Своевременный и правильный розыск обеспечивает:
- предупреждение хищения и утраты грузов;
- своевременную отправку груза получателю;
- предотвращение засылок груза не по назначению;
- материальную ответственность перевозчика.
Организация розыска возлагается на начальника СОПГП, проводится розыск начальником склада или специальным агентом немедленно после обнаружения неисправности перевозки, с оформлением «Розыскного дела», которое регистрируют в книге учета и в дальнейшем вся переписка идет со ссылкой на этот номер дела.
Агент по розыску груза:
- ведет книгу чета розыска дел;
- обрабатывает «Акты о неисправности», полученные от ПСГ;
- отправляет и получает розыскные телеграммы и письма по розыску груза;
- получает, регистрирует и расследует претензии грузовых клиентов;
- составляет претензии а/порту (клиенту);
- готовит материалы юрисконсульту о взыскании денег с виновных в утрате груза.
Недостача груза может возникнуть:
а) в а/порту отправления при приеме - сдаче дежурств и при подготовке груза для загрузки в ВС:
- при этом необходимо проверить книги приема - сдачи смен приемосдатчиками груза, чтобы определить в какую смену произошла недостача;
- определить какие именно грузы утрачены;
- проверить книги приема и отправления груза,
- проверить ПГВ и копии грузовых накладных, чтобы знать были ли отправлены грузы;
- осмотреть помещения грузового комплекса;
- получить объяснения работников складов;
- оформить «Акт о неисправности» на недостачу груза;
- завести «Розыскное дело»;
- в случае хищения - сообщить соответствующим компетентным органам,
б) при выгрузке из ВС и доставке на склад:
- в этом случае необходимо проверить количество мест принятого груза от бортпроводника, грузчиком и приемосдатчиком груза;
|
- проверить записи в ПГВ, накладных досылочных, чтобы знать, не был ли груз недогружен в а/п вылета.
Если груз был недогружен, то составить «Акт о неисправности» и подать в аэропорт вылета телеграмму:
- если груз не был обнаружен, завести «Розыскное дело». Запросы по розыску утерянного груза производятся по всем каналам связи, ответ на запрос должен быть дан в течении 12 часов после получения запроса:
В запросе указывают:
- № грузовой накладной;
- наименование груза,
- дату приема груза к перевозке;
- массу недостающего груза, количество мест;
- № рейса, пункт назначения, приметы груза, маршрут.
После установления принадлежности груза - необходимо отправить его в пункт назначения в 2-х дневный срок, с приложением актов о неисправности, актов вскрытии и описи содержимого.
Если в течении 30 суток принадлежность груза не установлена, он заносится в «Ведомость бесхозных грузов» и хранится 6 месяцев до его реализации в установленном порядке.
Реализация невостребованных и бездокументных грузов
Невостребованным называется груз, который, несмотря на своевременное уведомление о прибытии, не получен получателем в течение 30 суток.
Бездокументным называется груз - без документов и маркировки, признанный бесхозным, принадлежность которого в течение 6 месяцев не установлена.
Бесхозность груза признается актом комиссии (начальник почтово-грузовой службы, начальник коммерческого склада, главный бухгалтер) на основании:
|
- акта о неисправности перевозки;
- материалов расследования:
- акта экспертизы (если нужно).
Реализация бесхозного груза производится как организациями (где груз может быть использован) так и через комиссионный магазин, если это личные вещи, после оценки оценочной стоимости комиссией.
Суммы от реализации: 6 месяцев хранятся на депозите авиапредприятия, после чего переводятся в бюджет и, если в течении года владелец обнаружится, он может забрать деньги, полученные от реализации груза.
Список использованной литературы
• «Конвенция о международной гражданской авиации» (Чикагская), 1944 г..
• Приложение 18 к «Конвенции...» «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» (Doc AN 18).
• Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов (ST/SG/AC.10/1/Rev.2).
• «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО (Doc 9284 - АМ/905).
• «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху - Дополнение» (Doc 9284 - АМ/905 - Supplement).
• «Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах» ИКАО. (Doc 9281-AN /928).
• Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ.
• Закон РФ «Об оружии» от 13.12.1996г. № 150-ФЗ.
• Закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995г. № 170-ФЗ.
• Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ.
• Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991г. № 1034-1.
• Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. ФЗ от 02.11.2004 №127-ФЗ).
|
• Нормы радиационной безопасности (НРБ-99).
• Правила безопасности при транспортировке радиоактивных веществ (ПБТРВ-73).
• Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99).
• ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
• ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка».
• Указание МГА 1991г. №195/У «Основные процедуры, связанные с авиаперевозкой опасных грузов, выполняемые воздушными судами ГА СССР» и другие нормативно- методические документы, регламентирующие перевозку отдельных категорий грузов.
• Приказ Минтранса РФ «Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов» от 21 ноября 1995 г. № 102.
• CMM – Component maintenance manual 25-64-02 (ORIGINAL ISSUE: 12 July 1996, Air Cruisers Company). (Руководство по обслуживанию компонентов 25-64-02, оригинальное издание).
• Weight end Balance manual – для самолетов импортного производства.
• Airport Handling Manual – (IATA) – действующее руководство.
Руководство по загрузке и центровке самолетов гражданской авиации (РЦЗ-83), утвержденное Приказом МГА от 14.11.83г. №58/И.
• ИАТА АНМ 810 Ground Handling Agreement «Соглашение о наземном обслуживании». /4-е издание. – 2001.
• Резолюция ИАТА 701 PSC (16) 1724. Недопущенные и депортируемые пассажиры. Passenger Services Conference Resolution Manual – Общие условия перевозки (пассажиры и багаж).
• ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества.
• ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации. Основные положения.
• ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта.
• ГОСТ Р 1.4-93. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
• ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
• Сборник “Стандарты на услуги”. - М…ВНИИС.-1999.
• ГОСТ 40.9001- ГОСТ 40.9003 (ИСО 9001-ИСО.-1999). Система качества. Сборник нормативно- методических документов.
Учебники и учебные пособия:
• Крыжановский А. Г., Кондратьев А.А. Международный экспедитор. – СПб.: Партнер ВЭД, 2003.
• Крыжановский А. Г., Шашкин В.В. Управление транспортными системами. Части 1,2,3,4. – СПб.: Северная звезда, 2003.
• Транспортное экспедирование. / Учебник. – М.: Рос- Консульт, 2002.
Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система /Учебник 2-ое издание. – М.: Академия, 2004.
Дополнительная литература:
1. Елисеев Б. П.Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации. /Судебная практика. Образцы документов. (Серия «Юридические справочники»). – М., 2001.
2.Система качества ОАО «Аэрофлот». «Руководство по воздушным перевозкам пассажиров и багажа». Введено в действие приказом генерального директора ОАО «Аэрофлот» от 03 февраля 2000 г. №49.
3.Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «Трансаэро». – М., 1998.
4.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Организации сервиса на транспорте СПАТК ГА 2006 г.
5.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Организации перевозок на транспорте СПАТК ГА 2006 г.
6.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Организации перевозок опасных грузов на воздушном транспорте СПАТК ГА 2006 г.
7.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Государственный контроль на транспорте» СПАТК ГА 2006 г.
8.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Авиационной безопасности на воздушном транспорте» СПАТК ГА 2006 г.
9.Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Взрывчатые вещества, взрывные устройств и оружие СПАТК ГА 2006 г.
10. Манукян Р.Г. Конспект лекции по учебной дисциплине Организации авиационных перевозок СПАТК ГА 2006 г.
Интернет-ресурсы
www.gsga.ru/
www.ptlco.ru/docsO.htm
guide.zodchiy.ru
www.cfto.css-mps.ru/normdocs/ustav/ustav.html
www.mps.ru/cuo/normdocs/ustav.html
travel.ru/
www.km.ru
travel.ipclub.ru/avia/info01.htm
www.avantix.ru
www.pulkovo.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Декларация отправителя опасного груза
Информация командиру ВС по особым грузам
Чек-лист отправителя нерадиоактивных опасных грузов
Чек- лист отправителя радиоактивных опасных грузов
Чек -лист отправителя сухого льда
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Номерная грузовая авианакладная
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Таблица совместимости опасных грузов
Приложение№8 (п.5.2.17.)
|
|
|
КЛАСС О ТИ О | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.3C RCX | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.3G RGX | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4B RXB | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4C RXC | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4D RXD | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4E RXE | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4G RXG | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.4S RXS | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 RNG | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 RFG | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 RPG | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 RCL | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 RFL | ||||||||||||||||||||||||||||||
4.2 RSC | ||||||||||||||||||||||||||||||
4.3 RFW | ||||||||||||||||||||||||||||||
5.1 ROX | ||||||||||||||||||||||||||||||
5.2 ROP |
|
Примечание: В одном грузовом отсеке (пассажирского В.С.) разрешается провозить не более одного самонадувающегося устройства для спасения людей. Намагниченные материалы
(MAG) размещаются в грузовом отсеке таким образом, чтобы влияние на совмещённые магнитные компасы или чувствительные элементы основного компаса было незначительным.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Отправительная бирка контейнера с человеческой почкой
3. Документирование неисправностей при перевозке грузов
3.1. Документирование неисправностей при перевозке грузов но требованиям РФ.
3.1.1. Общие положения
Вес случаи нарушения правил перевозки грузов должны быть своевременно документально оформлены соответствующими актами.
Нарушения, влекущие имущественную ответственность перед отправителями (получателями) грузов, в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ оформляются «Коммерческими актами».
Эта статья гласит:
1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при
предъявлении одним из них перевозочных документов, перевозчик обязан составить
коммерческий акт.
Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
2. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для
удостоверения следующих обстоятельств;
1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества
единиц груза данным, указанным и перевозочном документе;
повреждение (порча) груза;
недостача или повреждение (порча) багажа:
4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо
перевозочных документов без багажа или груза.
Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи также составляют коммерческий акт.
3. До Предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется
претензия.
4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора
воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
5. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или
грузополучателя права на предъявление претензии или иска.
Нарушения, влекущие имущественную ответственность внутри предприятия (по РГП - внутри предприятий ГА) оформляются «Актами о неисправностях».
3.1.2. Составление «Актов о неисправностях»
«Акт о неисправностях (по РГП - 85) составляется в процессе перевозки или передачи в следующих случаях:
неправильно оформленной грузовой накладной:
оставлении грузов на борту ВС без обеспечения соблюдения требований по их
сохранности;
несоответствии фактического наименования, массы или количества мест
данным из «Грузовой накладной»;
повреждении, порче груза или его упаковки
обнаружении грузов без документов или документов без грузов;
возвращении предприятию утраченных грузов;
при вскрытии или при опломбировании мест груза из-за обнаруженных
неисправностей.
Акт составляется в момент обнаружения в трех экземплярах, нумеруются и регистрируются в «Книге учета Актов о неисправностях перевозки грузов». Акт подписывает персонал, обнаруживший нарушение.
3.1.3. Составление «Коммерческих актов»
Коммерческие акты составляются на бланках установленной формы в двух экземплярах при выдаче грузов получателю (в современных условиях целесообразно их составление при передаче от одного предприятия другому вместо «Акта о неисправностях») для удостоверения следующих обстоятельств (по РГП-85):
Несоответствия наименования, массы и количества мест груза данным,
указанным в «Грузовой накладной»;
Повреждении или порче груза;
Обнаружении грузов без документов или документов без грузов.
В аэропорту отправления Коммерческие акты составляются в случае полной утраты грузов.
Коммерческие акты не составляются, если утрата, недостача или повреждение произошли в следствие:
Действий или упущений отправителя (получателя);
Недостатков упаковки, которые не могли быть определены наружным
осмотром при приемке грузов;
Сдачи грузов к перевозке без указания особых свойств груза, требующих
специальных условий или мер предосторожности при перевозке или хранении;
Обстоятельств, связанных с погрузкой (выгрузкой) средствами
грузоотправителя;
Не принятия мер уполномоченными отправителями сопровождающими;
Естественной убыли грузов в пределах установленных норм:
Обнаружении недостачи в исправном, опломбированном отправителем таре
или контейнере.
Примечание Это положение РГП - 85 не соответствует Воздушному кодексу РФ и Закону о защите нрав потребителей.
Если перевозчик не докажет наличия одного из перечисленных обстоятельств, предполагается, что утрата, недостача или повреждение грузов произошло но его вине при перевозке.
К составлению Акта привлекаются:
Работник, обнаруживший неисправность;
Получатель груза;
• Работник, на ответственности которого находятся актируемые грузы.
Акт подписывается начальником коммерческого склада и его составители.
При несогласии кого-либо из составителей Акта с его положениями, они должны написать возражения к нему и приложить их к Акту.
Акт нумеруются и регистрируются в «Книге учета Коммерческих актов.').
Акт является основанием для возбуждения судебного иска о возмещении убытков.
Отказ от составления Акта обжалуется в соответствии с Законодательством РФ.
Aкт должен составляться по следующим правилам:
В нем должны быть заполнены все разделы и графы с отражением в них
подробных и объективных данных об обнаруженных недостатках;
Использовать общие фразы («тара повреждена», «общая недостача пять кг» и
г.и.) - запрещается:
Оставлять в Акте свободные графы или перечеркивать их запрещается;
• Экономическая оценка степени повреждения (при ее необходимости), должна
производиться имеющим такие полномочия экспертом на основании
обосновывающих документов.
3.2. Документирование неисправностей при перевозке грузов по требованиям ИАТА
3.2.1. Акт о повреждении/уничтожении груза (CARGO DAMAGE REPORT-CDR)
1. Общие положения
Во всех случаях, при которых будет обнаружено или установлено повреждение/уничтожение груза работниками грузовой службы, следует:
Составить немедленно акт "CDR" о наличии вреда на формуляре, примерный образец которого приведен В Приложении.
В дополнении к акту CDR тех случаях, если:
груз передан к перевозке с объявленной стоимостью;
груз застрахован;
во всех случаях аварии груза, когда убытков (напр, в случае аварии, касающейся предмета искусства, научные труды, коммерческая или индустриальные образцы, приборы и т.д.), работник, составляющий "CDR", обязан немедленно вызвать компетентных экспертов для изготовления аварийного акта.
Расходы по проведению экспертизы и изготовления аварийного акта экспертом оплачиваются страховым обществом или если груз не застрахован, грузоотправителем/грузополучателем.
2. Правила составления акта "CDR"
При составлении акта необходимо, соблюдать следующие указания:
2.1. Подробно и разборчиво заполнить отдельные графы печатными буквами,
предпочтительно на машинке. Заполненный акт подписывается обязательно
сотрудником, составляющим его и при необходимости представителем
эксплуатирующего перевозчика и грузополучателем.
2.2. Акт "CDR" составляется в 5-ти экземплярах предпочтительно на
английском/русском языке, которые распределяются следующим образом:
подлинник вручается грузополучателю или его законному представителю (экспедитору);
1-ая копия - высылается в пункт погрузки грузоотправителю;
2-ая копня - высылается в аэропорт отправления перевозчику, чей двухбуквенный и трех цифровой код отмечены на авиагрузовой накладной. Он, в большинстве случаев, является и перевозчиком, оформившим авиагрузовую накладную.
3-я конин - когда работник, составляющий "CDR" действует в качестве обслуживающего агента, то он передает немедленно эту копию представительству эксплуатирующего перевозчика. В случае если его нет, то копия направляется служебной почтой в центральную грузовую службу этого перевозчика.
4-ая копия - оставляется для целей переписки перевозчика, составляющею "CDR" (решений, рекламаций, прорейтовых расчетов и т.д.)
Замечание: Если перевозчик, чьи двухбуквенные и трех цифровой коды указаны на авиагрузовой накладной и эксплуатирующий перевозчик, являются одним и тем же авиапредприятием, 3-я копия присоединяется гак же к переписке;
2.2. Если перевозка поврежденного груза потерпевшего аварию, была выполнена несколькими перевозчиками, го количество экземпляров "CDR" следует изготовить с учетом того, что нужно предоставить копию акта каждому участвующему
авиаперевозчику, а также и выслать копии аэропортам, где был осуществлен трансфер груза.
2.3. На основании данных с авиагрузовой накладной и констатациях сделанных в момент получения груза составляется "CDR", отдельные графы заполняются, как следует:
Трехцифровой кодовой номер перевозчика и серийный номер авиагрузовой накладной.
Аэропорт отправления - по авиагрузовой накладной "AIRPORT OF DEPARTURE"
Аэропорт назначения - по авиагрузовой накладной "AIRPORT OF DESTINATION".
Последний пункт загрузки/перегрузки "LAST POINT OF LANDING";
Номер полета и дата;
Имя и адрес грузополучателя;
Количество мест отправки;
Вид и количество содержимого груза;
Вес груза, отмеченный в авиагрузовой накладной;
Действительный вес груза, установленный при взвешивании в момент составления;
Разница в кг (по необходимости);
Объявленная стоимость /по необходимости/ для воздушной перевозки, отмеченная в авиагрузовой накладной;
Размер страховки, отмеченный в авиагрузовой накладной;
Объявленная таможенным органом стоимость груза - записанная в авиагрузовой накладной:
Отметки в авиагрузовой накладной или в грузовой ведомости о том. что в момент принятия груза к перевозке были установлены повреждения /по необходимости/;
Уточнить, когда и где установлено уничтожение/повреждение - в самолете, во время разгрузки в грузовом складе, во время таможенного осмотра, после передачи груза грузополучателю и т.д.
Информация относительно состояния внешней упаковки /вид упаковки – новая или уже использованная, внешние данные уничтожения/повреждения, бирки и/или другие специальные указания относительно груза /напр. "FRAGILE" / и т.д.
Размер и вид аварии - описать как можно подробнее характер уничтожения/повреждения и указать на предполагаемую причину аварии.
Указать, в какой степени уничтожение или повреждение гр\за является результатом несоответствующей упаковки, свойств, либо брака содержимого перевозимого груза. Подробно описать внешнее и внутреннее состояние груза и указать на факты, которые дают основания для предположения, что была совершена частичная утрата (развороченная внешняя упаковка, явный беспорядок внутри груза и т.д.) Записать в "CDR" недостающие предметы и
/или вещи, согласно списку таможни, авиагрузовой накладной или других документов. Предварительно попытаться, если возможно определить размер убытков, причиненных заинтересованному лицу в результате аварии грузa.
Дата вручения груза или информация об его о пересылке.
Был ли груз вручен получателю без отметок на авиагрузовой накладной.
Зачеркнуть соответствующий квадратик. Если были отметки, го указать в письменной и устной форме была ли заявлена претензия или ожидается ее поступление.
Место и дата изготовления "CDR".
Реферативный номер "CDR".
Наименование перевозчика и подпись сотрудника, оформившего "CDR"
Замечание: "CDR" составляется только как констатация факта нарушения, что ни в коем случае не означает признание какой-либо вины со стороны перевозчика. Оформление такого акта не отожествляется с подачей претензии, которая должна быть подана в письменной форме и в установленные сроки.
3.2.2. Акт - сообщение о невручении груза
(NOTICE OF NON-DELIVERY/CARGO IRREGULARITY REPORT - IRP)
1. Общие положения
Акт - сообщение о невручении груза составляется в следующих случаях:
Когда груз не смог быть вручен получателю и по истечении 14 дней со дня доставки в пункт назначения, в соответствии с первоначальными сроками, указанными в авиагрузовой накладной.
При отказе со стороны получателя принять груз.
Когда необходимо изменить или дополнить информацию содержащуюся в предшествующем IRP, особенно в тех случаях когда отправка была вручена грузополучателю после отправления этого сообщения или в том, случае, когда груз поступил в распоряжение агента перевозчика (аэропортовой СОИ) не
прямо с самолета, а каким-то другим путем.
Когда происходя: другие инциденты, воздействующие на движение или вручение груза получателю.
Ответственным за составление и немедленное отправление IRP в адрес перевозчика и/или обслуживающего агента оформившего грузовую накладную в пункте отправки, является тот перевозчик и/или обслуживающий агент, которые осуществляют передачу груза в пункте назначения.
Акт- сообщение о невручении груза составляется двумя способами:
Как формуляр в печатной форме.
Как телетайпное сообщение.
2. Процедуры оформления акта - сообщения о невручении груза
Акт-сообщение о невручении груза составляется не менее чем в двух экземплярах, которые распределяются следующим образом:
оригинал - высылается служебной почтой (в аэропорт отправления) в адрес перевозчика и/или его агента, оформившего грузовую накладную.
копия - остается в архиве грузовой службы аэропорта, где было составлено это сообщение. Дополнительные копии могут быть Предоставлены для пользования любому другому перевозчику при запросе с его стороны.
Акт о невручении груза может иметь разную форму, но в нем должны фигурировать следующие основные данные:
До (То) - Наименование перевозчика, оформившего авиагрузовую накладную;
В (At) - аэропорт отправления
Номер авиагрузовой накладной - (