СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН




Функция цены представляет собой ее предназначение в управ­лении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием (в том числе функционирующим в сфере товарного обращения) в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции:

1) ограничивают потребление ресурсов;

2) мотивируют производство.

Кроме того, можно выделить пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике:

1) учетную;

2) стимулирующую;

3) распределительную;

4) балансирования спроса и предложения;

5) инструмента рационального размещения производства. Учетная функция связана с самой сущностью цены, являющейся

денежным эквивалентом товара или услуги. Следовательно, учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. валовой доход в коммерции при прочих равных условиях покрывает издержки об­ращения, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершен­ствовать и развивать торгово-хозяйственную деятельность, повышать жизненный уровень работников предприятия.

Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены стимулируют предприятия, осуществляющие операции по до- 219


ведению товаров от производителя до потребителя, к продажам прогрессивных и дефицитных видов товаров, а пониженные — к выводу из товарооборота устаревших продуктов.

Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.

Функция балансирования спроса и предложения проявляется через связь между двумя этими категориями. Она служит инструментом регулирования экономических процессов.

Значение функции цены как инструмента рационального раз­мещения производства возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу ка­питала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, ис­ходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тен­денция к активному вложению средств в сферу товарного обраще­ния, имеющую по сравнению с производством менее длительный срок окупаемости инвестиций, что весьма важно в условиях инфляции.

Функции цены связаны между собой и образуют единую систе­му, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясня­ются трудности практического ценообразования.

Состав и уровень цены в сфере товарного обращения зависит от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно про­ходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен. Каждый последующий вид цены включает в себя в каче­стве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, на­ценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги (рис. 7.1).

Цены классифицируются по различным критериям.

1. По сферам товарного обращения:

— оптовые цены на продукцию;

— закупочные цены;

— тарифы грузового и пассажирского транспорта (сфера опто­вой торговли);

— розничные цены;

—тарифы на платные услуги, оказываемые населению (сфера розничной торговли). 220


Рис. 7.1. Структура цен

Оптовые цены на продукцию промышленности — это цены, по которым реализуется и закупается продукция субъектов хозяйство­вания независимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Они подразделяются на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи. Оптовая цена предприятия определяется по фор­муле

Ц ОПТ.ПРЕД = ИП + П, (7.1)

где Ц ОПТ.ПРЕД — оптовая цена предприятия;

ИП — издержки производства;

П — прибыль.

Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленный по себестоимости (RС):

Ц ОПТ.ПРЕД = СП (1 + R с), (7.2)

R с = (RПФ ОФ) / (СП q), (7.3)

где СП — полная себестоимость продукции;

R ПФ — коэффициент рентабельности производственных фондов.

Оптовая (отпускная) цена промышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию 221


предприятиям-производителям или сбытовым торговым организациям.

Она определяется по формуле

Ц ОПТ.ПРОМ = Ц ОПТ.ПРЕД. + (Ц ОПТ.ПРЕД × j МЗ+ НДС + И СО + П СО, (7.4)

где JM3 удельный вес материальных затрат в цене;

И СО— издержки сбытовых организаций;

П СО— прибыль сбытовых организаций.

Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связанны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятия тяготеют к производству.

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фирмами, населением. Закупочные цены являются договорными, они устанавливаются по соглашению сторон.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациями. Розничная цена включает оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых предприятий и прибыли:

Ц РОЗН = Ц ОПТ.ПРОМ + НДС + Акциз + И ОТО + ПТО, (7.5)

где И ОТО — издержки обращения торговых организаций;

П ТО — прибыль торговых предприятий.

Розничная цена — это цена, по которой продажа ведется отдель­ными небольшими партиями, в розницу.

2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:

— цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железно­дорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупа­тель;

— цены франко-назначения, включающие транспортные расхо­ды до пункта назначения.

3. По формам продаж выделяют:

— контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по) договоренности между продавцом и покупателем; 222


— биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реа­лизуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из бир­жевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от местапоставки;

— цены ярмарок и выставок (часто льготные);

— аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (раз­личают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают следующих типов:

— с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наи­более высокой из предложенных покупателями);

— вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавли­вают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

— с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутст­вует возможность сравнения с запросами других покупателей (тен­дер).

4. По стадиям продажи выделяют:

— цены предложения (цены продавца, или стартовые), по кото­рым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний пре­дел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения служат единственным источником информации об уровне цен на рынке;

— цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрес­ти товар;

— цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые явля­ются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от ре­альных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уров­нем цен.

5. По степени регулирования выделяют:

— жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

— регулируемые цены, устанавливаемые государством, как пра­вило, на продукты первой необходимости. Допускаются их измене­ния в определенных пределах;

— свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.


6. По степени устойчивости во времени выделяют:

—твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;

— подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена ме­няется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

— скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения сто­имости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавлива­ются на товары, требующие длительного срока изготовления;

— цены с последующей фиксацией: в договоре определяются ус­ловия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).

Существуют различные виды цен.

Внешние (мировые) цены — это цены, складывающиеся на меж­дународных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товара. По мировым ценам осуществляются экспорт­ные и импортные сделки на национальных и международных рын­ках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в сво­бодно конвертируемой валюте.

К внешним ценам относятся:

— базисная цена, используемая для определенного сорта или ка­чества товара. Она может служить исходной величиной для опреде­ления цены фактически поставленного товара, когда его свойства от­личаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем;

— фактурная цена (цена купли-продажи), определяемая услови­ями поставки, обусловленными в контракте (их снабжают одним из следующих указаний: СИФ, ФОБ, ФОР, ФРАНКО и др.).

В настоящее время классификация по фактурной цене приобре­ла особую актуальность. Цены купли-продажи различаются между собой условиями поставки товаров.

Цена СИФ (стоимость, фрахт, страховка) устанавливается с уче­том стоимости товара, а также стоимости фрахтования судна и пере­возки, таможенных расходов и страхования сохранности груза до момента пересечения грузом линии борта судна при погрузке. Расхо­ды по сохранности груза после его погрузки принимает на себя поку­патель товара.

Цена ФОБ (свободен на борту) устанавливается на условиях, когда продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможен-


ные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, оплачивает страхование груза и несет ответствен­ность за его сохранность.

Цена ФОР (свободен на рельсах) включает стоимость доставки груза на железнодорожную станцию, погрузки в железнодорожный Вагон.

Цена ФРАНКО (свободные продажи) включает в себя условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в опреде­ленное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транс­портные, страховые и таможенные расходы;

— удельные цены — цены, отнесенные к ценам единицы мощно­сти, производительности или иного параметра, важного для данного товара.

Внутренние цены — это цены, складывающиеся на националь­ном рынке.

Биржевые цены — это цены по сделкам, заключаемым на бирже через биржевые котировки.

К биржевым ценам относятся:

— цена спроса — цена товара, предлагаемая покупателем;

— цена предложения — цена товара, предлагаемая продавцом;

— контрактная цена — фактическая цена по биржевой сделке;

— котировальная цена — фактическая типичная (средняя) цена по биржевым сделкам за определенный период времени;

— твердая цена — цена, согласованная при заключении контрак­та и не подлежащая изменению в ходе его выполнения;

— цена с последующей фиксацией — цена, устанавливаемая в со­гласованные договорами сроки (на определенную дату или в день поставки товара покупателю);

— скользящая цена — цена, применяемая в контрактах с длитель­ными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно изменяться;

— окончательная цена — цена, определяемая по договоренности сторон, с учетом влияния на базовую цену стоимости материалов, рабочей силы, индексов заработной платы в отрасли, производящей продукцию, индексов цен материалов, используемых для изготовле­ния продукции.

Монопольная цена — это цена, по которой реализуют свои това­ры монополии. Монопольная цена может быть монопольно высокой, монопольно низкой. По монопольно высоким ценам монополии pea-


лизуют свой товар, а по монопольнонизким — покупают сырье, материалы и т.д.

Прейскурантная цена — справочная цена, устанавливаемая готовых изделий массового производства.

Рыночная цена — цена, по которой осуществляется купля-продажа на данном рынке.

Тарифы — разновидность прейскурантных цен, устанавливаем ы | на отдельные виды услуг.

Оптовые цены — цены, по которым реализуется и соответствен i но закупается продукция предприятий.

В качестве базисной цены, служащей ориентиром для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки, используются:

— расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

— справочные цены — вид цены оптового товарооборота во внут­ренней и международной торговле, выступающий для продавца и по­купателя в качестве исходного пункта при определении конкретной цены, фиксируемой в документе сделки (при срочной продаже това­ров). Ее публикуют специальные издания ООН. Как правило, это сред­ние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.;

— цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты цен готовых товаров выпускаются, как правило, производителем и рассылаются клиентам. В них помимо цен для конечных пользователей включа­ются стабильные скидки для всей или части товарной номенклатуры предприятия. Из-за частого изменения цен прейскуранты дополня­ются вкладышами, в которых указываются соответствующие коэф­фициенты, необходимые для проведения перерасчетов.

Базисный, или установленный, уровень цены может быть скор­ректирован различными видами скидок (надбавок, наценок), среди которых наиболее распространены:

— скидка за оплату наличными;

— сезонные скидки за покупку вне сезона;

— скидка за количество или серийность при покупке товара в объеме, превышающем заранее определенный уровень;

— скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависи­мости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока; 226


— дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредни­кам по сбыту;

— скидка постоянным клиентам за «верность»;

— скидка «сконто» за предварительную оплату («3/12. нетто 30», платеж в течение 30 дней покупатель платит на 3% меньше, если оп­лату производит в течение 12 дней);

— специальная скидка на пробные партии и заказы;

— скидки, предоставляемые продавцом тем покупателям, в кото­рых он заинтересован;

— скрытые скидки — в виде бесплатных образцов;

— конфиденциальные скидки — не подлежащие фиксированию в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности;

— скидка за возврат ранее купленной у предприятия устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

— скидка при продаже подержанных товаров;

— экспортная скидка иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

— скидка за потери при усушке, утряске, сортировке, повышен­ное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (в хлопке, шерсти);

— надбавка за индивидуальность заказа;

— надбавка за повышенное качество;

— надбавка за рассрочку платежа;

— надбавка за дополнительные услуги;

— наценка за упаковку, тару.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: