но и в литературе. Трагедия и комедия стали ведущими жанрами в драматургии. Сатира и ода - в поэзии. Декабристы писали песни: Александр Бестужев, Рылеев писали агитационные песни. Катенин писал гимны. Рылеев писал думы. Таким образом, декабристы ввели в русскую литературу новые жанры, обновили многие жанры: гимн и ода - присущи классицистической поэзии. Жанры выражали содержание поэзии декабристов, их идеи долга, высокого служения Отечеству, жертвенности во имя свободы. Поэты-декабристы создавали новое, опираясь на старые жанры из классицистической поэзии. Вместе с тем ода у декабристов звучала иначе, чем у Державина. Рылеевская ода и сатира иная, отличная от державинской оды. Декабристы внесли свое, свою страсть, настроение, свои устремления, поэтому они - романтики. Темы декабристской поэзии связаны с их новыми программами: поэт - защитник прав человека, защитник свободы, лицо, независимое от трона. Тема поэта-пророка была подхвачена и развита Пушкиным именно от декабристской поэзии. Тема свободы в творчестве декабристов звучала как тема политическая, а не просто как тема нравственная. Декабристы создали особый поэтический словарь, особые поэтические сигналы, которые наполняли текст особым политическим смыслом. Тот исторический материал, который привлекали поэты-декабристы, звучал современно. Декабристы, привлекая имена героев французской революции, тем самым как бы приближали этот миг, столь долгожданный. Политический словарь поэзии декабристов наполнялся особым смыслом: например, со словом «высокий» (<<высоких дум», т. е. революционных, «высоких» страстей): «И дум высокое стремленье... ». Декабристы одной из проблем своего творчества сделали проблему героического национального характера, доблестного, мужественного. Одна из ведущих проблем С.42 декабристскоЙ поэзии - проблема национального характера, такой характер декабристы искали в истории.

Например, Новгородская республика - декабристы искали примеры вольницы в русской истории. Тема свободного Новгорода становится одной из ведущих в поэзии декабристов. Тема Новгорода - тема революции, свободомыслия. Интерес к истории не только должен был воспроизвести историю в реалиях, история привлекала своей героической стороной. Поэты-декабристы были романтиками так же, как и Жуковский, но романтизм их был иного склада и направления. Романтическое восприятие мира в поэзии декабристов выглядело как отрицание конкретной социальной действительности, конкретного общественного порядка. Отрицание декабристов, в отличие от Жуковского, было революционным отрицанием. Декабристы являлись романтиками и в своем искусстве, и в жизни, и в политике. Сама деятельность их, одушевленная высокими идеалами, носила на себе все черты романтизма. Их трагическое одиночество, их заведомая обреченность, их подвижничество и посмертная слава - все это делало их подлинно романтическими героями. Многие из декабристов были романтическими поэтами. У декабристов-поэтов жизнь и поэзия были неразделимы. Среди поэтов-декабристов особенно известны имена К.Рылеева, В.Кюхельбекера, А.Одоевского. Их многое связывало в жизни, и их поэзия, при всем индивидуальном отличии, имеет в себе черты сходства. Это была поэзия возвышенных мыслей и чувство ван ий, поэзия гражданского служения. Учить времена и народы - такова задача, которую ставили перед своей поэзией поэты-декабристы. Романтическая поэзия декабристов носила отчетливо выраженный просветительский характер. Она представляла собой качественно иное явление, нежели романтическая поэзия в Европе. У поэтов-декабристов просветительские тенденции проявляются неизмеримо сильнее, чем у Жуковского, и им свойствен политический характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: