Введение
Главное оружие журналиста- информация. Если журналист обладает достаточным количеством информации, то в его руках разом оказывается множество рычагов влияния и воздействия.
Сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Но все же основное значение журналистики, не только в поиске и обладание информацией, но еще и в умение грамотно и интересно довести ее до своего зрителя/читателя.
Информация должна быть социально-значимой, а также современной и актуальной. Именно такая информация воздействует на мышление, духовный мир человека и не оставляет его равнодушным. Таким образом возникает живая, тесная связь между журналистикой и людьми.
Термин «информация» произошел от латинского слова «information» - сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных.
Иными словами информация – это результат отражения многообразия действительности, знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Ее несут в себе все виды журналистики – литературные тексты и репортерские фотографии, радио записи и телевизионное изображение, а также веб-страницы сетевых СМИ.
Глава 1
Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками.
Источник журналистской информации - это субъект деятельности или объект события, с которым журналист вступает в тесное взаимодействие с целью получения нужной информации определенного направления и вида
Источники информации бывают:
1-документальными
2-персонифицированными.
1)Документальными источниками являются не только официальные документы органов власти, но и все материальные носители информации – фотографии, видеозаписи.
|
2)Персонифицированные источники – это люди, которые располагают информацией интересной журналисту. Они подразделяются на свидетелей события, которые видели происходящее своими глазами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других.
Во втором случае, чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обусловленные "эффектом испорченного телефона", когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя интерпретирует информацию на свой лад – упускает часть деталей и добавляет несуществующие подробности.
Классификация источников информации:
Все информационные источники можно классифицировать по типу информации, по режиму доступа, по виду носителя, а также по форме собственности и т.п.
Можно выделить следующую систему классификаций:
• Открытые источники: Средства Массовой Информации; Интернет (сайты, чаты, форумы); пресс-службы (пресс-конференции, брифинги, пресс-релизы); коллеги; открытые заседания органов исполнительной власти; сессии представительных органов власти заседания отраслевых комиссий представительных органов власти суды
• Частично открытые источники: Различные документы, не являющиеся общедоступными, но и не публикующиеся; Внутренние базы данных: госимущество, ЖКХ и другие
• Конфиденциальные источники: Служебные документы различной степени
зашифрованности; Специальные базы данных (ГУВД, РУБОП, ФСБ)
• Идейные источники информации: «Соратники»; «Ябеды»
|
• Корыстные источники информации: «Платники»
• Смешанный тип источников информации: источники, которые переходят из одной категории в другую
Любая поступающая извне информация характеризуется определенной степенью достоверности, в частности, зависящей от степени надежности источника и того, откуда он ее получил.
Достоверный источник информации - это такой источник, который предоставляет сведения отражающие действительность. Факты, полученные из такого источника, при необходимости можно подтвердить в суде.
В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Информация из достоверного источника может быть объективной и субъективной, но она должна быть максимально приближена к реально происходящим событиям.
Недостоверный источник информации - информатор, передающий искаженные сведения о действительности. Недостоверный источник может не умышленно передавать неверные сведения, а может предоставлять заведомо ложную информацию. Поэтому журналисту очень важно уметь определять, что ему лгут, а также верно выбирать необходимую информацию из материальных источников.
ответственность информация конфиденциальный журналист
Правовые и этические нормы работы с источниками информации:
• Искать, запрашивать, получать и распространять информацию
• Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы
• Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации
|
• Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну
• Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего закона
• Производить записи, в том числе с использованием средств аудиовидеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом
• Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях
Практическое задание.
РБК опубликовали опровержение и извинение, потому что была допущена публикация ложной информации и искажение реальных фактов.
Журналист решил не проверять причину блокировки указал в статье не верную причину блокировки поста, но на сайте достоверного источника эта информация вообще не упоминается, что означает – информация в статье ложная, журналист её исказил, тем самым создал не только не красивую ситуацию, но и нарушил журналистский кодекс.
Избежать такую неприятную ситуацию очень просто, нужно контролировать, проверять и перепроверять публикуемую информацию, тогда таких инцидентов не возникнет.
Глава 2
2.1. Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента.
Метод наблюдения – метод исследования, при котором получение информации происходит при помощи прямого наблюдения за действиями объекта исследования в некоторых аспектах его деятельности. Основные виды наблюдения – это непосредственные наблюдения и наблюдения с применением технических средств. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Наблюдение довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего.
Наблюдение разделяется на внешнее или включенное. В первом случае журналист не участвует в событии, во втором – участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, а когда он отправляется в экспедицию в качестве участника – включенное.
Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В первом случае журналист сообщает о своей профессиональной принадлежности, и окружающим известно, что этот человек – журналист. Во втором, журналист скрывает данный факт. Эту разновидность наблюдения называют "метод маски" или "метод смены профессии", когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в не ком ином качестве.
Метод интервью — один из самых часто употребляемый в журналистской практике метод получения информации при подготовке публикаций практически всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления. Одним из самых
распространенных методов является интервью (от 75-80 % материалов, используемого журналистом при написании текста, получено этим способом).
Метод анализа документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.
При анализе документов необходимо:
1) Различать описания событий и их интерпретацию.
2) Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной.
3) Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь.
4) Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников.
5) Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.
Метод эксперимента – способ сбора информации в управляемых условиях. Отличается от метода наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя частично изменяется ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые
Практическое задание
Все предоставленные материалы посвящены интревью.
Интервью-разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись или в прямом эфире.
Используется как метод исследования в целом ряде социальных и гуманитарных наук (психология, социология, коммуникация, PR, маркетинг и др.), а также в различных областях человеческой деятельности (например, в журналистике, в управлении персоналом (при приёме на работу) и т.д.). Интервью – это самый интересный и сложный, но пожалуй при это и самый интересный жанр журналистики.
Анализ предоставленных материалов.
1) https://bagnenko.name/blog/the-history-of-interview - В данном материале рассказывается история возникновения и развития жанра интервью. Показывается подробный план, которым стоит воспользоваться на этапе подготовки к интервью.
2) https://bagnenko.name/blog/make-the-interview - В данном материале, читателю предоставлен следующий шаг к созданию хорошего интервью, а именно благодаря данному материала, можно создать само интервью. Тут же автор рассматривает виды интервью и упоминает: информационное, оперативное, креативное, интервью-расследование и интервью-портрет.
1)Информационное интервью- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем?
2) Оперативное- блиц-опросы, опрос на улице, места событий. Здесь и сейчас!
3)Креативное интервью - журналист создает очерк, художественное эссе и т.п.
4)Интервью-расследование
5)Интервью-портрет- создание описания, детализация окружения героя, использование характерных особенностей речи и т.п.
3) https://bagnenko.name/blog/prepare-interview Данный материал предоставлен для того чтобы служить примеров, в нем указаны 14 самых лучших мировых интервью, на которые стоит опираться и ровняться всем новичкам данного жанра.
4) https://bagnenko.name/blog/journalist/analyze-an-interview-part-1-larry-king-interviews-m-tyson-and-e-holifild - Данная статья представляет собой разбор статьи, анализ и описание совершенных ошибок.
5) https://bagnenko.name/blog/journalist/shortcomings-and-mistakes-in-an-interview-sergey-makovetskii-visiting-dmitry-gordon-series-parse-interview-part-2 - Данная статья предоставляет собой разбор статьи, анализ и описание совершенных ошибок.
Ошибки интервью:
1. Непонимание собеседника.
2. Неумение увидеть сигналы собеседника.
3. Не занята позиция собеседника.
Глава 3
Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения.
Тема – это предмет изображения, а также вопрос, выделенный автором как самый главный для данного материала. Иногда тему журналистского произведения автору подсказывает окружающая обстановка, происходящие события или люди, о которых он хочет написать, их дела и поступки. Чаще журналист отыскивает героев в соответствии с избранной (или заказанной редакцией) темой.
Определившись с темой будущего материала, журналист приступает к формированию его замысла. В журналистском творчестве основная роль первоначального замысла заключается в том, чтобы стать неким «вне художественным заданием, общей идеей, определенной темой, образно оформляемой в процессе художественного творчества»
Этапы в творческом процессе Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.).
Классификация этапов:
• Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.
• Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.
• Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).
• Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Структура текста:
Заголовок – лид – логический мостик – основная часть – логический мостик – заключение.
Жанр – оптимальная форма решения творческой задачи, стоящей перед публицистом. Поэтому он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра.
Что касается языка произведения – яркость языка материала должна быть обратно пропорциональна яркости темы. Иными словами, чем более шокирующее событие описывает журналист, тем более простым и сухим должен быть язык.
Практическое задание