Развитие психологических особенностей начинающих спортсменов занимающихся Тайским боксом




Занятия спортоми развитие интеллекта

Занятия спортом оказывают влияние на формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы человека, его эстетических пред­ставлений и потребностей.

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится прежде всего к представлениям о кинематических, ди­намических и ритмических характеристиках движений, т.е. к представлениям о времени, пространстве, про­должительности движений, темпе, скорости, ритме, а также о поверхности и весе тел и о возможностях соб­ственного тела.

В теории это положение с наибольшей полнотой и научной убедительностью по­казал П. Ф. Лесгафт. Основываясь на идее единства физического и психического в человеке и рассматривая двигательную деятельность как фактор развития, он подчеркивал необходимость пользоваться та­кими физическими упражнениями и так организовывать тренировки, чтобы добиться наилучших результатов.

Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физи­ческими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекват­ной двигательной ориентации в изменяющейся ситуа­ции) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т. д.).

Установлена связь между двигательной и интеллек­туальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устой­чивую академическую успеваемость. Умственно отсталые дети плохо координированы и с большим трудом овладе­вают двигательными навыками.

Занятия спортом способству­ют улучшению умственной работоспособности. Это по­ложение подтверждается многими исследованиями. На­пример, В. М. Коврыгин и А. П. Гемба, изучив успевае­мость 1600 студентов, установили, что у спортсменов отличных и хороших оценок на 11,9% больше, чем у неспортсменов, а удовлетворительных и неудовлетворительных меньше соответственно на 7,5 и 4,4

Улучшение умственной работоспособности под влия­нием тренировок происходит в результате положительного влияния чередования ха­рактера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физиче­ских нагрузок, которые, будучи даже необычными, оказы­вают положительное влияние на протекание психиче­ских процессов (ограничение двигательной деятельности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспо­собности). Кроме того, положительное влияние на улуч­шение успеваемости учащихся, занимающихся спортом, оказывает четкое соблюдение режима дня.

Однако возможно и отрицательное влияние занятий физической культурой и спортом на интеллект. Сущест­вует немало фактов плохой академической успеваемо­сти школьников и студентов, занимающихся спортом. Это связано чаще всего с односторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частно­сти учебе) или с утомлением, наступающим вследствие тренировочных занятий со слишком большими нагруз­ками. Угнетающее влияние на интеллект спортсмена мо­гут оказать и условия длительных учебно-тренировочных сборов, исключающих привычный для данного спортс­мена физический или умственный труд.

 

Занятия спортоми развитие волевых черт характера

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше проявляемая сила, быстрота, выносливость и другие ка­чественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напря­жение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий и спортом на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий. Воля, как и мышца, развивается только в процессе и в результате деятельности, преодоления объективный и субъективных трудностей.

Трудности в спорте, способствующие развитию во­левых черт характера, состоят в необходимости овладевать сложной техникой спортивных упражнений, прояв­лять волевые усилия, преодолевать усталость, боль, со­хранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагопри­ятных условиях внешней среды и соблюдать установ­ленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований. Они-то и являются одним из основных средств разви­тия волевых качеств спортсмена.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальным средством формирования волевых черт характера является нагрузка. Упражнение следует рас­сматривать не только как метод, направленный на со­вершенствование в технике и тактике избранного вида спорта, обеспечение физической подготовленности, но также и на развитие воли.

Волевые качества, так же как и все другие психиче­ские и двигательные проявления человека, обладают специфичностью и генерализованностью. Специфичность волевых качеств состоит в том, что они проявляются в большей мере в том виде деятельности, в которой происходило их развитие. Прежде чем добиться высоких результатов и для того, чтобы добиться их, спортсмены много месяцев заставляли себя терпеть усталость, не бояться се, бороться с нею. В тайском боксе тренируют свою волю для борьбы с усталостью и для сохранения спокойствия, способности к мгновенной оценке сложившейся ситуации и к адек­ватным действиям.

Генерализованность воли состоит в том, что, разви­тая в занятиях спортом, она проявляется в других слу­чаях жизни: в труде, учебе и т. п.

Занятия спортом могут оказаться нейтральными в отношении формирования волевых черт характера. Это происходит в тех случаях, когда они носят исключи­тельно развлекательный характер и не решают задач, требующих высоких и систематических физических или умственных усилий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: