Середина 80 годов 20 века
Появление диагностических методов, которые учитывают системную природу личности человека. Стремление к повышению уровня объективности получаемых результатов. Следует отметить также, социальные процессы в обществе, имеющие отношение к диагностике. В 70 годы в Америке возникает направление, выступающее против диагностических методов. Первый аргумент: любая диагностика это вторжение в частную жизнь человека; второй - независимо от результата диагностики, это всегда психическая травма. Эти процессы способствовали ряду изменений в обществе.
· Создание определенной группы, общности профессионалов, которые должны заниматься контролем, за деятельностью диагностов.
· Диагностические методики должны быть предметом деятельности только специалистов или профессионалов.
· Создается нормативно-правовая база, которая регламентирует деятельность специалиста-диагноста. В этом этическом кодексе описываются определенные принципы работы диагноста (конфиденциальности, принцип не нанесения ущерба, запрет на печатание в СМИ, право клиента на тайну).
Середина 80 годов-наши дни
Происходит разделение и закрепление психодиагностической деятельности двух классов или двух ролей (класс разработчиков диагностических методов и класс пользователей). А также происходит компьютеризация диагностических методов (использование техники для диагностического исследования и обработки полученных результатов).
Любой диагностический материал должен соответствовать следующим критериям:
· Стандартизация диагностического материала (приведение к единым нормативам процедурам поведения и оценок его, благодаря стандартизации достигается возможность сопоставления полученных данных). Осуществляется двумя путями:
|
- регламентация процедуры и условий проведения исследования
- нормализация данных, то есть перевод полученных «сырых» данных, в определенную систему норм, стандартов.
· Надежность-точность измерения диагностируемых качеств и устойчивость этих измерений к посторонним факторам. Наиболее простой фактор выявления надежности это двукратное измерение одной и той же характеристики и сопоставление результатов. При полном совпадении результатов коэффициент корреляции будет составлять одному.
· Валидность или обоснованность, позволяющая предсказать некоторые важные стороны и свойства изучаемого объекта. Отвечает на вопрос, что он измеряет и на сколько хорошо он действует.
Существует классификация диагностических методов, в основу берется тот или иной параметр:
1. По характеру ответа чаще всего это уже заранее подготовленные ответы и они оцениваются как правильные и неправильные.
2. По характеру конструкции:
- вербальные-позволяют выявить культурные интеллект человека, то есть совокупность знаний и представлений, формирующихся в процессе онтогенеза. При деменции (нарушении) в первую очередь нарушается вербальный интеллект.
- невербальные
3. Методы разделяются по предмету направленности:
- черты личности
- отдельные психические функции
- состояние
- умственно развитие
- мотивационно-потребностная сфера
- саморегуляция
- межличностные отношения
4. По операциональному статусу или технологии проведения
|
- самоотчеты
- тесты-опросники
- шкальные техники
- проективные методы
- диалоговые методы
Веркор Коронель (первые 50-60 стр) «Квота или сторонники изобилия»
Покупатель | Продавец |
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
В западной модели выделяют три вида социальной профилактики на уровне государства:
1. Силовой-в рамках данного подхода направлена на отдельного человека или группу людей и причиной возможных отклонений рассматривается природа человека.Дожны существовать организации Которые должны осуществлять тщательный контроль и санкции по отношению к лицам, которые нарушают какие-то правила. Большое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы.
2. Слабый подход - согласно этому подходу, причиной отклонения поведения рассматриваются несовершенства самого общества и отдельных его структур. Акцентируется внимание на усовершенствовании работы отдельных социальных структур и подразделений.
3. Медицинский подход-любые нарушения в обществе являются проявлением болезни данного общества и соответственно необходимо использовать методы лечения этих заболеваний. Основной акцент делается на формировании здорового образа жизни.
В рамках деятельности социальных структур и отдельных социальных работников, выделяют пять основных направлений деятельности социального работника в области профилактики. Данные направления разработаны с учетом природы человека и специфики деятельности человека.
1. Информационное направление -ориентировано на когнитивную составляющую природы человека. Цель профилактики: обеспечение человека необходимой информацией, помогающей ему в преодолении трудных жизненных ситуаций и в предупреждении отклоняющегося поведения. В основе данного направления лежат идеи швейцарского ученого Пиаже о связи когнитивного и нравственного развития личности. Для информирования широко применяют различные способы трансляции информации (лекции, беседы, встречи со специалистами или «интересными людьми», буклеты, информационные листы, видеофильмы, СМИ). Информационное направление имеет как положительные так и отрицательные стороны. Положительные: небольшие экономические затраты, легкость в организации и проведении профилактической работы, массовый обхват. Отрицательные: прорабатывается только когнитивный уровень (интеллектуализация проблемы), возможность формирования отклоняющегося поведения, неглубокие изменения личности (временный характер изменения).
|
2. Эмоциональное направление -причиной возможных отклонений в поведении могут быть эмоциональные нарушения личности. К ним относятся: низкая самооценка, неуверенность в себе, робость, застенчивость, агрессивность, эмоциональная зажатость, скованность и скудость эмоций, низкий уровень саморегуляций.
В рамках данного направления работа осуществляется тремя способами:
- развитие умений диагностировать эмоциональное состояние других людей и самого себя. Диагностика осуществляется на основе проигрывания определенных ситуаций и получения обратной связи
- обучение разным способам передачи эмоционального состояния (развитие эмоционального самовыражения). Основное внимание уделяется обучению технике «я-высказываний». Она включает в себя три компонента (1. Описание какого либо чувства. 2. Описание своих чувств, переживаний. 3.выржение просьбы, требования относительно поведения в дальнейшем). Пункт 3 может отсутствовать, а первый со вторым может меняться местами.
- развитие эмпатии или способности к сочувствию или сопереживанию-развитие этого качества на основе организации и проведения различных ролевых игр, а так же на основе использования кинотренинга. Данные эмоциональные нарушения могут возникать вследствие различных факторов.
3. Поведенческое направление- оно ориентировано на формирование нового стиля поведения личности. В основе данного направления лежат идеи бихевиоризма и в частности идеи Лазаруса. Он использует понятие «дефицит поведения» понимая под ним несформированность или слабую сформированность умений действовать человеку в определенной жизненной ситуации. По мнению Лазаруса, необходимо преодолевать дефициты поведения, двигаясь на встречу к ним. Два принципа преодоления дефицита:
- от простого к сложному-начинать с небольших аспектов.
- принцип движения от искусственной среды к естественной.
Основным преодолением дефицита поведения является количество упражнений, которых должно быть очень много.
4. Социальное направление- акцентирует внимание на роли социальной среды в формировании отклоняющегося поведения. Используются два основных понятия:
- социальная ситуация риска-характеристика ситуация, которая может провоцировать или побуждать человека к отклоняющемуся поведению. Ситуации риска рассматриваются на разных уровнях.
Общество (экономическое неблагополучие, несовершенство правовой базы, катастрофы, отсутствие социальной политики в области профилактики). Семья (неправильные виды воспитания, насилие в семье, конфликтные отношения в семье, асоциальный образ жизни родителей ). Школа (отсутствие в школе профилактических программ, низкий уровень преподавания в школе, отсутствие престижа школы, негативный пример учителя, отсутствие единства педагогического коллектива). Группа сверстников (низкая мотивация учения, наличие друга, склонного к отклоняющемуся поведению, лидер, склонный к отклоняющемуся поведению).
Социальная профилактика заключается в том, чтобы выявлять эти ситуации, уменьшать степень риска ситуации
- защитный фактор-качества личности, которые могут помочь человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций (ситуаций риска).
(уверенность в себе, навыки принятия решения, отдаленная временная перспектива, навыки саморегуляции, коммуникативные навыки, адекватная самооценка, ответственность личности).
5. Организация альтернативных видов деятельности
Вид деятельности, который помогает человеку развить свой потенциал
Смысл профилактики заключается в решении жизненных задач, при помощи других форм
В последнее время появляется еще одно направление в профилактики модель, ориентированная на задачи развития, данная модель получила развитие в Голландии, согласно этой модели человек, в процессе своей жизнедеятельности проходит определенные стадии, которые предъявляют определенные требования к личности. Ученые разработали модель развития личности
Умения и навыки-набор качеств личности, необходимых для решения каких-то задач
Стрессоры – ситуации, из которых человеку трудно найти выходи и которые трудно влияют на его функционирования. (болезнь, смерть близких людей, потеря работы).
Гибкость-это индивидуальное качество человека, успешно приспосабливаться (уверенность в себе, интеллект, позитивный образ я, самостоятельность)
Защитный фактор-аспекты окружающей среды, которые защищают его от риска и неудач (наличие важного человека, который может оказать поддержку и придать смысл, поддержка, положительный школьный опыт, вступление в общественные организации
Патология-непринятый в обществе образ поведения.
Профилактика на основе задач развития заключается в развитии умений и навыков, для решения определенных задач. Кроме того необходимо знать какие задачи развития нужно решить
Заадачи развития для родителей маленьких детей:
1. Развитие взаимоотношений при которых обе стороны считаются с потребностями друг друга в автономности и развитии.
2. Карьера-выбор и реализация своей профессиональной перспективы
3. Родители-формирование новых отношений со своими родителями
4. Установление, поддержание контактов с братьями, сестрами и др членами семьи, друзьями, знакомыми обоих супругов.
5. Сексуальность-создание отношений на основе учета потребностей друг друга –
6. Ведение домашнего хозяйства разделение обязанностей
Технология коррекции
Понимается как исправление нарушений в поведении и развитии
В понятие коррекции также включается другой смысл, то есть развитие недостающих качеств и свойств личности. Коррекцию понимают как профилактику нежелательных тенденций личностного и интеллектуального развития.