К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ И ИНФОРМАЦИОННОМ ОРУЖИИ




Информационный сборник № 1/99

Точка зрения

Майор Шаравов И. В., кандидат психологических наук

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ И ИНФОРМАЦИОННОМ ОРУЖИИ

Современные информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни общества. Это проникновение становится настолько глубоким, что затрагивает жизненные интересы государств, особенно сферу их информационной безопасности.

В последнее время на страницах газет и журналов, в выступлениях ученых-теоретиков и практиков все чаще ветре" чаются такие понятия как информационное воздействие, информационная война, информационное оружие. Более того, высказываются мнения, что с наступлением третьего тысячелетия лидерство в мире будет определяться не столько экономическим потенциалом государства, сколько его способностью контролировать информационные процессы. Так, американский социолог и публицист А.Тофлер в своей книге "Война и антивойна" утверждает, что информационные технологии превращают так называемые "общества второй волны" (индустриальные) в "общества третьей волны" (информационные). Иными, словами, в самое ближайшее время произойдет переход от экономической к информационной эре развития цивилизации.

В последние годы среди военно-политического руководства США стала популярна так называемая "концепция информационной войны". Она основывается на положении о том, что информация и информационные технологии имеют очень важное значение для национальной безопасности в целом и для военных действий в частности".

По взглядам некоторых американских ученых, информационная война не существует как отдельный способ ведения войны. Однако наряду с этим выделяются несколько различных видов информационной войны, включающих защиту информации, манипуляцию ею, ослабление ее воздействия и ее опровержение, а именно: 1) война командования и управления (борьба с "головой и шеей" противника); 2) война, базирующаяся на разведке и заключающаяся в разработке, защите или выведении из строя систем, занимающихся поиском данных, обеспечивающих превосходство над противником; 3) электронная война, в которой задействованы технологии шифрования и средства радиоэлектронной борьбы; 4) психологическая война, в которой информация используется для изменения взглядов дружественной, нейтральной или враждебно настроенной аудитории; 5) компьютерная война, в которой информационным атакам подвергаются компьютерные системы противника; 6) война экономической информации, заключающаяся в блокировании информации или придании ей свойств, обеспечивающих экономическое превосходство над противником; 7) кибернетическая война(2). При этом отмечается, что все эти виды весьма слабо взаимосвязаны друг с другом. Поэтому информационная война может рассматриваться скорее как совокупность способов ведения войны, чем как отдельный, самостоятельный способ.

Силы и средства информационной войны могут быть задействованы как при подготовке к военным действиям, так и непосредственно в ходе этих действий. В условиях вооруженного конфликта будут ставиться и решаться задачи физического уничтожения систем боевого управления, систем получения, хранения и переработки информации военного и государственного значения, а также морально-психологического подавления противника. Поэтому применение информационного оружия фактически является одним из видов обеспечения боевых действий.

В наиболее широком смысле понятие информационного оружия в настоящее время трактуется как использование специально подобранной информации, под воздействием которой происходит изменение процессов не только в информационных, но также в социальных и биологических системах в соответствии с поставленными субъектом целями.

Применение такого оружия предполагается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Основными объектами его воздействия являются: информационно - технические системы (от финансово-экономических до систем управления войсками); социальные системы и отдельные личности (то есть групповое и индивидуальное сознание). Информационное оружие применяется путем информационного воздействия, которое соответственно может быть информационно-техническим или психологическим.

В частности, информационно-техническое воздействие может осуществляться в основном с помощью компьютерных вирусов и так называемых "логических бомб". Существуют и другие способы нарушения работы и выведения из строя телекоммуникационных систем и электронных баз данных (например, путем создания электромагнитных помех или дезорганизации их работы в результате несанкционированного доступа).

Воздействие информационного оружия на отдельные группы или сообщества людей организуется главным образом в рамках психологической войны. Она предусматривает использование информации с целью влияния на человеческую психику, то есть оказание широко или узко ориентированного психологического воздействия, способного привести к изменению поведения объекта в нужном для субъекта направлении. По мнению некоторых американских специалистов, существуют четыре формы психологической войны, осуществляемые посредством проведения операций против населения, войск, командования противника, а также путем культурной экспансии.

1. Операции, направленные против населения. Использование в их ходе элементов психологического воздействия, объектом которого является население какого-либо государства, может осуществляться как "мягко" (с целью формирования благоприятного отношения к присутствию и действиям своих войск), так и "жестко" (с другими целями) и является важным дополнением к войсковым операциям.

Во время пребывания американских войск в Сомали в 1995 г. лидер повстанцев генерал М. Айдид достаточно успешно использовал возможности психологического воздействия. Он и его окружение сумели организовать демонстрацию "реальной картины происходящего" в информационных передачах некоторых средств массовой информации США. Кадры с изображением сомалийцев, волочащих трупы американских солдат по улицам Могадишо, показанные в выпусках новостей канала Си-Эн-Эн, вызвали резко негативную реакцию американской общественности, потребовавшей от администрации скорейшего вывода американского контингента из Сомали. В результате была начата эвакуация войск, чего и добивались лидеры повстанцев. Это произошло несмотря на то, что во время вооруженных столкновений американские подразделения потеряли всего девятнадцать морских пехотинцев, в то время как потери со стороны М. Айдида оказались значительно выше.

2. Операции, направленные против войск противника. По мнению американских исследователей, психологическое воздействие в ходе данных операций предусматривает обыгрывание и эксплуатацию различных вариантов двух традиционных тем: страха быть убитым или получить увечья и ненависти солдат, находящихся на передовой, по отношению к тем, кто "отсиживается" в тылу.

Так, например, во время войны в Персидском заливе органам ПсО многонациональных сил удалось убедить многих иракских военнослужащих в том, что если они оставят свои весьма уязвимые позиции, то смогут сохранить жизнь. Этот тезис подкреплялся точными ударами союзников по иракским опорным пунктам непосредственно в ходе боев.

3. Операции, направленные против командования противника. Дезориентация командования противника является важной задачей в рамках операций психологического воздействия. Так, во время кризиса в Персидском заливе иракское руководство полагало, что ША будут использовать свои ВВС ограниченное время непосредственно перед проведением наземных операций. Американцы же продолжали авиационные налеты 40 суток. Командование вооруженных сил Ирака также располагало данными, согласно которым многонациональные силы собирались высадить морской десант на побережье Кувейта, что также не подтвердилось. Эти и другие дезинформационные сообщения были подготовлены и заблаговременно распространены через средства массовой информации соответствующими службами правительства США.

В рамках подобных операций предусматривается также оказание психологического воздействия посредством различных каналов. Как правило, они используются с целью дезинформации командования противника относительно собственных намерений и возможностей. Так, могут преувеличиваться (а в определенных случаях преуменьшаться) численность группировок войск, боевая мощь оружия, масштабы приготовления к войне и т.п.

4. Культурная экспансия. Среди западных специалистов пока нет единого мнения по вопросу о том, является ли культурная экспансия формой психологического воздействия. Однако очевидно то, что многие страны всерьез озабочены масштабами вторжения в их национальную культуру западной (преимущественно американской) массовой культуры. Опасения вызваны тем, что привнесенные со стороны "культурные ценности" постепенно вытесняют традиционное культурное наследие того или иного народа, снижают уровень национального самосознания, что может привести к негативным последствиям в политической сфере.

Рассмотренные выше формы психологической войны не являются чем-то принципиально новым, но способны дать ощутимый эффект при условии правильного подхода и использовании последних достижений в области информационных технологий. Некоторые американские научные центры проводят исследования, связанные с подавлением воли к сопротивлению, "зомбированием" психики (манипулированием и перестройкой дознания), программированием поведения людей в экстремальной обстановке и, в конечном итоге, деморализацией личного состава вооруженных сил противника. В зарубежных СМИ неоднократно появлялись сообщения о работах над созданием генераторов частотной кодировки мозга, биолокационных установок высокочастотных и низкочастотных генераторов, химических и биологических средств, средств воздействия социальной информацией и других устройств, способных вызвать необходимые изменения в психике человека, а следовательно, повлиять на его сознание и поведение.

Очевидно, что та сторона, которая обладает большим объемом информации о противнике, лучше подготовлена к - войне. Особую важность приобретает учет особенностей национальной культуры противника, способов подачи и восприятия им информации. В настоящее время знание того, как противостоящая сторона использует информационные системы (коммуникационные сети, базы данных), а также алгоритмы систематизации знаний и принятия решений имеет исключительное значение. Так, во время кризиса в зоне Персидского залива американские специалисты начали заблаговременно изучать перехваченные материалы, технику и оборудование, имеющиеся в распоряжении Багдада, анализировать образ мышления иракского генералитета (например, будут ли они в случае начала боевых действий опираться на положения советской военной доктрины или в первую очередь на собственный опыт войны с Ираном). Таким образом, к 17 января 1991 г. командование многонациональных сил имело практически полную картину того, как противник организует работу с информацией.

В заключении можно сделать вывод, что использование информации и информационных технологий является реальностью, которая существует уже сегодня. Чтобы быть в постоянной готовности к защите национальных интересов, необходимо изучать данные явления во всем многообразии их проявлений и учитывать дальнейшие возможности их развития.

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Army. -1996.-Dec.-P. 17.

2. Libicki M. What is information warfare? - New York, 1995.- P.18 -19.

3. Ibid. - P. 20.

4. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. - М., 1993.- С. 24.

2. Информационный сборник ГУ ГШ. - М., 1993. - № 1. - С. 15.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: