Философия эпохи Возрождения. Эпоха готики подготовила почву для новой европейской культуры




Эпоха готики подготовила почву для новой европейской культуры, одной из самых неоднозначных и противоречивых эпох в истории человечества. Этот период получил название Возрождение или Эпоха гуманизма (от лат. «humanus» - «человечный»), провозгласившая человека и его блага высшей ценностью.

Это было время развития искусств и науки; новых географических открытий и научных исследований; изобретения книгопечатания и открытия гелиоцентрической системы; изучения анатомии и разработки новых приемов живописи.

Значительные перемены в европейском мировоззрении XIV века были не случайны. Это было связано с изменением экономической и социально-политической жизни средневекового общества: ростом городов и освобождением их от феодальной зависимости, расширением торговли и товарно-денежных отношений, развитием цеховой организации ремесленного производства и личной инициативы. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.

Впервые термин «возрождение» употребил в 1550 г. итальянский художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари, указав на новый художественный стиль, как на преемственность античной культуре. Только зазвучали греко-римские традиций и идеалы в новом прочтении, через призму христианства. В гуманистическом мировоззрении Ренессанса Ч еловек как совершенное творение Бога становится высшей ценностью, центром космического бытия. Человек-творец подобен Богу-творцу. Это творческая, энергичная, волевая, сильная, раскрепощенная личность, пришедшая совершать великие дела и подвиги; это светский человек, умеющий радоваться жизни и ощущающий многообразие собственных безграничных возможностей. Человек эпохи Возрождения сам выбирает свою судьбу и верует в свои возможности, волю, разум. Интерес к человеку и личностным ценностям привел к идеализации и мифологическому возвышению человека, его индивидуальности и свободомыслию, к философии светского индивидуализма.

Таким образом, в эпоху Ренессанса, обращаясь к человеку как к высшему началу бытия, теоцентризм культуры Средневековья постепенно сменяется антропоцентризмом культуры Нового времени.

Важнейшей переменой этого периода стало изменение взгляда человека не только на самого себя, но и на мир вокруг него. Возрождение высоко подняло представление о возможностях человеческого разума, его способности познавать мир. Творчество деятелей Возрождения проникнуто гуманистической этикой, верой в безграничныевозможностичеловека, его воли и разума, отрицанием христианского аскетизма. Идеалом стремлений становится гармоничная, раскрепощенная творческая личность, человек как высшее начало бытия. Красота и гармония действительности, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, важность полноты жизненных ощущений, ограниченных лишь чувством самосохранения – всё это принципиальные мировоззренческие черты этой эпохи. Наука эпохи Возрождения представлена блестящей плеядой ученых и философов.

Именно в этот период появляются одаренные, разносторонне развитые, универсальные личности, которые становятся идеалом нового времени: Леонардо да Винчи – живописец, математик, механик, инженер; Альбрехт Дюрер – архитектор, живописец, гравер, скульптор; Никколо Макиавелли – государственный деятель, историк, поэт, военный теоретик; Микеланджело Буонарроти - скульптор, живописец, архитектор и поэт; Николай Коперник - астроном, математик, экономист, каноник и многие другие.

Вместе с тем чрезмерное воспевание радостей земной жизни, красоты человеческого тела, культа наслаждения и материальной пользы привело к снижению морально-нравственной планки и послужило почвой к дальнейшему духовному падению человечества.

Характерные черты ренессансной культуры:

§ Ведущими искусствами эпохи Возрождения становятся живопись и скульптура. Жанр портрет идеально подходил для воплощения идей о гармоничном человеке. Художники последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света (линейная перспектива), изображением человеческой фигуры и реальной среды (интерьера, пейзажа). Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Возрождения.

§ В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную простоту, ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

§ Литература Возрождения создала памятники непреходящей ценности, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Популярной поэтической формой становятся сонеты.

§ В музыке Возрождения, так же как и в архитектуре, возникают светские мотивы. Появляется танцевальная музыка.

§ Эпоха Возрождения – это эпоха целой череды выдающихся научных открытий в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: