УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЛОСОФИЯ»
1.1. Основная литература:
1. Ильин, Виктор Васильевич. Философия [Текст]: экзаменационные ответы для студентов вузов / В. В. Ильин, А. С. Кармин, В. П. Огородников. - СПб.: Питер, 2009. - 255 с.
2. Философия [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко [и др.]; ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.
3. Хомелев Г.В. История философии в кратком изложении: учебное пособие/ Г.В. Хомелев.: Изд-во СПбГЭУ,2013.-207с. [жёстк.диск.]
1.2 Дополнительная литература:
1. Георгиевский А.Б., Мозелов А.П.,Овчинникова Н.П.Человек и город.- СПб, 2007.-197 с.
2. Мозелов А.П., Верещагин В.Ю. Эволюция, естественный отбор, адаптация человека(философско-методологические проблемы): Монография.-СПб.: БГТУ «Военмех»; Ростов н/Д: ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России», 2011.-148с.
3. Платон. Диалоги (текст) пер. С.Я. Шейнман-Топштейн; авт. предисл. А.Ф. Лосев; авт. Примеч. А.А. Тахо-Годи, 2007.- 495с.
4. Философско-методологические проблемы научно- технического творчества: учебное пособие/ А.П. Мозелов (и др.); под. Ред. А.П. Мозелова; балт. гос. техн. ун-т.-СПб., 2008-160с.
5. Этнология и этногенез русского народа [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для вузов. Кн. 1 / БГТУ "ВОЕНМЕХ"; ред., сост., авт. ст. А. П. Мозелов, А. А. Вересова. - СПб.: [б. и.], 2009. - 187 с.
1.3. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
1. Национальная философская энциклопедия - http: //terme.ru/
2. Портал (Социально-гуманитарное и политологическое образование) - http: // www. humanities.edu.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» - https://www.edu.ru/
4. Электронная гуманитарная библиотека - https://www.humfak.ru/
5.Электронно-библиотечная система издательства «ЛАНЬ» https://e.lanbook.com
6.Электронно-библиотечная система IPRbookshop.ru
Текущая аттестация студентов производится в следующих формах:
- написание реферата
Итоговый контроль по дисциплине проходит в форме:
- экзамена при условии положительно оцененного реферата
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМАТИКИ ЗАДАНИЙ
( Темы рефератов)
1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
6. Античная атомистическая философия.
7. Философское учение Аристотеля.
8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
9. Ф.Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
11. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона.
12. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе.
13. Т.Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека.
14. Основные идеи философии Просвещения ХУШ века.
15. Этическое учение Э.Канта.
16. Объективный идеализм Г.Гегеля.
17. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
18. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса.
19. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли.
20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
21. Практически-нравственная ориентация русской философии.
22. Философия русского космизма.
23. Основные черты философии экзистенциализма.
24. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века.
25. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
26. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
27. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
28. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
29. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития.
30. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека.
31. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
32. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
33. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
34. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум.
35. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
36. Научное познание, его специфические признаки. Этические основания научной деятельности.
37. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
38. Соотношение действительности и мышления.
39. Исторические типы рациональности. Логика и язык.
40. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
41. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
42. Понятие общества. Специфика социального познания.
43. Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти.
44. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
45. Целеполагание в человеческой деятельности.
46. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания конкретной эпохи.
47. Роль насилия и ненасилия в истории, в человеческом поведении.
48. Материально-производственная сфера общества, ее структура.
49. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
50. Общество и глобальные проблемы ХХ века
51. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
52. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия.
53. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
54. Философия и политика. Мир политического в философии постмодерна.