Проект был разработан и реализуется в Костромском государственном университете в рамках профориентационной работы с абитуриентами с 2014 года.
Актуальность проекта: современная ситуация развития системы высшего образования характеризуется высоким уровнем конкуренции и следовательно, обострением проблемы привлечения абитуриентов. В связи с этим актуализируется вопрос взаимодействия вуза, семьи и школы в рамках оказания помощи выпускникам школ в выборе профессии, а также учебного заведения. Действия данных социальных институтов должны быть согласованы, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить эффект педагогического воздействия.
Цель проекта: познакомить школьников с различными научными направлениями и помочь в выборе будущей образовательной траектории.
Проект направлен на формирование:
• общей культуры учащихся;
• моральных ценностей;
• умения разбираться в собственных склонностях, способностях; соотносить их с возможностями;
• профессионального самоопределения школьников;
• ознакомление с миром современных профессий.
Участники проекта: старшеклассники общеобразовательных школ города Костромы и костромской области, студенты колледжей и техникумов, а также родители и педагоги.
Сроки реализации: сентябрь-апрель каждого учебного года.
Теоретическое обоснование проекта:
Профориентация -это система мер, направленных на оказание помощи подрастающему поколению в выборе профессий с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении. Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
|
Успешный профессиональный выбор -это гармоничное сочетание возможностей, способностей и интересов индивида с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Образовательный маршрут: персональный путь реализации личностного и профессионального потенциала индивида в образовании и обучении. Выбор образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:
˗ уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;
˗ здоровьем и психическим состоянием учащегося;
˗ потребностями учащегося;
˗ социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).
Профессиональное самоопределение: процесс формирования личностью своего отношения к профессии и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Этапы проекта:
I этап (сентябрь)
Разработка программы для каждого мероприятия в рамках проекта. Согласование сроков и времени проведения. Формирование методических и рекламных материалов.
II этап(октябрь)
Информирование целевой аудитории о начале мероприятий проекта (на Дне открытых дверей, объявление в школах, техникумах, размещение анонсов на сайте университета).
III этап (ноябрь-апрель)
Непосредственно проведение запланированных мероприятий.
|
IV этап(май)
Подведение итогов реализации проекта.
Основные формы работы, используемые на «Университетских субботах»:
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации преподавателей;
- творческие конкурсы;
-квесты.
Примеры:
1. «Университетская суббота» в Институте педагогики и психологии «Универсальное образование для современной жизни!» 2016 год
В институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова 1 и 8 ноября состоялись первые «Университетские субботы», в рамках которых будущие абитуриенты познакомились с различными профилями подготовки, приняли участие в интеллектуальной игре «Российские университеты», а так же посетили интерактивные площадки от ведущих преподавателей института. Старшеклассники получили возможность на один день почувствовать себя в роли студента ИПП.
На мастер-классе «Психология – наука будущего», школьники познакомились и опробовали диагностическую методику-упражнение «Прогулка в лесу».
Преподаватели и студенты кафедры социальной работы помогли школьникам разобраться в сути профессии специалиста по социальной работе.
Мастер-класс от направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» позволил школьникам познакомиться с основными видами деятельности социального педагога-психолога.
На интерактивной площадке по профилю подготовки «Дошкольное образование» школьникам были предложены математические головоломки для детей дошкольного возраста.
|
На кафедре педагогического образования по профилю «Начальное образование» школьники познакомились с особенностями поступления и обучения по данному профилю, а так же узнали о возможностях трудоустройства и перспективах дальнейшего образования.
Большой интерес у будущих абитуриентов вызывал мастер-класс по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», где школьники смогли испытать на себе приемы песочной и арт терапии.
По завершению «Университетских суббот» в институте педагогики и психологии от наших гостей были получены следующие отзывы:
«Красивое здание, мудрые преподаватели, мне все понравилось, я хочу здесь учиться».
«Все очень понравилось, хочу сходить на все университетские субботы».
«Придя на университетские субботы, я еще больше убедилась в том, что хочу стать психологом».
2.Университетская суббота в Институте дизайна и технологии
Интерактивная площадка «Спасибо, я живой!» 2018
В рамках мероприятия школьники протестировали продукты питания на предмет содержания в них вредных для организма веществ. А также узнали о способах первой медицинской помощи пр различных повреждениях, подученных при чрезвычайных ситуациях.
3. «Университетская суббота» в Институте гуманитарных наук и социальных технологий
«Лишь слову жизнь дана» А.Бунин 2014 год
На творческой встрече присутствовали и выступили о роли русского языка профессор Лебедев Ю.В., доцент к.ф.н. Цветкова И.В., профессор Ганцовская Н.С., председатель Ассамблеи национальностей Костромской области Бабаев К. Они говорили об особенностях устной и письменной речи, о богатых диалектах нашей области, о красоте языка, призывали больше читать и любить свой родной язык.
Интересным было выступление чешских студентов о любви к русскому языку.
Фольклорный ансамбль «Гралица» исполнили песни Костромского края. Студенты продекламировали стихи Бунина и Есенина и разыграли сценки из деревенской жизни, используя диалекты Костромского края.
Руководитель театра «Петрушка» Павлов А.Н. рассказал о театре и продемонстрировал богатую коллекцию кукол.
В конце встречи была проведена интересная викторина, где школьники могли проявить свои знания в русском языке. Победители получили ценные призы.
4.Университетская суббота в Институте физико-математических и естественных наук
«Признак хорошего образования- говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами» 2015
Профессор Белкин П.Н. выступил с речью о преимуществах обучения в нашем вузе.
Заведующий кафедрой общей и теоретической физики - к.т.н. доцент Шадрин Сергей Юрьевич подробно рассказал о направлениях подготовки и условиях поступления, а так же нарисовал перспективу дальнейшей карьеры для выпускников института
Затем школьники разделились на группы и приняли участие в физико-математической соревновательной викторине «Завалинка».
А далее школьников ждали оптические иллюзии, продемонстрированные в лаборатории Галанцевой М.Л.
5. «Университетская суббота» в Институте управления экономики и финансов
«Менеджмент-это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов» 2017
В институте экономики были организованы сразу две встречи с абитуриентами. Первая была посвящена направлению «Менеджмент», а другая направлению «Экономики». Обе субботы были подготовлены силами студентов и преподавателей.
Сначала ребятам студенты представили небольшую агитбригаду, в которой рассказали о том как они живут и учатся в ИУЭФ. С приветственным словом и разъяснением о том, как поступить в институт выступила директор ИУЭФ Беркович М.И.
А потом ребятам было предложено поучаствовать в веселой викторине по маркетингу и выявить в себе качества лидера(в первую субботу), а в следующую субботу в деловой игре «Занимательная экономика»
6.Университетская суббота в юридическом институте им.Ю.П. Новицкого
«Тайны следствия….» 2019
Пришедшие абитуриенты сразу окунулись в увлекательный мир приключения. Они стали участниками командного квеста по криминалистике. Школьники оказались в самом центре игры, ход развития которой зависел от их решений и поступков.
Оценка результативности проекта:
1.Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы осуществлялся в виде анкетирования и последующего анализа
В рамках проекта у школьников формируются следующие компетенции:
Психологическая готовность к выбору учебного заведения – развита любознательность – как основа развития познавательных способностей; осознана ценность выбора учебного заведения и профессии, сформирована информированность о КГУ, реализован социальный и предпрофессиональный опыт.
Личностная готовность к выбору учебного заведения – произвольность поведения, сформированность общения, нравственное поведение; эстетические представления, соответствие нравственных знаний и личностного поведения; личностное развитие; умение поставить самостоятельно задачу самовоспитания, способность проявить инициативу в социальной ситуации, в новых социальных условиях проявить активность, готовность к принятию другого человека; самооценка и мотивация учения.
Интеллектуальная готовность – сформировано образное мышление, воображение, творчество, основа словесно-логического мышления, владение средствами познавательной деятельности (классификация, обобщение, моделирование, схематизация), владение родным языком, формами речи (диалог, монолог).