Творчество Кондратия Рылеева




Первым стихотворением Рылеева, которое принесло ему известность и славу, была сатира «К временщику». Сатира была написана в 1820 году. Н.Бестужев писал о сатире Рылеева: «Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью». Сатира Рылеева, в которой современники сразу узнавали главного ее адресата - министра Аракчеева, была наполнена гнева и обличения:

Надменный временщик, и подлый, и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг не6лагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей...

Написав сатиру, Рылеев ожидал ареста. Декабристское слово и дело здесь соединились. Сатира свидетельствует о мужестве поэта. Сам же поэт становится властителем дум. «К временщику» - произведение высокого ораторского жанра, архаические тенденции проявляются не только в жанровом своеобразии, но и в языке сатиры: «взирать», «дерзаешь», «взор», «ярый» и Т.д. Рылеев не случайно пользуется архаизмами: слово должно «пронзать» сердце и душу, слово должно заставить ужаснуться картине окружающего рабства. Архаические языковые тенденции вообще характерны для декабристов, которые очень дорожили внебытовым, высоким звучанием архаического слова. Показательно, что пренебрежение старинными элементами в языке поэт-декабрист Кюхельбекер воспринимал как серьезный недостаток современной ему литературы.

Сатира Рылеева «К временщику» представляет собой произведение «открытого» типа - разговор прямой, стихотворение наполнено гражданским пафосом. В значительной мере это и приближает стихотворение к произведениям ораторского жанра. Романтизм декабристов был просветительского и классицистического толка.

Не случайно одним из литературных учителей декабристов, и Рылеева, в частности, был поэт Державин.

С.43В 1823 году Рылеев создает оду «Гражданское мужество», здесь он отказывается от привычного для этого жанра обращения к высоким лицам. Слава в стихотворении звучит не тому или иному историческому лицу, а гражданским добродетелям:

...Но подвиг воина гигантский

И стыд сраженных им врагов

В суде ума, в суде веков –

Ничто пред доблестью гражданской.

Ода «Гражданское мужество» носит программный характер.

С.44Классическое и романтическое начала в равной мере представлены в стихотворении «Я ль буду в роковое время...», здесь звучат мотивы гражданской оды и романтической элегии:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Стихотворение Рылеева - глубоко лирическая, личная исповедь-раздумье, построенная на сугубо романтической антитезе высокого героя, поэтического «я», и «изнеженного племени переродившихся славян»;

это и призыв, и воззвание, и ораторское слово, обращенное к современникам. У Рылеева не просто сочетаются в его произведениях классицистические и романтические начала - он создает, благодаря такому сочетанию, новый, оригинальный жанр в русской поэзии. Традиции этого жанра можно встретить и у Веневитинова, и у Лермонтова, и у Некрасова.

Рылеев создает цикл «дум», где обращается к героическим страницам истории. Пушкин, признавая Рылеева в 1823-1825 гг. своим литературным соперником, будет находить у него удивительные страницы. Рылеев писал думы в течение 1821-1823 годов. В 1825 году вышел отдельный сборник, включающий 21 думу. В сознании Рылеева думы как жанр были сродни народным песням-сказкам. Рылеева как поэта-романтика это не могло не привлекать: романтикам свойственно тяготение к народной поэзии и к «родным истокам». Романтический характер носило и обращение Рылеева в думах к историческому материалу. Думы Рылеева должны были дать представление о ходе русской истории и о ее славных героях. Нельзя не заметить, что думы Рылеева - и это тоже соответствовало авторскому замыслу - думы дают представление прежде всего о революционных убеждениях Рылеева. Думы Рылеева содержат в себе декабристские понятия об общественной нравственности и декабристскую программу просвещения: всем своим пафосом они направлены против невежества и деспотизма. В думах Рылеева все осязаемо. Герои дум - люди из разных исторических эпох, но одного характера, жизни свои они отдают служению Отечеству. У Рылеева есть дума «Олег Вещий», у Пушкина - «Песнь о Вещем Олеге». Дума Рылеева строится на летописном материале. Для Пушкина необходимо было проникнуть в ту историческую эпоху, а Рылееву необходимо было внести в ту историческую эпоху свою страсть, свою политическую мысль. События, связанные с жизнью Олега, излагаются в думе в том же порядке и те же самые, что и в летописи, но тон и глубинное содержание рассказа далеко не летописные. В думе «Олег Вещий» и стих звучит современно, отнюдь не архаически, и еще более современно звучат некоторые слова и мотивы. Голос гражданина, непосредственный авторский голос, то и дело вторгается в историческое повествование. Авторское, лирическое начало в рылеевских думах оказывается неизмеримо сильнее начала эпического. Думы Рылеева несут в себе революционно-просветительские начала, герои дум служат рупором авторских идей. Дмитрий Самозванец в одноименной думе «Дмитрий Самозванец» говорит в стиле рылеевских гражданских уроков:

Для тирана нет спасенья:

Друг ему - один кинжал!

Герой думы «Дмитрий Донской» перед битвой обращается с призывом к войску, И здесь вновь звучит рылеевский призыв к соратникам по борьбе:

Летим - и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

С.45Речи исторических героев в думах Рылеева носят заметно авторизованный и вместе с тем дидактический характер. Уроки и наставления читателям заключены и в авторской речи, и в сюжетах рылеевских дум. В уроках Рылеева с одинаковой силой проявляется и их нравственный, и политический пафос. В своей совокупности поэтические уроки Рылеева представляют собой своеобразный нравственный кодекс декабриста. В думе «Волынский» Рылеев пишет об истинном гражданине:

Наград не ждет и их не просит,

И, забывая о себе,

Все в жертву родине приносит.

Против тиранов лютых тверд,

Он будет и в цепях свободен,

В час казни правотою горд

И вечно в чувствах благороден...

Истинный гражданин, в представлении Рылеева, как и декабристов, - это тот, кто ради народа и дела народного готов идти на подвиг, на смерть: «Славна кончина за народ!» По своей поэтике думы принадлежат одновременно и классицизму и романтизму. От классицизма - их осознанный дидактизм, просветительская направленность; от романтизма - особенный интерес к истории, склонность к остросюжетному построению и принципы построения характера. Подобно другим романтикам, Рылеев стремится изображать не однолинейный, а сложные и противоречивые характеры.

Но роковой его удел

Уже сидел с героем рядом

И с сожалением глядел

На жертву любопытным взглядом.

В этой думе романтическая тема рока эмоционально поддерживается грозовым (тоже характерно романтическим) пейзажем:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали...

Тема pокa в думе Рылеева «Смерть Ермака» становится ведущей темой. Несомненно, думы Рылеева положили начало традиции гражданственной русской поэзии. В предисловии к лондонскому изданию дум Рылеева (1860 г.) Огарев писал: «Влияние «Дум» на современников было именно то, какого Рылеев хотел - чисто гражданское». Действительно, для самого Рылеева думы были прежде всего средством политической агитации и проповедью высокого гражданского служения. Рылеев выступал в думах как оратор, как проповедник, как учитель политической нравственности. Все это определило особенный характер дум: особенный отбор исторического материала, направленность авторского внимания и особенный язык - язык с явными тенденциями к афористичности. Многие выражения в думах звучат как прямые афоризмы: «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело»; «... нет выше ничего предназначения поэта: святая правда - долг его, предмет - полезным быть для света». Тенденция к предельной остроте выражения, к афористичности в языке - характерная черта проповеднического и ораторского искусства. Уроки гражданской нравственности, составляющие главное содержание дум, должны были быть не просто высказаны, но и запечатлены в слове. Только так они могли дойти до читателя, только так могли оказать сильное воздействие. Поэт-декабрист Рылеев писал поэмы, он не ограничивался «малыми» формами. В 1823-1824 годах Рылеев пишет поэму «Войнаровский». Это самое крупное произведение Рылеева, и самое романтическое.

С. 47.Рылеев задумал написать и вторую поэму «Наливайко», которую не закончил. Поэма пронизана пафосом свободы.

С. 48.Поиски новых литературных путей были характерны для самого поэта. Рылеев явился создателем гражданской романтической поэзии. Гражданская романтическая поэзия создала новые жанры, ввела новые темы, призывала соотечественников к гражданскому подвигу, научила не просто чувствовать, но и радоваться бытию, научила отвечать за свое собственное бытие, заложила новые традиции. Романтическая поэзия поэтов-декабристов и Рылеева была порождена одной из самых романтических и героических эпох в истории общества.

Агитационно-сатирические песни. Рылеев, опираясь на народно-песенные традиции, стал вместе с А.А. Бестужевым песни для солдат. С наибольшей прямотой и силой народность поэзии Рылеева воплотилась именно в этих песнях. Трудно переоценить мощь их агитационно-сатирического заряда. Они откликались на самые злободневные вопросы текущей жизни.

Наиболее ранние песни «Ах, где те острова» и «Ты скажи, говори» посвящены литературно-общественным вопросам (<<Ах, где те острова») и истории дворцовых переворотов (<<Ты скажи, говори»). Первая из них, упоминающая фамилии литераторов, по всей видимости, назначалась главным образом для офицерских кругов. Здесь критический пафос не поднимается выше либерально-дворянской фронды.

Но все последующие песни назначались для массового потребителя. Песня «Царь наш - немец русский», смело лишая Александра 1 ореола святости, беспощадно обнажала свойственные ему низкопоклонство перед прусской парадоманией, несправедливость, жестокость, ничтожество. Песня «Вдоль Фонтанки-реки» (1824)обличала военную муштровку и звала на бой против главного «тирана-подлеца». Песня «Ах, тошно мне»лирическим героем которой стал многострадальный крестьянин, гневно осуждала барско-помещичий грабёж народа, неправосудие, поборы, деспотизм царя, его приспешников и возбуждала недовольство народных масс господствующими порядками. На прямое, открытое революционное восстание поднимает песня «Уж как шёл кузнец». В ее строфах как бы сконцентрирована мощь великого народного гнева. Убийство царя здесь рисуется как подвиг героический и святой: «А молитву сотворя, Третий нож на царя...»

Рылеев, как и другие декабристы, пришел к пониманию того, что без опоры на народ вожди бессильны. Но он остановился перед признанием народа как основной и решающей силы истории.

В названных нами солдатских песнях широко используется разговорно-просторечная лексика и фразеология, а также поговорки, пословицы и меткие выражения. Синтаксическая организация этих песен привлекает простотой и краткостью. Как и в народных песнях, много предложений сочинительного характера: «А теперь господа грабят нас без стыда; А уж правды нигде, Не ищи мужик в суде».

Ясные в своей композиции, эти песни написаны в привычных, с детства знакомых для солдат традициях народно-тонического стиха.

В песнях «Ах, тошно мне» и «Уж как шел кузнец» отчетливо слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к поработителям-барам и царю. В этих песнях совершенно очевидны реалистические тенденции.

Первые публикации песен Рылеева в основном появились за границей. Почти все обнародованы в герценовской «Полярной звезде» за 1859 г. Песня «Вдоль Фонтанки-реки» впервые опубликована в 1951 г сборнике «Декабристы и их время».

Агитационно-сатирические песни Рылеева и Бестужева стали во многом примером и образцом для последующего развития революционно-песенной традиции, воплощаемой А. И. Полежаевым, В. И. Соколовским Н. П. Огаревым, В. С. Курочкиным и другими поэтами.

 

По материалам учебных пособий: Полещук Л.З. История русской литературы. Ч. 1./ Дальневосточный гос.. ун-т. Владивосток, 2005.

Ревякин А.И. История русской литературы XIX века: первая половина, М., 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: