Подходы классификаций видов коррекции




1. По направленности:

- симптоматическая коррекция - представляет собой кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонения в развитии.

- каузальная коррекция- (causa-причина) направлена на исправление или уничтожение источников и причин отклонений.

2. По содержанию деятельности:

- коррекция познавательной сферы

- коррекция эмоционально-волевой сферы

- коррекция поведения

- коррекция межличностных отношений

 

3. По видам ее организации:

- индивидуальная коррекционная работа

- групповая форма, которая осуществляется на основе управления групповой динамики

- смешанная форма (как индивидуальная, так и групповая коррекция)

4. По масштабу решаемых задач:

- общая коррекция - направленная на изменение в целом.

- специальная коррекция - ориентирована на исправление какого-либо качества.

Принципы коррекционной работы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - всегда должна базироваться на основе диагностической работы.

2. Принцип системности означает организацию и проведение коррекционной работы, направленной на решение трех задач одновременно (коррекции, исправления; развития; профилактики).

3. Принцип приоритета коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции означает, что проведение коррекции необходимо организовывать или запускать какую-либо деятельность, которая и будет выполнять корректирующую функцию. Является определяющим в рамках отечественной психологии и социальной работы.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей человека

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения

При проведении коррекционной работы акцентируется внимание на исправлении отдельных нарушений личности

Индикаторы нарушений:

· Аномальные параметры (кризисы) развития

· Наличие эмоционального стресса или депрессии

· Существенные расхождения в развитии с нормами

· Нарушения в системе отношений (коммуникация, общение)

· Низкий уровень достижений в какой-либо сфере

· Поведение, отклоняющееся от социальных норм

При проведении коррекционной работы определяющим является создание и реализация определенной коррекционной программы.

Существует два вида коррекционных программ:

1. Репродуктивная (готовая программа, которая была использована в коррекционной работе).

2. Авторские программы - создание своих программ.

3. Комбинированные программы

В любой коррекционной программе выделяют 4 блока:

- диагностический блок, который включает в себя комплексную диагностику особенности развития, выявление факторов риска и формирование программы коррекционной работы

- установочный блок - в рамках этого блока осуществляется побуждение человека к каким-либо изменениям, установление отношений сотрудничества, снятие тревожности. На установочном этапе осуществляется постановка цели коррекционной работы, она зависит от ряда факторов:

· От направления, которого придерживается социальный работник

· В зависимости от личности клиента

· В зависимости от средового фона и взаимодействии их

Кроме того, в отечественной психологии цель коррекционной работы учитывала характер трудности нарушения. То есть говорили о разных моделях коррекционной работы.

- коррекционный блок - осуществляется гармонизация и оптимизация развития клиента, а также овладение способами взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром.

- оценка эффективности - предполагается оценка изменений. Эффективность коррекционной работы зависит от ряда факторов:

1. интенсивность коррекционных мероприятий (количество проведенных занятий - не менее 10).

частота проведения коррекционных занятий (не менее одного раза в неделю, лучше два раза в неделю).

2. особенности социального окружения и его включенность

3. от времени осуществления (чем раньше, тем лучше).

 

Поведенческий подход

Данный подход, базируется на идеях отечественного физиолога И.П.Павлова, по его мнению, новые формы поведения формируются в результате установления связи между врожденными формами поведения и новым раздражителем.

1. Коррекция неуверенности в себе. Можно выделить две основные формы: неуверенность как ситуативное поведение, то есть обусловлено влиянием каких-либо факторов; неуверенность как личностная черта.

Появляется в Америке, Сальтер разработал учение о заторможенной и возбудимой личности. В основе учения лежат идеи Павлова о процессах возбуждения и торможения в коре головного мозга. По его мнению, заторможенный тип личности обладает следующими характеристиками: неспособность к спонтанному выражению своих чувств, затруднение в контактах, трудности в самореализации и неадекватность поведения.

6 характеристик возбудимого типа личности:

· Эмоциональность речи - открытое проявление своих чувств и потребностей.

· Экспрессивность и конгурентность поведения и речи.

· Социальная смелость, то есть способность выражать свою точку зрения, не смотря на несогласие с ней большинства.

· Использование в речи местоимения «я»

· Принятие похвалы

· Способность к спонтанному выражению своих чувств, к импровизации

Сам процесс коррекции заторможенного типа личности осуществляется по Сальтеру в три шага.

- создание благоприятной эмоционально теплой, поддерживающей среды

- отработка действий на основе следования принципу «сначала делай, а потом думай»

- фиксация и закрепление, поддержка любых форм проявления возбудимой личности

2. В конце 50 годов появляется теория социальных страхов американского психолога Вольпе.
Социальный страх-боязнь человека определенных социальных ситуаций. По его мнению, социальные страхи формируются на базе физиологического страха.

Неожиданные громкие звуки, Резкое изменение положения тела это глубинные страхи. Он дает определенную типологию социальных страхов:

· Страх критики

· Страх быть отвергнутым, одиночество

· Страх оказаться в центе внимания

· Страх неполноценности или быть смешным в глазах других (гелатофобия)

· Страх начальства

· Страх новой ситуации

· Страх предъявлять претензии

· Страх, связанный с неспособностью сказать нет

Отечественные психологи также выделили типологию страхов:

· Страх неопределенности

· Ситуация неожиданности - ситуация резкого изменения параметра среды

· Ситуация угрозы или давления

· Ситуация оценивания другими людьми

· Ситуация ответственности-человек должен соответствовать каким-то требованиям

· Ситуация личностного самораскрытия-человек открыто проявляет себя, открыто сообщает информацию о себе

· Ситуация просьбы

· Ситуация отказа

С точки зрения Вольпе, для коррекции социальных страхов необходимо использовать замещение одних реакций другими.

Второй метод - десенсибилизации - снижение чувствительности по отношению к определенному стимулу.

3.Теория дефицита поведения Лазаруса

Причиной затруднения поведения является наличие дефицита поведении. По его мнению, дефициты поведения могут быть общими или специфическими. По мнению Лазаруса, взрослый человек должен уметь:

- умение открыто говорить о своих желаниях и требованиях

- умение сказать нет

- умение открыто говорить о своих положительных и отрицательных чувствах

- умение устанавливать контакты и его заканчивать

Берджес «Заводной апельсин»

Хаксли «О этот дивный мир»

Какие методы коррекции используются, насколько они эффективны

Краткое описание, оценка

Групповая коррекция

Групповая коррекция-это совокупность методов, использующих феномены группового влияния, воздействия, а также процессов происходящих в группе.

Преследует следующие цели:

- изучение психологических проблем и оказание помощи в их решении

- улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья

- Изучение и формирование наиболее эффективных способов межличностного взаимодействия

- содействие процессу личностного развития и раскрытия творческого потенциала

Положительные стороны групповой коррекции:

1. Способствуют преодолению одиночества и решению межличностных проблем

2. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со схожими проблемами

3. Обучение новым умениям и навыкам

4. Облегчает процесс самораскрытия и самопознания

Базируется на ряде правил, которые соблюдаются в рамках ее. Наиболее частыми являются следующие:

1. Использование принципа здесь и теперь, то есть актуализация переживания настоящего и осознавания его.

2. Принцип я – означает использование в речи местоимения я, а не обращения в третьем лице

3. Принцип искренности и открытости является основой для формирования доверительных отношений в группе

4. Принцип активности - чем выше активность, тем выше результативность группы.

5. Принцип конфиденциальности

В рамках групповой коррекции групповая динамика осуществляется в 4 этапа:

1 этап - начальная стадия. Участники чувствуют напряженность, тревогу, так как не знают как будут приняты в группе, какого содержание групповой работы, не знают других участников.

Необходимо использовать следующие действия (начинать работу с знакомства, обсудить правила групповой работы, предложить участникам разработать свои правила работы, объяснить методы групповой работы, поощрять любые попытки участников открыто рассказывать, раскрывать свои чувства, ведущему тоже необходимо быть открытым, на первых занятиях использовать преимущественно задания, которые выполняются в парах, а не целой группе, дать возможность каждому участнику высказаться, больше акцентировать внимание на двигательную активность).

2 этап - переходная стадия или стадия целеполагания. На этом этапе происходит знакомство участников с целью и задачами групповой коррекционной работы. В рамках решаются следующие задачи (мотивация участников к групповой коррекционной работе, выяснить ожидания и опасения у участников группы; формирование ориентировочной основы действия (Гальперин); осознание участниками дефицитов поведения). Форверг, осознание дефицитов происходит через понятие лабилизации - расшатывание стереотипов личности, формирование неустойчивости.

3 этап – рабочий или стадия тренировки. На этой стадии происходит отработка или формирование новых способов реагирования. В рамках групповой коррекционной работы используются две стратегии:

- рациональная - основана на понимании и формировании нового способа поведения через систем повторений или действий. Выделяется три этапа:

· Введение ориентировочных основ действий

· Выполнение действия по частям

· Выполнение действий целиком

- обучение на опыте

· Формирование или организация каких-либо процессов или организация работы в группе, имеющих отношение коррекционной работе.

· Актуализация чувств, мыслей участников

· Осмысление и структурирование полученной информации

4 этап – завершение работы. Происходит обобщение результатов коррекционной работы.

· Обратить внимание на эмоциональную составляющую стадии

· Получение личностной обратной связи

· Оценка участниками результативности групповой работы, осуществляется через соотнесение результатов коррекционной работы и целей участников группы.

· Трансфер (обеспечение) перевода умений, навыков, полученных в групповой коррекционной работе в повседневную жизнь.

В процессе проведения коррекционной работы ведущий выполняет ряд ролей по Ялому это роль эксперта (контролирует и объясняет группе) и роль эталона (модель для подражания, копирования). Кратохвил выделяет следующие роли: активный руководитель (управленческая функция), аналитик (интерпретация), посредник, комментатор, член группы.

Д.З рассмотреть и проанализировать два вида групп: однородные и неоднородные (плюсы и минусы)

Психологические особенности Проявление Учет в групповой коррекционной работе
Чувствительность к мнению окружающих по поводу своей внешности, знаний и особенностей Проявляется как стремление быть как все, не выделяться из сверстников. Важно как ты выглядишь, важно, чтобы Нужно учитывать, что в неоднородной группе чувствительность к мнению окружающих будет выше, поскольку для подростка важно, чтобы его оценили.
Потребность к доверительному общению Проявляется как выражение собственного мнения, высказывание своих эмоций и чувств также умение прислушиваться к мнению собеседника. На мой взгляд, доверие выше в однородной группе поскольку подростку комфортнее говорить
Склонность к риску Нарушение норм поведения. Подростки перестают считаться с мнением родителей В неоднородной группе
Реакция эмансипации Принятие собственных решений Нужно
Подверженность к влиянию со стороны сверстников Не учитываются свои интересы из-за влияния сверстников, навязывание своей точки зрения. Проявляется например, как хулиганство или появление вредных привычек Если группа разнополая, то нужно учитывать, что подверженность к влиянию будет всегда выше, потому что подросткам важно быть таким же как друзья, которых он уважает, показать себ
Низкая стрессоустойчивость    

 

 

Социальная компетентность –совокупность навыков, необходимых человеку для успешного существования или функционирования в обществе, этот концепт появляется в 70 годы, но на сегодняшний день единого понимания нет. Социальная компетентность и социальные навыки как синонимы.

Социальные навыки:

1. Способность начинать разговор, поддерживать его и закончить разговор.

2. Умение делать комплименты

3. Умение завершать нежелательные контакты

4. На предложение контакта реагировать

5. Адекватно реагировать на критику

6. Кого-либо просить об одолжении

7. Способность извиняться

8. Способность говорить нет

9. Открыто показывать чувства

Программа развития социальных навыков существует для детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая взрослыми людьми. Например, в работе с подростками 13-20 лет программа ориентирована на формирование следующих социальных навыков.

- развитие навыков самовосприятия

- развитие самоконтроля

- умение выражать свои чувства, умение понимать свои потребности и желания

- самоуверенность или стабильный образ я

- способность к эмпатии

- умение реагировать на похвалу, критику, неуспех

Программа также применялась в отношении взрослых, в отношении безработных, кто не работал больше 12 месяцев. Выделены были 7 модулей.

- введение в стили мышления и атрибуции

- автоматические мысли (неосознаваемый ход мысли, остановить его), постановка целей, тайм-менеджмент(управлять собой и временем), проработка задач

- техника дневника и проработка неблагоприятных стилей мышления

- изменение неблагоприятных стилей мышления

- формирование позитивного мышления (формирование уверенности в себе)

- применение содержания тренинга в профессиональных и личностных ситуациях

- составление плана действий

Данная программа базируется на идеях представителей когнитивной и поведенческой психологии. Например, Додге, который говорил о том, что существует связь между восприятием информации и действиями человека. Как мы воспринимаем реальность, так и действуем. Он выделяет четыре стадии между восприятием и действием:

· Восприятие ситуации, которая носит селективный характер

· Интерпретация информации (анализ)

· Поиск альтернатив выявляется все возможности реагирования в данной ситуации

· Оценка реакции (анализируются возможные последствия, ближние и дальние)

· Конкретное действие

Концепция Бандуры «Теория подражания» механизм подражания осуществляется человеком на основе прохождения четырех этапов.

· Внимание - в рамках этой программы уделяется этому большое внимание. Через интересные темы, упражнения, материалы и игры.

· Память - наблюдаемое поведение должно накапливаться чтобы в дальнейшем было изучено. Используются упражнения на концентрацию, сигнальные карты, надписи на доске.

· Воспроизведение включает в себя тренировку отдельных действий, ролевые игры, тренировка поведения в реальной ситуации.

· Если три этапа состоялись, то произошло научение поведению модели, но чтобы это поведение и в дальнейшем осуществлялось, его необходимо подкрепить и усилить

· Мотивация- прямая форма, которая осуществляется через обратную связь (похвала), косвенная мотивация через наблюдениеза подкреплением других.

Данная программа состоит из 15 модулей, рассчитана на год занятий по 6-8 человек.

Модули:

1. Мотивация-формирование желания участвовать в данной программе

2. Внимательность и выдержка, настойчивость –условия усвоения какого либо навыка

3. Восприятие себя и другого - реалистическое восприятие себя и другого

4. Стабильный образ я – оценка себя

5. Самоконтроль-обучение саморегуляции личности

6. Коммуникация-расширение навыков общения

7. Кооперация-формирования «чувства локтя»

8. Выражение чувств

Работа по данной программе осуществляется на основе проведения занятий, которые включают в себя следующие компоненты

- состояние настроения

- обсуждение правил

- упражнение на концентрацию (настроить на работу)

- содержательная работа по модулю

- оценка (обратная связь)

- заключительный круг (подведение итогов)

Основой формирования нового способа поведения является организация обратной связи в группе. Здесь детей учат правильно давать и принимать обратную связь. Учат следующему:

1. Должна быть краткой

2. Сформулирована в я-форме

3. Поведение нужно описывать, а не интепретировать

4. Акцентировать внимание только на те способы поведения, которые участники могут изменить

5. Необходимо давать обратную связь сразу

6. Критическую или негативную обратную связь выражать конструктивно через желания или предложения

7. До конца слушать обратную связь

8. Не аргументировать и не защищаться

9. Оценивать обратную связь как фактор личностного развития

10. Для лучшего понимания задавать уточняющие вопросы

Большое значение приобретает создание доверительной атмосферы в группе. Требования к личности ведущего:

1. Открыто проявлять свои чувства

2. Занятие должно быть ясно и транспарантно (наглядно)

3. Структурировать собственные действия

4. В критической ситуации выполнять функции помощника или посредника

5. Показывать образцы поведения

6. Промахи и неудачи объяснять

7. Маленькие шаги развития поддерживать

Правила работы могут быть групповые и индивидуальные:

Требования к формулировке правил:

1. Сформулированы позитивно

2. Правила должны иметь отношение к неблагоприятному поведению

3. Должно быть сформулировано просто и понятно

4. Время, действия, правила ограничены

 

Технология терапии

Под терапией понимается более глубокое по сравнению с другими методами воздействие на психику человека с целью лечения или профилактики заболеваний, состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей. В переводе с латинского «лечение».

Отечественный ученый Макаров выделяет 5 моделей терапии в зависимости от видов научного знания или сферы применения:

1. Медицинская модель-реализуется в медицинской сфере, это лечение и предупреждение заболеваний. Наибольшее распространение эта модель получила в психиатрии для лечения различного рода пограничных состояний, в наркологии-для лечения разного рода зависимостей.

2. Психологическая модель - ориентирована на развитие психологического здоровья личности, полноценного личностного развития, решения проблеем межличностного взаимодействия. Находит применение в таких формах как консультирование или тренинг.

3. Философская модель предназначена для помощи человеку понимания собственной личности, объяснения устройства мира и своего места в нем. Чаще всего в рамках этого подхода ориентирована на мировоззрение личности.

4. Педагогическая - ориентирована на процессы обучения, воспитания и

Способствует созданию благоприятных условий для всех субъектов образовательного процесса. Ключевое понятие - терапевтическая среда

5. Социальная модель - используется для манипулирования человеком или группой, часто она используется в политических процессах.

Тем не менее, терапия имеет определенные теоретические основания и исходя из этого имеются следующие направления терапии:

· Психоанализ (психодинамическая терапия)(относится к медицинской модели терапии-З.Фрейд) который отмечал, что основой поведения являются бессознательные процессы и он разработал методы работы с ними. По мнению Фрейда, ключевым понятием является понятие психологической защиты как способ сохранения или избавления от неприятных состояний Я-человека. Дает описание вида психологических защит:

- отрицание

- игнорирование отрицательных фактов (оглушение, ослепление)

- идентификация с агрессором -бессознательное подражание чувствам и поведению устрашающего авторитета. (Беттельхейм-«Просвещенное сердце»)

- аскетизм-отказ себе в удовольствиях

- рационализация-попытка рациональным способом объяснить или оправдать собственное поведение. Механизм рационализации свойственен людям интеллектуального склада.

- регрессия-возвращение к способам поведения свойственным более раннему возрасту.

- проекция-приписывание другим людям или объектам своих собственных чувств, идей или намерений.

- сублимация-перевод нереализованных импульсов и потребностей на более выскоий уровень.

Фрейд является автором теории психосексуального развития. Он считал, что процесс психо-сексуального развития носит стадиальный характер и выделял пять стадий.

Основанием для каждой стадии является определенная часть тела, которая выполняет основную функцию в развитии. Если происходит фиксация (то есть когда энергия осталась в человеке) это становится причиной нарушения в более взрослом возрасте.

1. Оральная стадия - от рождения до года. Длительное и обильное грудное вскармливание способствует формированию таких качеств как щедрость и оптимизм, а ранее отлучение-чувство ущербности и жалости. В этот период может формироваться беспомощность и зависимость в межличностных отношениях, также этот человек проявляет несамостоятельность, также человекнуждается в постоянной поддержке, склонен к депрессии. Свойственна язвительность.

2. Анальная стадия-либидо ребенка смещается на процесс идентификации. Если родители поддерживают ребенка, то со временем ребенок учится себя контролтровать. Анальный характер: излишняя бережливость, раздражительность, педантичность, скупость, могут формироваться такие качества как садизма. Абрахам описал эту стадию более подробно.

3. Эдипова стадия (3-6 лет)- происходит формирование характера, который проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения, в дальнейшем это будет проявляться в показном мужестве, коллекционировании побед над женщинами или мужчинами, такие люди не испытывают глубокой любви или привязанности, редко выходят замуж или женятся, но в любом случае продолжают бороться за первенство.

4. Латентная стадия-период подготовки и созревания каких-то проектов

5. Генитальная стадия-характеризуется развитием личностно-окрашиваемого сексуального чувства, способности нести ответственность и создать свою семью.

· Бихевиаристкая терапия

Целью которой является обучение человека умениям, которые необходимы при столкновении с теми или иными жизненными ситуациями. Чаще всего это осуществляется в форме специального тренинга. Родоначальником является Уотсон, который в основу терапии положил учение Павлова об условном рефлексе. Основной является идея формирования новых реакций, как образования нового условного рефлекса. Данная терапия применяется в сфере обучения, воспитания личности, жетонная система. Широко применяется в медицинской практике. Очень эффективна и краткосрочна.

· Гуманистическая терапия - ориентирована на пробуждение сил саморазвития личности, в основе лежит оптимистический взгляд на природу человека и его возможности. У истоков гуманистической терапии-Роджерс, его идеи нашли отражение не только в психологии и терапии, а также управлении, в практике социальной работы, воспитании детей. Он считал, что каждому человеку свойственно стремление становиться компетентным. Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе или я-концепция. Но данное представление о самом себе во многом зависит от окружающих. Родители манипулируют чувством любви и тем самым формируют у ребенка систему представлений, которая не является его. Поэтому основная задача терапевта заключается в то, чтобы найти дорогу к своему я. Сам процесс терапии включает в себя следующие шаги:

- клиент приходит за помощью

- определяется ситуация

- поощряются свободные выражения

 

- постепенно происходит выражение позитивных чувств

- обнаружение позитивных импульсов со стороны клиента

- прояснение выбора клиента

-возрастание инсайта

- рост независимости

- уменьшение потребности в помощи

Роджерс отмечает, что основой терапевтического процесса является отношение, которое формируется между клиентом и терапевтом. Эти отношения предполагают, прежде всего, определенную позицию терапевта, а именно подлинность существования терапевта. Второе-стимулирование клиента к личностному росту на основе полной включенности в терапевтический процесс, отсутствии личностных оценок и суждений и принятии человека таким, какой он есть. Терапевт не дает советов и интерпретирует, а только слушает и понимает, способствуя максимально полному самовыражению и самопониманию, а также принятию ответственности за свои проблемы на самого себя.

· Кинотерапия или кинотренинг-групповые занятия, которые относятся к такому направлению, как терапия искусством. Впервые понятие терапии искусством было использовано английским ученым Адрианом Хиллом в 1938 году в работе с больными туберкулезом, эффективность терапии искусством заключается в том, что данный метод позволяет экспериментировать чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Первоначально идея базировалась на психоанализе, а именно на том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме символов и образов, а не вербально.

Терапия искусством может осуществляться в двух основных формах:

1. Социальный работник работает с продуктами творчества самого клиента (рисунками, поделками, сочиненными сказками)

2. Работа проводится с использованием продуктов культурного творчества, к которому клиент не имеет никакого отношения (продукты киноискусства)

Цель: проведение личностной диагностики, развитие отдельных психических процессов (эмпатии, интеллекта)

3. Решение проблемных ситуаций (профилактика, терапия)

4. Снятие психологического напряжения (комедии)

Этапы работы:

- этюд -в форме афоризма, образа, отзыва выражается анонс фильма в этом анонсе должна быть недосказанность и неисчерпаемость

- просмотр фильма

- экспликация- «усиление», актуализация переживаний на основе постановке вопросов о проблеме фильма

- рефлексия, которая направлена на осознание собственной позиции по данной проблеме, на поиск вариантов решения проблемы.

Д\з
формы терапевтического воздействия

Мураками «Норвежский лес»

Направления социальной работы Проблема Фильмы
Социальная работа с инвалидами    
Социальная работа с молодежью    

 

Показатели Психоанализ Бихевиоризм Гуманитарная
Природа человека      
Основная проблема      
Концепция патологии      

 

Повторить информацию

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: