Функции гражданского права.




Под функциями понимаются целевое назначение гражданского права и наличие в его составе необходимых правовых средств, способных обеспечить достижение поставленных целей. Гражданское право выполняет три основные функции:

  • регулятивную,
  • кооперационно-координирующую и
  • охранительную.

Регулятивная функция выражается в регулировании существующих имущественных и неимущественных отношений. Гражданское право обеспечивает функционирование данных отношений, режим правомерности их регулирования, стабильность и максимальный учет интересов их участников. Оно действует по правилу: все разрешено, что не запрещено законом.

Кооперационно-координирующая функция проявляется в том, что гражданское право наряду с другими ветвями права активно участвует в регулировании комплексных общественных отношений. В результате на гражданские правоотношения наслаиваются налоговые, таможенные, трудовые и иные правоотношения. Возникают комплексные правовые образования со своей спецификой в каждой сфере экономической деятельности общества (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, на транспорте и т.д.). Базовые функции в них обычно выполняют нормы гражданского права.

Охранительная функция также имеет свою специфику. Она выражается прежде всего в обеспечении восстановления нарушенных или оспариваемых гражданских прав и мерах гражданско-правовой ответственности. Карательные функции российскому гражданскому праву несвойственны.

Система гражданского права. Под системой гражданского права понимается внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных групп (общностей) правовых норм (субветвей, институтов, субинститутов), основанных на единстве предмета и метода гражданского права.


2. Источники гражданского права

включают в себя:

Нормативные правовые акты

Международные договоры

Обычаи делового оборота

Различают законы:

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы

Законы субъектов Федерации

 

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

 

Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

 

Федеральные законы подразделяются на:

Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами

Акты исполнительных органов субъектов РФ

Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.

Нормы международного права и международные договоры РФ.

 

Таким образом, источник гражданского права — это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

 

Различают следующие источники гражданского права:

 

нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);

Конституция РФ;

гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

 

Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и иные акты, регулирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы интеллектуальной собственности, финансовой аренды.

Конституция РФ

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

 

Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), признаки правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44).

 

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

Гражданское законодательство

Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Она состоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения (ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, который регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453).

Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Она посвящена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств (ст. 454-1109).

Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и международного частного права (ст. 1186-1224).

Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности (ст. 1225-1551).

 

Значительное место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Как правило, это специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений, которые определены в п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 Г К РФ. Так, в соответствии с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» (ст. 107 ГК РФ), от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ) и ряд других.

Подзаконные нормативные акты

 

Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его компетенции, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом. В противном случае тот или иной указ утрачивает свою силу на основании заключения Конституционного Суда РФ.

 

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нормативный характер и издаются в форме постановлений.

 

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.

Обычаи делового оборота

Под обычаем понимается юридическая норма, подкрепленная давностью применения. В настоящее время обычаи чаще всего применяются во внешнеэкономических отношениях, в биржевой, банковской сферах деятельности, торговом мореплавании. Что же касается содержания обычая, то законодатель выделил только обычай делового оборота, применяемый исключительно в сфере предпринимательских отношений. Для признания его таковым он должен отвечать следующим требованиям:

 

правило поведения должно быть сложившимся;

оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный частный характер;

сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями;

оно не должно быть предусмотрено законом (и. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

 

Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311-312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ).

 

Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкновения, т. е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Они не являются источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы. Примером таких правовых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» главы 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка», п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

 

Правила морали и нравственности также не являются источниками гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. ГК РФ содержит охранительную норму, которая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169).

 

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается источником права. Однако следует согласиться с тем, что в современных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

 


3. Гражданское правоотношение: понятие, состав, виды. Основания
возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение - это юридическое отношение, существующее в форме юридической связи равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающейся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государст­венно-принудительных мер имущественного характера.

 

В диспозициях норм гражданского права закреплены абстрактно-возможные права и обязанности, адресованные неопределенным субъ­ектам, которым последние должны следовать при наступлении обстоя­тельств, указанных в гипотезах норм. Но если конкретному лицу в результате противоправ­ных действий другого субъекта наносится имущественный вред и он становится потерпевшим, то абстрактно-возможное право требования возмещения вреда превращается в право требования, принадлежащее лично ему, а для субъекта, причинившего вред (причинителя), абст­рактно-возможная обязанность возместить причиненный вред транс­формируется в его личную обязанность. Иначе говоря, права и обя­занности персонифицируются, становятся принадлежащими конкретным субъектам — потерпевшему и причинителю.

 

Потерпевший и причинитель вреда оказываются связанными друг с другом взаимно корреспондирующими субъективными права­ми и обязанностями. Возникшая между ними юридическая связь — это и есть правоотношение, содержанием которого являются субъективные права и обязанности. Следовательно, правоотношение является резуль­татом регулирования общественных отношений нормами права. Оно выступает в механизме гражданско-правового регулирования средст­вом преобразования предписаний норм права в субъективные права и обязанности конкретных лиц.

 

Из сказанного видно, что, оставаясь участниками фактического (экономического) имущественного отношения по возмещению вреда, потерпевший и причинитель становятся участниками иного — юриди­ческого отношения (связи) — правоотношения. В этом смысле право­отношение необходимо рассматривать как юридическую (идеологиче­скую) форму имущественного (или личного неимущественного) отно­шения, возникающую в результате правового регулирования данного отношения и существующую самостоятельно наряду с ним.

 

Виды гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:

1) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного субъектов:

абсолютные;

относительные;

2) по объекту:

имущественного характера;

неимущественного характера;

3) по способу удовлетворения интересов управомоченного лица:

вещные;

обязательственные.

 

Структура гражданского правоотношения

Правоотношение - сложная общественная связь, в которой может быть выделен ряд элементов.

Элементы правоотношения

субъекты - носитель права (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный);

объекты;

содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности);

юридические факты (некоторые ученые; на самом деле являются предпосылкой возникновения).

 

Субъектный состав правоотношения - совокупность лиц, участвую­щих в данном правоотношении. В правоотношении во всех случаях участвуют минимум два субъекта - управомоченный и обязанный.

 

Объектом правоотношения является предмет деятельности субъек­тов гражданского права, по поводу которого они вступают в право­отношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъ­ективные обязанности.

 

Содержание правоотношения составляют субъективные права и обя­занности его субъектов. Структура содержания правоотношения — это способ взаимосвязи субъективных прав и обязанностей, составляю­щих содержание правоотношения.

 

Содержание гражданского правоотношения составляют:

 

субъективные права его участников;

субъективные обязанности его участников.

 

Основания возникновения, изменения и прекращения правоот­ношения называются юридическими фактами.

 

Юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связыва­ют возникновение, изменение или прекращение правоотношения (в приведенном примере юридическим фактом выступает неправо­мерное причинение вреда). Без нормы права не может быть юридического факта, а без юридического факта не может возник­нуть, измениться или прекратиться правоотношение.


4. Понятие и принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, злоупотребление правом. Форма и способы защиты гражданских прав.


5. Физические лица (граждане) как субъекты гражданского права. Правосубъектность физических лиц.

Субъекты гражданского права - это участники регулируемых гражданским правом отношений (лица - физические и юридические), наделенные гражданской правосубъектностью.

Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.

 

Каждый человек участвует в гражданских правоотношениях под определенным именем и лишь в сравнительно редких случаях (например, в авторских отношениях) - под псевдонимом (вымышленным именем) или анонимно (без имени). Имя является одним из средств индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений. Имя гражданина - это категория гражданского законодательства. Гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности под своим именем. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается (п. 4 ст. 19 ГК). Право на имя - важнейшее неимущественное право гражданина (физического лица), личности. Сведения об имени (фамилия, имя, отчество), полученном гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

 

Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, для которой характерно наличие у них взаимных прав, обязанностей и ответственности. Отношения, связанные с гражданством, регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Названный Закон определяет основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ, регламентирует гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей, гражданство недееспособных лиц. Таким образом, Закон о гражданстве определяет, кто из лиц, находящихся на территории РФ, состоит в правовой связи с Российской Федерацией и пользуется ее защитой, в том числе определяет лиц, на которых распространяются нормы ГК и других правовых актов, когда они адресованы гражданам.

 

Возраст. Закон определяет возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, а также частичная дееспособность несовершеннолетних граждан (ст. 21, 26, 28 ГК). Возраст имеет определяющее значение при решении таких вопросов, как объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация), при определении круга наследников, а также лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного здоровью, и во многих других случаях. Основным документом, подтверждающим возраст, является свидетельство о рождении гражданина, выданное на основании записи в книге регистрации рождений государственного органа записи актов гражданского состояния. Дата рождения указывается также в паспорте гражданина.

 

Семейное положение. Правовой статус гражданина как участника гражданских правоотношений нередко зависит от его семейного положения. Так, законодательство важное значение придает состоянию лица в браке, его родственным связям. Согласно п. 2 ст. 672 ГК проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. Законом определены и жилищные права членов семьи собственника жилого помещения (ст. 292 ГК). Большое значение семейным связям придает и наследственное право. Так, согласно ст. 1142 ГК наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя. Следовательно, правовое положение наследника лицо может приобрести лишь при наличии указанных семейно-правовых отношений с умершим.

 

Иногда для гражданско-правового положения человека определенное значение имеет пол. Так, при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, к числу нетрудоспособных, имеющих право на возмещение, относятся женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет (п. 2 ст. 1088 ГК). Аналогично решается вопрос об отнесении к числу наследников нетрудоспособных лиц - женщин и мужчин.

 

К числу признаков, индивидуализирующих гражданина (физическое лицо) как участника гражданско-правовых отношений, относится также состояние его здоровья. В первую очередь закон учитывает психическое здоровье. Согласно п. 1 ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В этом случае гражданско-правовой статус такого гражданина существенно меняется: он не может лично совершать юридические действия и индивидуализируется как субъект гражданского права именно по этому признаку. Для индивидуализации гражданина как субъекта гражданского права важное значение в некоторых случаях имеет такое состояние здоровья, которое выражается в снижении или утрате им трудоспособности.

 

Правоспособность граждан (физических лиц) Правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона, т.е. представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность. Если правоспособность представляет собой субъективное право, то необходимо раскрыть его особенности и отграничить от других субъективных прав. От других субъективных прав правоспособность отличается в первую очередь специфическим, самостоятельным содержанием, которое заключается в способности (юридической возможности) иметь гражданские права и обязанности, предусмотренные законом. Правоспособность призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности, используя которые, он может удовлетворять свои потребности, реализовать интересы. Правоспособность находится в тесной связи с личностью ее носителя, поскольку закон не допускает ее отчуждение или передачу другому лицу: согласно п. 3 ст. 22 ГК сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Итак, гражданская правоспособность - принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности. Содержание правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Другими словами, содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь. Примерный перечень имущественных и личных неимущественных прав, которыми могут обладать российские граждане, дается в ст. 18 ГК, где предусматривается, что гражданин может: - иметь имущество на праве собственности; - наследовать и завещать имущество; - заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; - создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; - совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; - избирать место жительства; - иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; - иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Как видно, закон, определяя содержание правоспособности граждан, говорит только о правах, но прямо не упоминает об обязанностях. Между тем, в п. 1 ст. 17 ГК указывается и на способность граждан "нести обязанности". В данном случае законодатель уделяет внимание главному в содержании правоспособности - правам. Но косвенное указание на обязанности в законе присутствует. Например, говорится о праве граждан "участвовать в обязательствах". Обязательство трактуется законом как правовое отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК). Вместе с тем неправильно было бы утверждать, что по содержанию правоспособность граждан беспредельна. Для нее, как и для любого субъективного права, характерны некоторые пределы. Эти пределы отражены в положении о том, что гражданин может заниматься любой "не запрещенной законом деятельностью" и что обладание некоторыми правами может быть прямо запрещено. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения. Они, как и российские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, не запрещенные действующим гражданским законодательством и не противоречащие его общим началам.


6. Обеспечение правосубъектности физических лиц в гражданском праве.

Институты обеспечения правосубъектности граждан. Опека и попечительство. Признание гражданина отсутствующим. Объявление гражданина умершим. Акты гражданского состояния и их регистрация.

 

1. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае, по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Лицо приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Правосубъектность гражданина - это по существу базовый элемент экономической сферы общества. Вместе с тем каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, заботясь о стабильности правоотношений, о равных для всех участников возможностях участвовать в юридической жизни, о непрерывности имущественных связей, об интересах контрагентов и третьих лиц, обеспечивает различными способами надлежащий и необходимый "уровень" правосубъектности граждан.

 

Так, ГК РФ, другими законами и нормативными актами предусмотрены следующие особые институты по обеспечению правосубъектности граждан:

 

а) опека и попечительство;

б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим;

в) регистрация актов гражданского состояния.

 

2. Опека и попечительство "восполняют" недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное участие последних в гражданских правоотношениях.

 

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

 

Необходимо строго различать две категории: а) опека и б) попечительство.

 

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки.

 

Попечительство, которое устанавливается в отношении несовершеннолетних (14-18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

 

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

В ГК РФ (а также в Семейном кодексе, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве", других законах и подзаконных актах) подробно урегулированы административные и технико-юридические вопросы опеки и попечительства.

 

Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует положения гражданского права:

 

об органах опеки и попечительства (ст. 34);

о правах и обязанностях опекунов и попечителей (ст. 35);

об исполнении опекунами своих обязанностей (ст. 36);

о распоряжении имуществом подопечного (ст. 37);

о доверительном управлении имуществом подопечного (ст. 38);

об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей (ст. 39).

 

При этом в ГК РФ предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.

 

В ГК РФ и Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.

 

 

3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать определенность в регулируемых им отношениях, их участниках (И.А. Покровский).

 

Такими институтами являются: а) признание гражданина отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.

 

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

 

Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, - в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.

 

Юридические последствия объявления гражданина умершим одинаковы с юридическими последствиями его смерти.

 

В случае явки гражданина, объявленного умершим, он вправе требовать от других лиц возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), если оно перешло к этим лицам безвозмездно. По возмездным сделкам имущество подлежит возврату, если доказано, что, приобретая имущество, приобретатели знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

 

4. Для обеспечения определенности и устойчивости гражданских правоотношений ГК РФ (ст. 47) предусматривает государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:

 

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть гражданина.

 

Регистрация этих актов производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании указанных записей.

 

Административные, технико-юридические вопросы об исправлении и изменении записей, об их аннулировании и восстановлении и некоторые другие вопросы предусмотрены в п. 3, 4 ст. 47 ГК РФ и в Федеральном законе "Об актах гражданского состояния".


7. Юридические лица как субъекты гражданского права. Общая характеристика.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

 

ГК РФ Статья 49. Правоспособность юридического лица

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

""Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных "законом", могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

""В случаях, предусмотренных "законом", юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

""2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

""3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

""Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

""4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими "законами" и иными правовыми актами.

""5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных "законов", полож



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: