Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.
Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.
Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.
Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы.
|
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) трактуется, во-первых, как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта; во-вторых, как специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, независимо от того, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод), архитектурным (микрорайон) и т.д., т.е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования:
– социально-экономической эффективности;
– экологической оптимальности;
– социальной интегрированности;
– социально-организационной управляемости;
– общественной активности.
Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению[1].
|
Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — его социальная активность.
Объекты социального проектирования:
· человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
· разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
· разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).
Социальное проектирование – это всегда взгляд в будущее, как правило, ближайшее. Парадокс заключается в том, что человек в этом случае всегда как бы планирует и свое прошлое. Ведь создавая концепцию своего развития, определяя свои цели и задачи и соответственно свое будущее, человек планирует иметь в будущем то, чего ему не хватало вчера и что ему хочется иметь сегодня. Осознание того, чего нам сегодня не хватает, или того, что нам хотелось бы иметь в настоящем, это и есть наше концептуальное представление, которое было выработано и заложено в нашем сознании в некотором прошлом. Ведь осознание настоящего и того, что нам хотелось бы иметь в будущем, было заложено намного раньше, в пору нашего становления как личности, как общественного существа. И мы можем мечтать сколько угодно, но будем это делать всегда только в рамках нашего прошлого знания.
|
Проектирование различных объектов – это прежде всего проектирование определенных социальных отношений. Но, проектируя определенные социальные отношения, мы одновременно проектируем социальное бытие во всех его материальных и нематериальных формах. Будущего в его физическом смысле не существует; его невозможно предугадать и нельзя вычислить. Но есть типы социальных отношений, которые могут иметь место в будущем. Поэтому предметом социального проектирования является не будущее как таковое, а современные типы социальных отношений. В этом плане социология занимается изучением не будущего, даже вероятностного, а системы отношений людей по отношению к будущему. Поэтому если говорят, что прогнозирование – это «вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем», то речь идет не о состоянии, а о суждении или о системе отношений, что является предметом социологии и объектом социального проектирования.
Цель и задачи социального проектирования. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности – создание социальных проектов. Подобный проект предназначен для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей при наличии определенных ресурсов.
Социальный проект, по существу, представляет собой проект регулирования социальных отношений, так как только в результате социального взаимодействия реализуются интересы человека и образуется социальное бытие, т.е. реализуется задача, поставленная перед организацией. По мнению Л.Я. Аверьянова, имеются два вида регулирования социальных отношений. Первый включает в себя некие «нефиксированные законы», выработанные в результате длительного опыта и превратившиеся в нормы поведения, нравственные законы, обычаи и правила. Эта система социального регулирования, как правило, складывается и наиболее эффективно действует при непосредственном контакте, в межличностном общении в небольших социальных группах. Вот почему так сильны традиции, обычаи, нормы поведения в сельской местности, в небольших деревнях и в небольших городах.
Второй вид проявляется в крупных городах и на крупных предприятиях, где превалируют безличностные отношения и вступают в силу «фиксированные законы», т.е. инструкции, положения, предписания, приказы и распоряжения руководства и, наконец, юридические законы. Именно эти предписания регулируют поведение человека в той или иной ситуации, скажем прием и увольнение с работы, порядок рабочего дня, взаимоотношения с начальником и т.д. В конечном итоге они выступают как некоторые документы, которые регулируют социальные отношения на данном предприятии или в трудовом коллективе. По характеру этих документов сразу становится ясно, чьи интересы они защищают, на какую социальную группу работают, какой тип социальных отношений определяют и формируют, способны ли они решить поставленную перед коллективом задачу и какая именно задача сейчас стоит перед коллективом. Так, документы административно-хозяйственной системы четко отражают интересы администрации, формируют тип отношений подчинения. Такие документы и такой тип отношений не способны решить производственные задачи, но зато прекрасно решают проблемы той социальной группы, которая занимает командные посты.
Методы и этапы социального проектирования. В ходе социального проектирования обычно используются следующие методы:
– метод матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются несколько вариантов решений; просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях;
– метод вживания в роль, позволяющий получить более точное представление о том, что необходимо сделать в процессе проектирования;
– метод аналогии – опираясь на имеющиеся достижения в сфере социального развития, берут самое лучшее и создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей;
– метод ассоциации – как решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь к цели;
– метод мозгового штурма – т.е. мобилизация всего имеющегося интеллектуального потенциала.
Этапы социального проектирования многообразны – от формулирования проблемы до моделирования и создания проекта системы. В процессе социального проектирования собирается необходимая информация, составляется задание на проектирование, принимается решение.
Виды социальных проектов, реализуемых в УО:
• Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
• Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
• Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
• Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
• Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.