Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства.




Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие[6]:

1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ста­тьи 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности со­временного Российского государства должно быть связано с более на­дежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреп­лением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

2. Экономическая функция государства заключается в выработке и го­сударственной координации основных направлений экономики в устой­чивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о ме­тодах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т. д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и испол­нению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различ­ных форм собственности, стимулированию производства, предпри­нимательской деятельности и т. д.

3. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсаль­ным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т. п. Думается, далеко не случайно создана целая система государствен­ных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инс­пекции и т. п.), принимается специальное законодательство (Налого­вый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4. Функция социальной защиты есть направление деятельности госу­дарства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комп­лексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Прежде всего, речь идет об обеспечении нор­мальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различ­ных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвали­дах, пенсионерах, студентах и других. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т. п.

5. Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обо­стрением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормаль­ной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т. д.

6. Культурная функция призвана поднять культурный и образователь­ный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответ­ствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития куль­туры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции государства — это основные направления деятель­ности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Эти функции тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, ко­торый все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие[7]:

1. Функция обороны страны, которая имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверените­та и территориальной целостности государства, пресечения угрожаю­щих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стра­тегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т. п. Особенно ярко о необходи­мости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем по­рядке без санкции Совета Безопасности ОНН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

2. Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии Рос­сии и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосудар­ственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Фе­дерации в миротворческие операции.

3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направленная на установление и развитие экономических, политических, правовых, инфор­мационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная фун­кция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

4. Антитеррористическая функция выражается в совместных и согла­сованных действиях государств по борьбе с международным злом — тер­роризмом, который в современных условиях уже превратился в глобаль­ную проблему человечества. В принципе ни одно из государств с этой проблемой в одиночку не справится. Отсюда требуется коллективное Участие международных сил для эффективного противодействия терро­ризму.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российского, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обще­обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.


Заключение

Функции государственного управления обусловлены социальной сущ­ностью государства. Если государство выражает интересы одного класса в ущерб интересам других классов, оно ставит перед собой узкоклассовые за­дачи и основные функции государства будут сводиться в первую оче­редь к обеспечению классового господства, охране собственности гос­подствующих классов. Все остальные задачи отходят на второй и тре­тий план. Точно так же обстоит дело в случае господства какого-то клана, какой-то группы людей. Клановые или групповые интересы будут предопределять всю деятельность государства. Другое можно ожидать, если государство выражает интересы подавляющей части на­рода. Тогда на первый план выходят заботы об общем благе общества и государства. Тогда первостепенное значение приобретают права и свободы человека и гражданина. Общие дела решаются в общих инте­ресах, а не в интересах властвующих.

Вместе с тем любое государство решает внутренние задачи своего общества и задачи внешние. Те и другие могут относиться к экономи­ческой сфере, к области политики, культуры, охраны прав и свобод, поддержанию правопорядка, обеспечению мира или ведению войны. Задачи государства обусловливают его функции.

О функциях государства чаще принято говорить как об основ­ных направлениях его деятельности, обусловленных задачами госу­дарства и целями правового регулирования.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секто­ры и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспе­чивать общие функциональные задачи органа.

Исходя из задач государства, можно выделить следующие функции государства на современном этапе:

Внутренние: I) установление и охрана правового порядка, общест­венной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граж­дан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.


Список используемых источников и литературы:

1. Глазунова Н.И. Государственное управление как система.- М.: Экзамен, 2001.

2. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.

3. Граждан В.Д. Теория управления.- М.: Гардарики,2006.

4. Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько.- М.: Юристъ,2006.

5. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.- Ростов н/Д: Феникс,2000.

6. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении.- М.: АРТ,2003.

7. Пикулькин А.В. Система государственного управления.- М.: Экзамен,2000.

8. Правоведение / Под ред. О.Е. Кутафина.- М.: Юристъ,2006.

9. Правоведение / Под ред. А.В. Малько.- М.: КНОРУС,2005.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.: Аспект Пресс,2006.

11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс,2005.

12. Чиркин В.Е. Государственное управление.- М.: Знание,2001.

13. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.- М.: Юристъ,2006.

 


[1] Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.- М.: Юристъ,2006.-С.45.

[2] Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько.- М.: Юристъ,2006.-С.67.

[3] Правоведение / Под ред. А.В. Малько.- М.: КНОРУС,2005.-С.28.

[4] Там же.

[5] Правоведение / Под ред. А.В. Малько.- М.: КНОРУС,2005.-С.35.

[6] Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько.- М.: Юристъ,2006.-С.78.

[7] Правоведение / Под ред. А.В. Малько.- М.: КНОРУС,2005.-С.27.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: