Кафедра финансов, учета и аудита




Институт экономики и менеджмента

 

Конспект лекций по дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит »

Направление подготовки 38.06.01

Квалификация выпускника

Исследователь, преподаватель- исследователь

 

Новокузнецк 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Финансы как экономическая категория............................................. 3

Тема 2 Финансовая политика государства…………………………………….7

Тема 3 Современные теории финансов и их взаимосвязь с финансовой

политикой...................................................................................................... 11

Тема 4 Финансовая система РФ. Звенья финансовой системы.................... 17

Тема 5 Территориальные финансы.............................................................. 23

Тема 6 Бюджетное устройство РФ и бюджетный процесс.......................... 27

Тема 7 Федеральный бюджет РФ................................................................. 33

Тема 8 Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности....................................... 37

Тема 9 Теории денег и их эволюция……………………………………… 60

Тема 10 Деньги, их сущность и функции. Виды денег............................. 64

Тема 11 Денежные системы........................................................................... 71

Тема 12 Денежное обращение и закон денежного обращения…………….74

Тема 13 Эволюция кредитных отношений и современные тенденции

развития........................................................................................................ 78

Тема 14 Кредит, его сущность и функции.................................................... 82

Тема 15 Кредитная система.......................................................................... 92

Тема 16 Центральный банк. Цели деятельности и функции....................... 99

Тема 17 Финансовые рынки………………………………………………….103

Тема 18 Валютная система. Виды мировых валютных систем……………116

Тема 19 Валютный курс и валютная котировка…………………………….126

Тема 16 Рынок ценных бумаг (РЦБ).......................................................... 132

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»................................................................. 139

Глоссарий.................................................................................................... 140

Список рекомендуемой литературы........................................................... 148


ТЕМА № 1

«ФИНАНСЫКАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

Вопросы:

1. Сущность финансов

2. Функции финансов

1. Сущность финансов

Термин финансы появился в XIII-XV веке в Италии, а затем распространился по всему миру. В переводе с латинского «финансы» – это «денежный платеж, денежная сделка».

Предпосылки появления термина «финансы»:

1) Разделение общественного труда и деление общества на социальные группы (появление частной собственности).

2) Развитие товарно-денежных отношений.

3) Развитие и усложнение сферы деятельности государств.

4) Появление самостоятельных независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для осуществления производства необходимые денежные фонды.

Сущность финансов, закономерности их развития и их роль определяются функциями государства, экономическим строем общества и другими факторами.

Как экономическая категория, финансы – это совокупность экономических денежных отношений, организованные государством, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов для реализации экономических и политических задач государства.

Источники финансовых ресурсов:

1. На макроуровне:

- собственные финансовые ресурсы: национальный доход и часть национального богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, средства от продажи объектов государственной собственности и денежно-вещевых лотерей;

- заемные финансовые ресурсы: займы, кредиты различных финансово-кредитных институтов, правительств иностранных государств, населения.

2. На микроуровне:

- собственные финансовые ресурсы: прибыль, амортизационный фонд, уставной капитал, резервный фонд;

- заемные финансовые ресурсы: кредиты и займы.

Следует различать понятия «финансы» и «деньги» (таблица 1).

Таблица 1

Отличия понятий «финансы» и «деньги».

  Финансы Деньги
Понятие Это экономический инструмент, с помощью которого осуществляется распределение и перераспределение ВВП и НД Это особый уникальный товар, всеобщий эквивалент, с помощью которого осуществляется соизмерение затрат труда, ассоциированных товаров производителей.
Функции - Распределительная. - Контрольная. - Мера стоимости. - Средства платежа. - Средства обмена. - Накопления и сбережения. - «Мировые деньги».

Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, которыми государство распоряжается самостоятельно для выполнения своих финансовых обязательств, задачи развития и стимулирования труда. Главной задачей финансов является не только формирование финансовых ресурсов, необходимых для их функционирования, но и контроль за их рациональным и бережным расходованием.

2. Функции финансов

Наиболее полно сущность финансов раскрывается в их функциях. По мнению большинства экономистов их две:

 

1. Распределительная функция.

С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального дохода. Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере и в сфере обращения. С помощью распределительной функции осуществляется распределение и перераспределение стоимости уже на макроуровне.

Она охватывает 3 последовательные ступени:

1) Формирование фондов денежных средств.

2) Распределение денежных фондов с помощью финансовых инструментов.

3) Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное воспроизводство, а на макроуровне создать условия для развития экономики страны.

С помощью распределительной функции организуются первичные или основные доходы, которые можно представить двумя группами:

- доходы предприятий и организаций производственной сферы;

- доходы работников предприятий производственной сферы.

Однако первичное распределение национального дохода еще не создает условий для реализации всех функций государства и поэтому осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

В процессе перераспределения осуществляется финансирование непроизводственной сферы, выравнивание социально-экономического развития территорий, финансирование отраслей экономики, поддержки малого бизнеса и различные социальные выплаты. Это осуществляется путем дотаций, трансферта, субсидий, субвенций из централизованных фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов).

2. Контрольная функция.

Основной контрольной функцией является стоимостной учет и контроль за производством и распределением общественного продукта. С помощью контрольной функции обеспечивается сбалансирование между материальными и финансовыми ресурсами, между структурой средств производства.

Объектом и одновременно предметом контрольной функции является совокупность финансовых показателей.

На уровне предприятия это:

- себестоимость;

- доходы;

- расходы;

- финансовая устойчивость;

- прибыль.

На уровне государства это:

- объем ВВП;

- доходы и расходы бюджета;

- доходы населения.

Контрольная функция обеспечивает полное поступление средств в денежные фонды, и кроме того своей задачей она ставит контроль за соблюдением финансового законодательства.

Обе функции тесно связаны между собой и именно реализация этих функций позволяет полно раскрыть сущность финансов.


ТЕМА № 2

«ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»

Вопросы:

1. Сущность финансовой политики государства

2. Цели, задачи, элементы финансовой политики

1. Сущность и функции финансовой политики государства

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

2. Создание адекватного финансового механизма;

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся:

- формы финансовых ресурсов;

- методы формирования финансовых ресурсов;

- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства и организаций;

- регулирование бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и то же финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

2. Цели и задачи финансовой политики

Цели финансовой политики определяют ее основные задачи:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

3. Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Целями финансовой политики могут являться:

- политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики;

- экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;

- социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

На рисунке 1 представлены основные составляющие финансовой политики государства.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Элементы финансовой политики.

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на следующих уровнях:

- мировой;

- региональный;

- национальный;

- на уровне отдельных регионов внутри страны;

- на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта);

- на уровне отдельного предпринимателя;

- на уровне отдельного домохозяйства;

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.


ТЕМА № 3

«Современные теории финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой»

Вопросы:

1. Генезис финансовой науки

2. Классическая школа

3. Кейнсианская модель

4. Теория А.Лернера

5. Теория Элвина Хансена

6. Взаимосвязь современных теорий финансов с финансовой политикой

 

1. Генезис финансовой науки

Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят к XV-XVI вв. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когда ранее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки.

Но при всем огромном разнообразии стилей, принципов, методологической базы, масштабов и уровней анализа у столь именитых авторов, необходимо обобщить основные направления их исследований, существенно отличающиеся от подходов к современным экономическим теориям. Дело в том, что на протяжении нескольких веков все темы, связанные с описанием отдельных сторон, выяснением сущности единичных категорий и анализом деятельности государственного денежного хозяйства в целом представляли собой относительно самостоятельную сферу изучения, существовавшую в жестком каркасе основных идей «классической» школы политэкономии.

Ученые - экономисты и финансисты - сначала долго спорили и откристализовывали само понятие сущности государственных финансов и их общественное назначение (функции), затем была длительная дискуссия о содержании. Отдельно строились теории государственных доходов (в которых особым вниманием всегда пользовались важнейшая их сфера - налогообложение), государственных расходов, бюджета и государственного кредита, финансового контроля. Причем, со временем, внимание ко всем этим вопросам возрастало.

Столь многоплановое и кропотливое изучение всех деталей финансовой практики лучшими представителями экономической мысли на протяжении нескольких веков позволило создать достаточно стройную, убедительную науку - «теорию финансов», в которой к концу первой трети XX века было уже мало белых пятен, так как внесена ясность по всем основным ее направлениям. Правда, элементы дискуссионных положений имеют место до сих пор.

 

2.Классическая школа

В хронологических рамках экономической истории (XVII — первая треть XX вв.) «классическая школа» охватила весь период возникновения и формирования микроэкономики и была ориентирована исключительно на модель «свободного» рынка, выросшего из взаимодействия единичных потребителей и единичных производителей. Таким образом, вся экономика страны представлялась не более чем «совокупностью микрорынков», а объяснение механизмов движения и развития микроэкономики автоматически переносилось на экономику в целом и становилось теоретическим объяснением механизмов макроэкономического движения. Общую мировоззренческую сущность «классики», как известно, составляли три основные идеи:

· требование невмешательства государства в экономику;

· свободная конкуренция;

· уверенность в надежности рыночного механизма установления равновесия между объемами платежеспособного спроса и товарного предложения, обеспечивающего экономическую эффективность.

Логика подобной системы взглядов на законы движения в мире материального производства предполагала, что отклонения от требуемого равновесия возможны только временные, а длительное завышение уровня цен или сокращение объема производства невозможны, т.к. ценовой механизм, обеспеченный условиями совершенной конкуренции, в конце концов, все отрегулирует. Но «Великая депрессия» потому и имела место, что реальные процессы совсем перестали укладываться в концепцию «автоматической» самонастройки и это относилось, прежде всего, к инфляции и безработице. Быстро растущая монополизация большинства рыночных структур уничтожила условия совершенной конкуренции, а вместе с ними и ценовое саморегулирование. Объем совокупного спроса, который мог быть создан силами рынка (частное потребление плюс частное расходование капитала), был уже недостаточен, чтобы сохранить полную занятость. Брешь, которую необходимо было заполнить для стабилизации хотя бы относительного макроравновесия, намного превосходила ту норму частного инвестирования, которую тогда можно было поддерживать. Массовая безработица усилила роль социальных факторов, также деформирующих законы стихийного действия рыночных регуляторов. В отличие от предыдущих циклических кризисов перепроизводства, «Великая депрессия 30-х» обозначила кризис всей существующей системы мотивов, целей, методов экономического управления, а также обеспечивающих их экономических теорий. Государственная политика в отношении цикла не была готова к новой постановке проблемы поиска методов, для достижения равновесия. В этих условиях в обществе всегда появляется острая необходимость в совершенно новых экономических концепциях, экономических моделях, позволяющих создать новые условия для продолжения существования рыночной системы и объяснить законы последующего развития на другой теоретической высоте.

С 40-х годов начинается следующий этап качественных изменений в системе координат всех экономических наук, который, естественно, не мог обойти стороной и «теорию финансов». Принципиально иной уровень общего философского и экономического мировоззрения с существенной корректировкой прежней системы ценностей позволили сконцентрировать внимание ученых на проблеме практического использования крупнейших денежных фондов национальной экономики, а многие вопросы богатейшего теоретического наследия прошедших веков перенести в учебники

 

3 Кейнсианская модель

Первой и основополагающей экономической теорией «нового поколения», которая открыла дверь всем последующим модификациям экономической мысли Запада, была «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнса, опубликованная в 1936 г.

Новая концепция государственных финансов, получила свое, развитие в послевоенном «неокейнсианстве». Таким образом, хронологические рамки вышеупомянутого «второго этапа» можно установить между 40-ми и серединой 70-х годов.

В период создания кейнсианской теории налицо были две основные проблемы - невиданные ранее масштабы безработицы, катастрофическое падение платежеспособного спроса (как потребительского, так и производственного), - и лишь две фазы циклического развития (кризис и депрессия). Поэтому Дж. Кейнса не могла тогда интересовать политика долгосрочного развития и созданная им модель была статической, а все рассматриваемые в ней экономические процессы «действовали» лишь в рамках краткосрочного периода. Основные параметры (инвестиции, сбережения) не менялись во времени. В ответ на последующую критику этого обстоятельства он сам иронично замечал: «Наша жизнь тоже краткосрочна». Учитывая кризисность ситуации 30-х годов Дж. Кейнс сосредоточил все внимание на механизме формирования эффективного спроса в ближайшем будущем. И в решении этой задачи не могла остаться прежней ни фискальная, ни вся финансово-бюджетная политика в целом. В 20-е годы обычно считалось, что последняя подлежит весьма жестким ограничениям.

В своей экономической концепции Дж. Кейнс радикально изменяет систему взглядов как на само понятие «макроэкономическое равновесие», так и на механизм его достижения. Он выступает против классических постулатов о том, что предложение товаров всегда само по себе создает спрос, что равновесие спроса и предложения постоянно обеспечивается движением цен, что равенство объема инвестирования и объема сбережений устанавливается автоматически через колебания нормы процента. Кроме того, он решительно отверг объяснение безработицы элементами государственного вмешательства и деятельностью профсоюзов, препятствующих снижению уровня заработной платы.

Дж. Кейнс обнаружил и доказал, казалось бы, достаточно понятное явление, а именно - несовпадение так называемого «равновесного рыночного состояния» и состояния «полного использования» наличных производственных ресурсов. Хотя, по его мнению, только оно может обеспечить истинную пропорциональность развития экономической модели и достижение «золотого четырехугольника»: полная занятость, предотвращение инфляции, обеспечение платежного баланса и устойчивость роста национального дохода. В свою очередь, саморегулируемая рыночная экономика у «классиков» как раз и заключалась в стремлении достичь только рыночного равновесия. Исповедуя эту религию, в определенный момент классическая макроэкономика остановилась в состоянии неполного, неэффективного производства, не имея стимула двигаться к полному валовому национальному продукту (ВНП), неся огромные материальные потери и порождая сильное социальное напряжение. Формирование «эффективного спроса» в краткосрочном плане, столь необходимого для приостановления экономической и социальной катастрофы, никак не могло обойтись без роста государственных расходов и изменения отношения к политике налогов и бюджетных дефицитов.

В кейнсианской модели рассматривались различные варианты «создания» бюджетных дефицитов - как за счет увеличения расходов без увеличения налогов, так и за счет снижения налогов при неизменных расходах. И доказывалось что, в частности, в период депрессии создание некоторого бюджетного дефицита есть мощное средство стимулирования экономической деятельности, особенно, когда он создается путем увеличения правительственных расходов. Дж. Кейнс считал, что если воздействие инвестиционного мультипликатора, все-таки недостаточно для достижения необходимой величины валового совокупного спроса, то эту инвестиционную недостаточность должно компенсировать государство, как через государственные трансфертные инвестиции, так и вообще «через политику бюджетной экспансии». Эти основные положения кейнсианской «финансовой теории» легли в основу политики в отношении цикла в «ведущих демократических странах». Декларации таких стран, как Великобритания, Канада, Австралия, Швеция, США показали новую тенденцию политического мышления относительно цикла. Правительства объявили, что берут на себя ответственность за сохранение «высокого и стабильного уровня занятости» и первым шагом такой политики «должно быть недопущение того, чтобы упала совокупная сумма расходов», производимых в обществе. Но все осознавали, что столь энергичные действия для приостановки краха неизбежно требуют финансирования увеличивающихся непроизводительных затрат только за счет активного роста бюджетных дефицитов и всегда «сопровождающих» их государственных долгов. Но в тот период правительства рассматривали проблему послевоенных долгов как вполне поддающуюся регулированию.

4.Теория А.Лернера

Из ближайших последователей Дж. Кейнса, разделяющих его взгляды на возможности использования финансовой системы, заслуживает внимания теория американского экономиста А. Лернера, выпустившего в 1972 году труд «Экономика занятости». В центре всей системы его теоретико-прагматических принципов стоит положение о развитии «функциональных финансов». Оно, детализируя разработки Дж. Кейнса, также отражает требование формирования активной бюджетно - фискальной системы, направленной на поддержание определенного уровня государственных расходов, которые должны по мере необходимости обеспечивать нормальный рост личного потребления и инвестиций, когда эти расходы в целом недостаточны, и, на оборот, - создавать ограничительные барьеры в случае их «чрезмерности». Он считает, что самой существенной проблемой «нашего современного общества» является вопрос о том, как избежать депрессии и инфляции «с помощью регулирования нормы расходов», и приступает к поискам «механизма нормального регулирования». Именно такой механизм Лернер связывает с использованием «функциональных финансов» и сразу пытается ввести эту концепцию в определенные социальные рамки.

 

5.Теория Элвина Хансена

Когда говорят о неокейнсианстве, стремясь подчеркнуть то новое, что дали его представители по сравнению с наследием самого Дж. Кейнса, то к указанным новациям, прежде всего, относят теории экономического роста и циклического развития. По мере ликвидации послевоенных и кризисных последствий, уже в 50-е годы проблема экономической динамики выдвигается на первый план, и западные экономисты сосредоточивают внимание не только на кризисах и депрессиях, но и на цикле в целом, включая оживление и подъем. Они доказывают, что бурные инфляционные бумы - явление для экономики не более желательное, чем затяжные спады, поэтому цикл нуждается в регулировании на всех стадиях своего протекания (ряд серьезных идей в этом направлении разработан Р. Харродом, Е. Домаром, Н. Каддором, П. Самуэльсоном, Дж. Хиксом). Но наибольшую известность в качестве главного неокейнсианского теоретика цикла приобрел американский экономист Элвин Хансен. В своем труде «Экономические циклы и национальный доход» (США, 1951) он высказывает и доказывает «новейшие предложения в области фискальной и кредитно-денежной политики», в которых идет речь о «трех типах программ компенсирования, предназначенных поддерживать устойчивость». В основе этих программ лежит следующее:

· встроенный механизм гибкости;

· автоматически действующие компенсирующие контрмеры;

· управляемые программы компенсирования.

Встроенные механизмы гибкости представляют собой автоматическую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна способствовать переходу от уровня депрессии к подлинному восстановлению. Система автоматически реагирует на изменение экономического положения. Она не требует сознательного управления. Одним из элементов такой программы является прогрессивная шкала подоходного налога. При фиксированной системе ставок поступления от налога будут быстро возрастать с ростом дохода и резко падать с уменьшением дохода. Следовательно, бум имеет тенденцию создавать бюджетные излишки, а депрессия - бюджетный дефицит, то есть происходит то, что и требуется.

Система «встроенных стабилизаторов» может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум; но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов - с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.

 

6. Взаимосвязь современных теорий финансов с финансовой политикой

 

Последние десятилетия значительные исследования государственных финансов и их воздействия на экономику проводят Международный валютный фонд и Всемирный банк. Располагая значительным эмпирическим материалом, характеризующим состояние экономики, финансов, денежных систем стран – членов этих организаций, высококвалифицированным персоналом и солидной финансовой базой. МВФ и ВБ проводят глубокое изучение экономических процессов и явлений.

Теоретические исследования, проводимые этими организациями, имеют прикладное значение. Так, в частности, теория, получившая название «германского циклического эффекта бюджета», выражается в конкретных показателях, позволяющих точно замерить уровень эффекта. Сущность этой теории заключается в следующем. Определяется нейтральный бюджет, который позволяет оценить влияние циклически нейтральной экономики на бюджет. Для этого выбирается базовый год, в котором состояние бюджета соответствовало удовлетворительному уровню экономической динамики. Отношения государственных расходов к потенциалу объема производства и доходов к фактическим объемам производства рассчитывается для этого базового года.

В развивающейся отечественной теории финансов могут быть использованы прошедшие проверку временем теоретические построения западных ученых-экономистов, методы количественного анализа «общественных» и «частных» товаров при определении критериев и уровней распределения и перераспределения части стоимости ВВП и Национального дохода между отраслями, территориями и группами населения.

В соответствии с главенствующей в тот или иной исторический период теорией финансов выстраивается концепция государственной финансовой политики: это либо ее классический вариант, направленный на невмешательство в экономику; либо регулирующая финансовая политика и инструментами регулирования являются государственные расходы, денежное обращение, валютный курс; либо это планово-директивная финансовая политика, проводимая в странах с доминирующей государственной собственностью.

 

 

ТЕМА № 4

«ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ»

Вопросы:

1. Финансовая система РФ

2. Звенья финансовой системы и их характеристика

1. Финансовая система РФ

Поскольку финансовые отношения характеризуются большим разнообразием, то эти отношения принято представлять в виде финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев, каждый из которых характеризуется присущими ему функциями и ролями. Финансовая система представляет встроенный элемент экономической системы, обслуживающий сферу экономики (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Финансовая система РФ.

Следует отметить особенности формирования и использования фондов денежных средств, входящих в различные сферы финансовой системы и их различную роль в общественном производстве.

2. Звенья финансовой системы и их характеристика

Каждое звено финансовой системы имеет свои задачи и свои функции в распределении национального дохода. Значительную роль в финансовой системе играет сфера: государственные и муниципальные финансы. Ее центральным звеном является бюджетная система. В целом через бюджетную систему перераспределяются более 60% национального дохода, а порядка 50% % перераспределяется через федеральный бюджет.

Бюджетная система играет огромную роль в социально-экономическом развитии страны.

Государственные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово кредитным институтом. Через это звено также перераспределяются значительные финансовые ресурсы. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования социальных услуг, предоставляемых населению. Они менее подконтрольны правительству РФ.

С начала перестройки было сформировано4 внебюджетных фонда:

- Пенсионный фонд (ПФ);

- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

- Фон социального страхования (ФСС);

- Фонд занятости (ФЗ).

В настоящее время функционирует только первые три фонда (ПФ, ФОМС, ФСС). Эти фонды объединены в единое звено, так как у них единая методика формирования. Они формируются за счет отчислений в определенном размере (в процентах) от начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) и перечислений из бюджетов муниципальных образований.

Пенсионный фонд предназначен для выплаты пенсий людям, достигшим пенсионного возраста (Ж-55 лет; М-60 лет).

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования медицинских услуг, предоставляемых лечебно-профилактических услуг населению по утвержденному перечню.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования оплаты листков по нетрудоспособности, осуществлять выплаты в виде пособий женщинам по беременности и родам, оплату санаторно-курортного лечения в полном объеме или частично.

Формирование внебюджетных фондов связано с необходимостью иметь независимые от бюджета источники средств.

В звене «г осударственный кредит» сконцентрированы и сосредоточены отношения по привлечению и выдаче кредитных ресурсов. Это звено представляет особую форму кредитно-денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Государство может выступать в роли кредитора, гаранта и заемщика.

Средства государственного кредитамогут использоваться:

- для финансирования дефицита федерального бюджета;

- для выдачи кредитов субъектам РФ, муниципальным образованиям, иностранным заемщикам.

Дополнительные финансовые ресурсы в этот фонд привлекаются путем продажи на финансовом государственном рынке ценных бумаг (облигаций, государственных казначейских обязательств и других). Кроме того, это также внешние займы, которые правительство РФ занимает у других финансово-кредитных институтов.

В настоящее время долговая ситуация значительно отличается от ситуации 90-х годов XX века. Так, если в 1998 году величина государственного долга составляла 146% от ВВП, то в настоящее время он составляет менее 20%. За счет профицита бюджета в периоды 2000-2008 годов были погашены основные внешние долги.

Структура государственного долга в своей тенденции имеет снижение внешнего долга и увеличение внутреннего, так как основная часть заимствований для инвестиций в экономику и покрытия дефицита государственного бюджета осуществляется за счет внутреннего долга. Внутренний государственный долг за последние годы:

2011год – 5479 млрд. руб.

2012 год – 4473 млрд. руб.

20013 год - 3986 млрд. руб.

2014 год – 3540 млрд. руб.

2015 год - 5479 млрд. руб.

На 01.01.2016 года государственный внешний долг составляет 599.5миллиардов рублей, внутренний долг 7,4 триллиона рублей и возрастет к концу 2017 года до 8,7 трлн. рублей.

Состояние финансовой системы РФ напрямую зависит от финансового состояния экономических (хозяйствующих) су



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: