Результаты сравнительной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты у детей подготовительной к школе группы №9 «Чебурашка»




Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над проектом, я опиралась на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту разделила условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;

-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см.выше). Инструментарием является непосредственная игра.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",

М.: Новая школа, 1994.

6. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.

7. Опыт работы по проектированию обучения дошкольников игре в шахматы г. Урая детского сада «Родничок».

Материалы сайтов:

https://chess555.narod.ru

https://www.maaam.ru

https://knu.znate.ru

https://www.zavuch.info

https://tmndetsady.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: