Символическое значение серого цвета




Оттенки серого цвета

К темным оттенкам серого цвета принадлежат каменный, угольный и муссон, разновидность серого с легким голубым подтоном. Существует оттенок, названный в честь английского художника Гейнсборо. Он представляет собой светло-серый, напоминающий седину. Именно этот цвет считался символом благородного происхождения в Средние века. Так называемый французский серый – это цвет, напоминающий муссон, но в более светлой цветовой гамме. Серебряный цвет назван в честь одноименного металла. Немного похожа на него разновидность серого, которая называется циркон. Это осветленный серебряный. Главные из оттенков серого это избура (серое сукно, серый волк, серый заяц) и иссиня (серые глаза, серый конь, зола, пепел).

Символическое значение серого цвета

В эзотерике серый цвет ассоциируется с Сатурном, богом времени, зрелости и старения. Не даром в Германии существует так называемая партия серых, которая занимается отстаиванием интересов пенсионеров. Астрологи воспринимают Сатурн как справедливого судью, который через тяжелые испытания очищает нас от душевной грязи и лишнего груза. Поэтому одно из главных значений серого цвета – это сдержанность, справедливость и устремленность к духовному. Во многих религиозных традициях монахи носят одеяния именно серого цвета.

Серый также означает власть. Существует даже особое выражение, означающее человека, обладающего огромной скрытой властью, - серый кардинал. Во времена правления одного из французских королей наибольшая власть при дворе принадлежала кардиналу Ришелье. Однако лишь избранные знали, что Ришелье – марионетка в руках более могущественной фигуры, монаха Джозефа. Из-за его серой рясы он получил прозвище серый кардинал. Так же, как было сказано выше, одежду серого цвета в Средние века в основном носили знатные люди, обладающие большой властью.

Среди негативных значений серого цвета можно назвать тусклость, нежелание выделяться из толпы, скуку. Людей, предпочитающих сливаться с окружающими вместо того, что раскрыть свое уникальное «я», называют серыми мышками.

Серый это цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам).

В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед —

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет».

Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека.

«Встала улица, серым полна,

Заткалась паутинною пряжей…»

В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)


Позитивные значения серого

В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: