Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием (в том числе функционирующим в сфере товарного обращения) в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции:
1) ограничивают потребление ресурсов;
2) мотивируют производство.
Кроме того, можно выделить пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике:
1) учетную;
2) стимулирующую;
3) распределительную;
4) балансирования спроса и предложения;
5) инструмента рационального размещения производства. Учетная функция связана с самой сущностью цены, являющейся
денежным эквивалентом товара или услуги. Следовательно, учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. валовой доход в коммерции при прочих равных условиях покрывает издержки обращения, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершенствовать и развивать торгово-хозяйственную деятельность, повышать жизненный уровень работников предприятия.
Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены стимулируют предприятия, осуществляющие операции по до- 219
ведению товаров от производителя до потребителя, к продажам прогрессивных и дефицитных видов товаров, а пониженные — к выводу из товарооборота устаревших продуктов.
Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.
Функция балансирования спроса и предложения проявляется через связь между двумя этими категориями. Она служит инструментом регулирования экономических процессов.
|
Значение функции цены как инструмента рационального размещения производства возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция к активному вложению средств в сферу товарного обращения, имеющую по сравнению с производством менее длительный срок окупаемости инвестиций, что весьма важно в условиях инфляции.
Функции цены связаны между собой и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования.
Состав и уровень цены в сфере товарного обращения зависит от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен. Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги (рис. 7.1).
Цены классифицируются по различным критериям.
1. По сферам товарного обращения:
— оптовые цены на продукцию;
— закупочные цены;
— тарифы грузового и пассажирского транспорта (сфера оптовой торговли);
— розничные цены;
|
—тарифы на платные услуги, оказываемые населению (сфера розничной торговли). 220
Рис. 7.1. Структура цен
Оптовые цены на продукцию промышленности — это цены, по которым реализуется и закупается продукция субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Они подразделяются на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные цены промышленности.
Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи. Оптовая цена предприятия определяется по формуле
Ц ОПТ.ПРЕД = ИП + П, (7.1)
где Ц ОПТ.ПРЕД — оптовая цена предприятия;
ИП — издержки производства;
П — прибыль.
Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленный по себестоимости (RС):
Ц ОПТ.ПРЕД = СП (1 + R с), (7.2)
R с = (RПФ ОФ) / (СП q), (7.3)
где СП — полная себестоимость продукции;
R ПФ — коэффициент рентабельности производственных фондов.
Оптовая (отпускная) цена промышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию 221
предприятиям-производителям или сбытовым торговым организациям.
Она определяется по формуле
Ц ОПТ.ПРОМ = Ц ОПТ.ПРЕД. + (Ц ОПТ.ПРЕД × j МЗ+ НДС + И СО + П СО, (7.4)
где JM3 — удельный вес материальных затрат в цене;
И СО— издержки сбытовых организаций;
П СО— прибыль сбытовых организаций.
Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связанны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятия тяготеют к производству.
|
Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фирмами, населением. Закупочные цены являются договорными, они устанавливаются по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациями. Розничная цена включает оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых предприятий и прибыли:
Ц РОЗН = Ц ОПТ.ПРОМ + НДС + Акциз + И ОТО + ПТО, (7.5)
где И ОТО — издержки обращения торговых организаций;
П ТО — прибыль торговых предприятий.
Розничная цена — это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями, в розницу.
2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:
— цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;
— цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
3. По формам продаж выделяют:
— контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по) договоренности между продавцом и покупателем; 222
— биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от местапоставки;
— цены ярмарок и выставок (часто льготные);
— аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги) бывают следующих типов:
— с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);
— вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
— с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).
4. По стадиям продажи выделяют:
— цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения служат единственным источником информации об уровне цен на рынке;
— цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
— цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.
5. По степени регулирования выделяют:
— жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;
— регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;
— свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.
6. По степени устойчивости во времени выделяют:
—твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;
— подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;
— скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;
— цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).
Существуют различные виды цен.
Внешние (мировые) цены — это цены, складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.
К внешним ценам относятся:
— базисная цена, используемая для определенного сорта или качества товара. Она может служить исходной величиной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем;
— фактурная цена (цена купли-продажи), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте (их снабжают одним из следующих указаний: СИФ, ФОБ, ФОР, ФРАНКО и др.).
В настоящее время классификация по фактурной цене приобрела особую актуальность. Цены купли-продажи различаются между собой условиями поставки товаров.
Цена СИФ (стоимость, фрахт, страховка) устанавливается с учетом стоимости товара, а также стоимости фрахтования судна и перевозки, таможенных расходов и страхования сохранности груза до момента пересечения грузом линии борта судна при погрузке. Расходы по сохранности груза после его погрузки принимает на себя покупатель товара.
Цена ФОБ (свободен на борту) устанавливается на условиях, когда продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможен-
ные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, оплачивает страхование груза и несет ответственность за его сохранность.
Цена ФОР (свободен на рельсах) включает стоимость доставки груза на железнодорожную станцию, погрузки в железнодорожный Вагон.
Цена ФРАНКО (свободные продажи) включает в себя условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы;
— удельные цены — цены, отнесенные к ценам единицы мощности, производительности или иного параметра, важного для данного товара.
Внутренние цены — это цены, складывающиеся на национальном рынке.
Биржевые цены — это цены по сделкам, заключаемым на бирже через биржевые котировки.
К биржевым ценам относятся:
— цена спроса — цена товара, предлагаемая покупателем;
— цена предложения — цена товара, предлагаемая продавцом;
— контрактная цена — фактическая цена по биржевой сделке;
— котировальная цена — фактическая типичная (средняя) цена по биржевым сделкам за определенный период времени;
— твердая цена — цена, согласованная при заключении контракта и не подлежащая изменению в ходе его выполнения;
— цена с последующей фиксацией — цена, устанавливаемая в согласованные договорами сроки (на определенную дату или в день поставки товара покупателю);
— скользящая цена — цена, применяемая в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно изменяться;
— окончательная цена — цена, определяемая по договоренности сторон, с учетом влияния на базовую цену стоимости материалов, рабочей силы, индексов заработной платы в отрасли, производящей продукцию, индексов цен материалов, используемых для изготовления продукции.
Монопольная цена — это цена, по которой реализуют свои товары монополии. Монопольная цена может быть монопольно высокой, монопольно низкой. По монопольно высоким ценам монополии pea-
лизуют свой товар, а по монопольнонизким — покупают сырье, материалы и т.д.
Прейскурантная цена — справочная цена, устанавливаемая готовых изделий массового производства.
Рыночная цена — цена, по которой осуществляется купля-продажа на данном рынке.
Тарифы — разновидность прейскурантных цен, устанавливаем ы | на отдельные виды услуг.
Оптовые цены — цены, по которым реализуется и соответствен i но закупается продукция предприятий.
В качестве базисной цены, служащей ориентиром для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки, используются:
— расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
— справочные цены — вид цены оптового товарооборота во внутренней и международной торговле, выступающий для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении конкретной цены, фиксируемой в документе сделки (при срочной продаже товаров). Ее публикуют специальные издания ООН. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.;
— цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты цен готовых товаров выпускаются, как правило, производителем и рассылаются клиентам. В них помимо цен для конечных пользователей включаются стабильные скидки для всей или части товарной номенклатуры предприятия. Из-за частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами, в которых указываются соответствующие коэффициенты, необходимые для проведения перерасчетов.
Базисный, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (надбавок, наценок), среди которых наиболее распространены:
— скидка за оплату наличными;
— сезонные скидки за покупку вне сезона;
— скидка за количество или серийность при покупке товара в объеме, превышающем заранее определенный уровень;
— скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока; 226
— дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
— скидка постоянным клиентам за «верность»;
— скидка «сконто» за предварительную оплату («3/12. нетто 30», платеж в течение 30 дней покупатель платит на 3% меньше, если оплату производит в течение 12 дней);
— специальная скидка на пробные партии и заказы;
— скидки, предоставляемые продавцом тем покупателям, в которых он заинтересован;
— скрытые скидки — в виде бесплатных образцов;
— конфиденциальные скидки — не подлежащие фиксированию в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности;
— скидка за возврат ранее купленной у предприятия устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
— скидка при продаже подержанных товаров;
— экспортная скидка иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;
— скидка за потери при усушке, утряске, сортировке, повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (в хлопке, шерсти);
— надбавка за индивидуальность заказа;
— надбавка за повышенное качество;
— надбавка за рассрочку платежа;
— надбавка за дополнительные услуги;
— наценка за упаковку, тару.