Современное состояние российского страхового рынка




Содержание

1.Общая характеристика страхового рынка 3

2. Современное состояние российского страхового рынка 14

3. Перспективы и проблемы развития рынка страховых услуг 23

Список использованной литературы 31

Приложение 1 33


1.Общая характеристика страхового рынка

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как гражданско-правовая сделка, известны, по крайней мере, с эпохи позднего Средневековья. Тогда благодаря великим географическим открытиям заметно расширились горизонты морской международной торговли. Предпринимателям потребовались крупные капиталы, чтобы использовать новые горизонты открывшихся возможностей.

Исторически возникнув в связи с необходимостью обеспечить компенсации убытков, не подлежащих переложению на других лиц, страхование претерпело в ходе своего длительного развития существенные изменения и распространяется сейчас на многие случаи, когда наступление убытков связано с гражданско-правовой ответственностью их причинителя. В таких случаях страхование служит для потерпевшего дополнительной гарантией охраны его имущественных интересов. В дальнейшем наряду с имущественным страхованием, обеспечивающим возмещение убытков, связанных с утратой или повреждением материальных благ, появилось личное страхование, гарантирующее выплаты определенных денежных сумм при наступлении смерти, увечья, болезни, при дожитии до определенного возраста человека.

Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.

При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:

· наличие перераспределительных отношений;

· наличие страхового риска (и критерия его оценки);

· формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;

· сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;

· солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;

· замкнутая раскладка ущерба;

· перераспределение ущерба в пространстве и времени;

· возвратность страховых платежей;

· самоокупаемость страховой деятельности.

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике и общественных отношениях.

Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связано с экономическими интересами населения. Соотношение долгосрочных и краткосрочных договоров страхования, сочетание рисковых, предупредительных и сберегательных условий страхования, уровень банковского процента на резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций и осуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономике неизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложение страховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, медицинское, военнослужащих от несчастных случаев и др.).

В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни, создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.

Страхование - составная часть финансов, но отношения страхования имеют целый ряд особенностей:

· денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;

· при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;

· при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;

· страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:

· централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

· фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;

· фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

Сущность страхования проявляется в его функциях. (см. рис 1)

 
 

 

 


Рис. 1. Функции страхования

 

· рисковая функция - перераспределение риска между участниками страхования;

· предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;

· сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);

· контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов.

С трахование делится на несколько видов. (см. рис 2) Главным отличием этих видов друг от друга является то, на что направлен договор страхования. При страховании имущества физических и юридических лиц в качестве объекта страхования выступают, принадлежащие им некие материальные ценности. В отношении страхования жизни предметом страхования является здоровье, жизнь и трудоспособность застрахованного лица.

 

рис.2. Виды страхования

 

Страховой рынок в свою очередь – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.

Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья (рис. 1). Первичное звено страхового рынка — страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

Страховая компания — исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании заключается в полной обособленности ее ресурсов, их самостоятельном полном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

В правилах страхования каждой страховой компании содержится перечень рисков, которые не могут быть внесены в страховой договор. Чаще всего это риски, связанные с военными действиями и их последствиями, а также с возможным нарушением правил перевозки. В случае недостачи груза при отсутствии видимых повреждений упаковки страховая сумма также не будет выплачена. Надо учитывать, что, принимая груз на страхование, страховые компании берут во внимание все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть во время перевозки.

Необходимо ознакомиться со структурой страхового рынка. (см. рис.3)

рис. 3. Общая структура страхового рынка

 

Рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую — на накопление. Кроме того, человеку предоставляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.[1]

Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками. Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания. Важно, особенно на этапе создания страхового общества, чтобы страховщик лично руководил всей его внутренней и внешней деятельностью, закладывая тем самым основы страховой культуры.

Решения, которые принимает андеррайтер, подписывая страховой полис, основаны на ожиданиях, подтверждаемых общественной практикой. В условиях рыночной экономики страховщик остро ощущает свою зависимость от того, как он использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы страхового фонда. Страховщик выступает в роли предпринимателя, является заинтересованным лицом, поскольку несет ответственность перед совладельцами предприятия за состояние дел, что закреплено в соответствующих законодательных актах.

В широком смысле страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Здесь осуществляется общественное признание ' страховой услуги. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.

Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и существование различных собственников – обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.

В институциональном аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран — членов ЕС.

В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховые рынки.

Внутренний страховой рынок — местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками.

Внешним страховым рынком называют рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами.

По отраслевому признаку выделяют рынок- личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и страхования экономических рисков. В свою очередь каждый из них можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать все возрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах Запада страховой рынок является объектом сознательного государственного регулирования. Аналогичное государственное регулирование широко используется в практике функционирования страхового рынка РФ. Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой – деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования.[2]


Современное состояние российского страхового рынка

Страховой рынок современной России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.07 г.) субъектами страхового дела в России считаются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Согласно отчетам Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2008 г. в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 814 страховых компаний и 124 страховых брокера. В совокупности они собрали 699,9 млрд руб. (что на 23,3% больше аналогичного периода прошлого года), при этом 50,9% общих сборов приходится на Центральный федеральный округ, преимущественно Московский регион. По большинству видов страхования в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров соответствующего сегмента (для сравнения: в 2004 г. доля первой десятки страховых компаний в общих сборах составляла только 33%). По добровольному личному страхованию 10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%, по имущественному страхованию – 44,7%, по страхованию ответственности – 46,6%, по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию жизни, где уровень концентрации бизнеса в крупных компаниях наиболее выражен, – 72,9%. Все это говорит о превалировании на рынке крупнейших «федеральных» компаний с руководящим центром в Москве и постепенном вытеснении с рынка мелких недокапитализированных страховщиков, в том числе региональных.

Российский страховой рынок столкнулся не просто с финансовым кризисом, а с кризисом сложившейся системы. Только принятие срочных и комплексных мер способно предотвратить полный крах российского страхования.

Если взглянуть на статистику российского страхового рынка невооруженным глазом, то может показаться, что мировой финансовый кризис не сильно затронул отечественное страхование. В первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008−го совокупный объем страховых премий без учета платежей по ОМС упал лишь на 8,1%. Величина снижения покажется незначительной, если сравнить ее с падением ВВП за тот же период (–10,4%), снижением индекса промышленного производства (–14,8%), грузооборота (–17,5%), объема строительных работ (–19,3%).[3]

Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. Кризисные явления выражаются в том, что на страховом рынке возникают финансовые пирамиды — демпингующие компании, осуществляющие выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход таких игроков с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества. На этом фоне происходит рост уровня выплат: без учета операций по ОМС этот показатель в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года поднялся на 12,9 п. п. (с 36,9 до 49,8%).

Как показали результаты исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», в наибольшей степени собранные страховые премии уменьшились у кэптивных компаний. Это стало прямым следствием сокращения страховых бюджетов их основных клиентов — ведь бизнес таких страховщиков наименее диверсифицирован и сильно завязан на одну финансово-промышленную группу.

Если посмотреть в разрезе видов страхования, то лидерами падения стали вмененные виды — кредитное каско и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли: по автострахованию (–13,2 млрд рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года), добровольному медицинскому страхованию (–4,0 млрд рублей), страхованию от несчастных случаев (–3,2 млрд рублей). В разрезе розница-корпоратив наиболее упало розничное страхование, так как корпоративный сегмент был в определенной мере поддержан введением новых обязательных видов страхования ответственности, а также ростом стоимости зарубежной перестраховочной защиты крупных рисков из-за девальвации рубля. В территориальном разрезе впервые после нескольких лет снижения доля Москвы в общем объеме собранной по стране страховой премии выросла с 40,9% в первом полугодии 2008−го до 47,4% в первом полугодии 2009 года.

Данные страховщиков демонстрируют существенное увеличение доли договоров с франшизой как в корпоративных, так и в розничных видах страхования, а также договоров с неполной страховой стоимостью. Что касается повышения роли франшизы, то в этом, безусловно, видно позитивное влияние кризиса, так как применение франшизы, особенно в массовых видах страхования, снижает расходы на ведение дела и повышает эффективность страхования, способствует оптимальной защите рисков. Напротив, рост масштабов недострахования — существенный шаг назад для отечественной страховой отрасли, отбрасывающий корпоративное страхование на несколько лет в прошлое. К сожалению, по-прежнему для большинства российских компаний страхование — это не инструмент грамотного управления своими рисками, а лишь статья расходов, финансируемая по остаточному принципу. Во время кризиса зачастую расходы на страхование сокращаются как «ненужные», что в результате еще больше снижает стрессоустойчивость российской экономики.

Какова будет дальнейшая динамика страховых взносов? По прогнозам прирост взносов за 2009 год составит –10% по сравнению с 2008 годом, а объем рынка по итогам года будет 500 млрд рублей.

Как показали результаты исследования, по итогам первого полугодия 2009 года усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности страхового портфеля российских страховщиков вплотную приблизилось к стопроцентному уровню, составив 99,6%. Если, по данным за первое полугодие 2008 года, значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень менее чем у трети российских страховых компаний, то в первом полугодии 2009 года этот показатель приблизился к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%. Это означает, что страховая деятельность по таким компаниям не просто убыточна, а катастрофически убыточна. При этом очевидно, что доход от инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщиков никак не может покрыть такие значительные убытки и вывести компанию хотя бы на нулевой уровень общей рентабельности деятельности.

Убыточность растет из-за сочетания целого ряда факторов. Важнейшие из них — безудержный демпинг, девальвация рубля, рост частоты и масштабов страхового мошенничества, увеличение числа природных и техногенных катастроф, а также повышение расходов на ведение дела страховщиков ОСАГО из-за введения системы прямого урегулирования убытков.[4]

Первое полугодие 2009 года показало, кто есть кто на рынке: слабые игроки пытаются задержаться на рынке путем демпинга, сильные — за счет усиления сервисной составляющей, а также более внимательного подхода к выработке новых антикризисных продуктов. В борьбе за клиента ряд страховщиков готовы опустить тарифы ниже всех разумных пределов. Естественно, что подобная позиция сказывается на надежности таких страховщиков. Дешево не значит надежно. В погоне за низкими тарифами клиент в реальности может остаться без страховой выплаты — у демпингующего страховщика может просто не оказаться достаточных средств для выплаты страхового возмещения.

Демпинг в автостраховании пока еще не охватил весь рынок, но в столичном регионе он, несомненно, отрицательно сказывается на развитии этого сегмента. В такой ситуации, как ни банально, самой эффективной мерой борьбы с демпингом мы считаем повышение качества услуг тех компаний, которые нашли мужество и мудрость не ввязываться в борьбу за клиента по тарифам, которые приведут рынок к катастрофе. Именно высокий уровень обслуживания может убедить клиента не покупать каско дешево, который, как показывает практика, может обернуться для него большими проблемами.

На фоне кризисных явлений, происходящих в экономике, отмечается всплеск страхового мошенничества. По свидетельству участников рынка, вдвое участились случаи разбойного нападения на склады, намного чаще стали пропадать грузы с фур. Рост случаев мошенничества зафиксирован и в титульном страховании, где «внезапно» появляются лица, имеющие право собственности, которые не были выявлены до момента продажи. Возрастает число поджогов залогового имущества.

В числе важных причин роста убыточности можно назвать увеличение количества техногенных катастроф, связанное с недостаточным вниманием к технике безопасности. Кроме того, на количество и объем выплат влияет ухудшение криминогенной обстановки в ряде российских регионов.

Российские страховщики, в отличие от банков, не получили никакой помощи со стороны государства и остались один на один с кризисом.

По мнению «Эксперт РА», если срочно не остановить демпинг, следует ожидать краха страхового рынка. Все силы надзорным и антимонопольным органам необходимо бросить на борьбу с созданием финансовых пирамид на страховом рынке. Финансирование самих страховых компаний будет иметь смысл только при выходе рынка из кризиса и уверенном росте спроса на страховые услуги.

В соответствии с совместно разработанной «Эксперт РА» и Ассоциацией региональных банков «Россия» концепцией развития российской финансовой системы, необходимо принять срочные меры по минимизации вероятности появления на российском страховом рынке страховых и финансовых пирамид. В числе важнейших мер — введение института ответственного актуария при одновременном изменении правил расчета страховых резервов в соответствии со стандартами МСФО, а также должности внутреннего контролера, проверяющего деятельность страховой компании на соответствие требованиям законодательства. Кроме этого необходимо осуществлять проверку качества активов страховщиков на неотчетные даты при некотором смягчении требований к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств. Важно регулярно и своевременно разглашать информацию о жалобах, поступающих в надзор в связи с задержками и отказами в выплатах. Давно назрела необходимость существенно ужесточить ответственность руководства и владельцев страховщиков за доведение компании до банкротства.

Несмотря на неопределенность в мировой экономике, развитию в 2010 году будут содействовать: растущие потребности в долгосрочных накопительных продуктах в большинстве развитых стран, а также вхождение в «цикл роста» цены на продукты рискового страхования; рост понимания различий между страхованием и банковской моделью.

В 2009 году страховой рынок работал в условиях демпинга и минимальной лояльности корпоративных клиентов.

В кризисном 2009 году российские страховщики действовали в условиях демпинга и минимальной лояльности клиентов, которые либо полностью сокращали в бюджете расходы на страхование, либо существенно их снижали.

Жесткость позиции страхователей выражалась в том, что некоторые из них пытались снизить цену страхования даже после крупной выплаты страховщика по их убытку.

Также в 2009 году страховщики сталкивались с ситуациями, когда компании были готовы проводить импровизированные тендеры ежеквартально, чтобы побудить страховщика снижать цену по договору во избежание ухода клиенту к конкуренту.

В результате падение премий в секторе страхования имущества и ответственности юридических лиц в целом на российском рынке составило в 2009 году примерно 16%. На этом показателе негативно сказалось сокращение объемов промышленного производства, падение товарооборота, объемов товарных запасов, сокращение объемов строительства коммерческого жилья и недвижимости.

Показатель страховых сборов в аграрном секторе в целом в прошлом году существенно снизился из-за резкого сокращения госдотаций на страхование посевов.

Значительное сокращение премий в 2008 году в корпоративном секторе произошло по непромышленным предприятиям. Здесь сбор премий упал на 22% из-за жестко консервативной политики страхователей, готовых экономить на страховых взносах.

Наиболее драматически в прошлом году развивалась ситуация в страховании грузов при перевозках. По экспертным оценкам, падение рынка в целом составило 25% на фоне снижения внешнеторгового оборота РФ на 40%. Единственным направлением страхования грузов, показавшим рост, стало страхование выставочных и ценных грузов. В кризисном году, по оценкам экспертов, наблюдалось оживление музейной деятельности.

Случаи нападения на службы инкассации в прошлом году привели к повышенному интересу банков к страхованию перевозок ценных грузов. Эту позицию страхования коммерческие банки практически не сокращали и даже из универсального договора обслуживания для банков выбирали один этот сегмент.

В 2009 году рынок авиационных грузоперевозок фактически умер. Объемы грузоперевозок взял на себя пассажирский авиационный транспорт в попытке компенсировать снижающееся число пассажиров.

Кризис, заявивший о себе в полную силу на страховом рынке в начале 2009 года, выявил проблемы, которые ранее были не заметны. К сожалению, многие российские страховые компании напоминают дырявое ведро, которое полно до тех пор, пока в него вливается больше, чем выливается.

В "тучные" годы, когда страховой рынок быстро увеличивался в размерах, проблемы, вызванные невысоким качеством корпоративного управления и риск-менеджмента, неэффективным инвестированием резервов, коррупцией и многими другими причинами, были просто не видны. Однако в условиях сокращения размеров собираемой премии многие компании не смогли найти способов повышения собственной эффективности и стали просто нежизнеспособными. По итогам 2009 года на рынке осталось 702 страховые компании против 786 страховщиков, работавших на рынке в начале года.

Крупные страховые компании, обладающие достаточными ресурсами, смогли "подобрать" клиентов из компаний - банкротов. Во многих регионах до кризиса появились и начали активно действовать малые и средние компании, перед которыми была поставлена задача наращивать филиальную сеть. Однако в 2009 году эти компании, лишенные ресурсов на развитие, вынуждены были свернуть региональные подразделения, и их клиенты также перешли к крупным страховщикам, сохранившим свое присутствие на местах. Кроме того, в кризис страхователи стали гораздо более чувствительны к надежности страховых компаний, поэтому они стали больше обращать внимание на размеры и рыночный стаж страховщиков. В силу всех этих обстоятельств доля крупнейших российских компаний на рынке заметно выросла.

Из числа российских страховщиков 41,3% сумели в 2009 году увеличить сборы премий. Снизили сборы на 25% или менее 24,6% компаний. Падение сборов более чем на 25-50% было зафиксировано в 17% компаний. И еще в 17,1% компаний падение сборов превысило 50%. Отличительной чертой компаний, значительно сокративших сбор премии, являются их малые размеры. Как правило, это малые региональные компании или страховщики, связанные с конкретными предприятиями, - кэптивные страховые компании. В силу малых объемов операций и недиверсифицированного портфеля они оказались наиболее чувствительными к кризису.

Таким образом, в группе риска, по мнению аналитика, находятся более трети российских компаний, заметно снизивших свои сборы. Однако устойчивости рынка в целом это не угрожает. В настоящее время более двух третей сборов на российском рынке добровольного страхования и ОСАГО приходится на 20 крупнейших компаний. В России имеется всего 21 компания с долей на этом рынке более 1%. Именно они и являются "костяком" российского страхования, обеспечивающим его устойчивость. Даже массовый уход слабых компаний не способен повлиять на устойчивость рынка в силу малого числа их клиентов. На нижнюю треть российских страховщиков приходится только 0,01% числа договоров, заключенных в течение года.

Однако, массового банкротства малых и средних компаний ждать не следует. Подъем российской экономики после кризиса, ожидаемый в 2010 году, обеспечит работой малые и средние региональные и кэптивные компании. Так что число страховщиков, которые покинут рынок в 2010 году, по его оценкам, не превысит 100. Если, разумеется, условия работы страховщиков останутся прежними. Введение новых требований к уставному капиталу страховых компаний будет серьезным стимулом для закрытия бизнеса и ухода компаний с рынка.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: