История зарождения философии




ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Выполнил: студент 3 курса ОЗО

протодиакон Александр Вассильев

 

_______________________

(подпись)

 

 

Жировичи, 2018

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

История зарождения философии. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

БИБЛИОГРАФИЯ.. 11

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Определение любой сферы деятельности или науки зачастую заложено в самом её названии. Когда мы говорим о Богословии, то понимаем науку о Боге. Под Патрологией − понимаем учение об отцах Церкви. Социология – наука о обществе и т. д. Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости», т. к. состоит из двух слов «φιλέω» — любить и «σοφία» — мудрость. Философия занимается поиском ответов на такие животрепещущие вопросы как, вопросы о бытии, о человеке, о месте человека в мире, «существует ли Бог?», «что есть истина?» и т. д. По сути, философом может быть каждый человек, который ищет ответы на данные вопросы.

Философия и Богословие − сходны. Если философия занимается о вопросе «бытия» как токовом, то богословие, занимаясь данным фундаментальным вопросом, говорит, что источником бытия является сам Бог. По мнению доцента Московской Сретенской духовной семинарии, В. П. Лега, философия «должна помочь будущему священнику и богослову, миссионеру и церковному историку понять суть христианской веры, уметь связать религиозные знания с другими видами знаний, суметь доказать истинность христианства»[1].

В данной работе мы рассмотрим истоки зарождения философии и попытаемся определить исторический её путь формирования.


 

История зарождения философии

Первоначальным знанием человека было знание о Боге. Это знание выражалось в том, что наши праотцы, имели непосредственную возможность общаться с Творцом. После того как первые люди, Адам и Ева, нарушили волю Бога, человеку в его падшем состоянии пришлось покинуть рай. Прародители стали жить в совсем новых для них условиях. В дальнейшем, из поколения в поколение человек начинает терять связь с Богом, но чувствуя в себе эту связь, он пытается её определить. Многие народы, кроме рода Авраамова, в поисках Бога пошли в неправильном направлении: начали поклоняться идолам и создавать ложных богов.

Из этого можно сделать вывод, что мнение согласно которого религия возникает из мифологии (греч. слово «μυθολογία » происходит от сочетания двух слов, «μῦθος» − предание, сказание и «λόγος» − слово, понятие, учение – т. е. это способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев)[2], является ошибочным. Так как вначале было знание о Боге, а после грехопадения, когда связь человека и Бога нарушилась, люди в своих безуспешных поисках Бога начали обожествлять природу. Так появились такие виды первобытного религиозного сознания как: «тотемизм » − форма религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов связанных с верой всверхъестественное родство людей с различными предметами и явлениями[3]; «фетишизм » (фр. «fétichisme»), т. е. поклонение некоторым неодушевлённым материальным предметам, в том числе явлениям природ[4]; «анимизм» (от лат. «anima», «animus» — «душа», «дух» соответственно)[5] — вера в духов и в одухотворенность природы; «магия » (лат. «magia» – колдовство, волшебство)[6], т. е. когда человек верит в то, что при помощи заклинаний или различных слов можно воздействовать на явления природы. Всё это говорит нам о том, что мифология является одним из следствий грехопадения первых людей, т. к. все процессы в своей душе, люди переносят на природный мир, обожествляя его. Т. е. они, видя явления природы, понимают, что у них есть некая причина и видят её в придуманном боге. Впоследствии из этого начинает возникать философия.

Философия Древней Греции берет свои корни из эллинской культуры. Характерной чертой их культуры является культ умерших. Те народы, которые стали древними греками, не сомневались, что душа существует отдельно. Конечно же, понятие о душе «ψυχή» в тот исторический период было совсем другим не то нежели в наше время. Греческое слово «ψυχή», иногда возводят к слову ψῦχος, — прохлада, т. е. та прохлада, которая производится посредством нашего дыхания. Древние греки в честь умерших душ устраивали различные праздники, с целью умилостивить их. Впоследствии возникла греческая драма. Ведь если человек умер насильственной смертью, то его душа начинала мстить людям, такие души назывались эринниями (с др.-греч. «Ἐρινύες», т. е. «гневные» − богини мести)[7], которые охраняли ворота в Аид, поскольку они никем не могли быть подкуплены. В римской мифологии они, т. е. эриннии, называются – фуриями (с лат. «furia» − каждая из трех богинь мщения в античной мифологии)[8].

Греческая религия не была единым цельным явлением, в ней существовало множество религий. Среди большого многообразия этих религий можно выделить основные — религия Зевса, Деметры и Диониса. Дальше из этих религий возникают различные направления в греческой философии.

Основные положения религии Зевса-Апполона, мы узнаём из книг Гомера и Гесиода. Несмотря на то, что у Гомера мы не встречаем систематизированной мифологии, всё же Геродот называет Гомера создателем греческой религии. Мифы и некоторые, предфилософские элементы встроены в повествование его «Одиссеи» и «Илиады», позволяют определить, каково же было мировоззрение Гомера. Самым важное, что сделал Гомер для философии, он поставил вопрос о первоначале. Вопрос звучит так: что же было прародителем всего? И отвечает: «Океан всему прародитель»[9]. Под океаном понимается река, которая со всех сторон омывает Землю. Также Гомер предлагает и некоторое «учение о мире» (космологию). Он говорит о том, что существуют три части Вселенной: небо, земля и преисподняя. Преисподняя состоит из Аида и Тартара. По Гомеру, земля отстоит от неба на таком же расстоянии, как Тартар отстоит от земли. Завершает всё эфир (на др.-греч. «αἰθήρ», означает верхний слой воздуха, т. е. местопребывание богов).

Также Гомер предлагает своеобразное учение о человеке (антропология). В человеке Гомер различает две части: душу и тело. Важно отметить, что душа понимается трояко: душа как бесплотный образ тела, как бы его копия, только нематериальная, хотя и телесная; душа как волевое начало в человеке; и душа как ум. Все три вида души существуют только у богов и человека, животные обладают первым и вторым видами души. Однако наиболее истинное бытие человека — это его существование на земле. Загробная жизнь хуже земной.

Ещё один вклад Гомера в философию состоит в том, что боги у него подчиняются судьбе (др. греч. «Μοῖραι», означает «доля, учесть»), т. е. это безличная необходимость, неподвластная даже богам.

Младшим современником Гомера является Гесиод. В его произведениях «Труды и дни» и «Теогония», более четко разработаны, как философская, так и космологическая концепции. Эти труды посвящены истории развития человечества, описанию прошедшего золотого века и того упадка, которого достигли люди во времена Гесиода. В «Теогонии» же Гесиод показывает развернутую картину возникновения богов. И так же как Гомер, он ставит вопрос о начале, но не только о субстанциальном начале, но и о начале хронологическом. Гесиод задаётся вопросом: что было в самом начале, что лежит в основе мира и явилось его порождающей причиной? И он приходит к выводу, что порождающей причиной оказывается хаос, который следует понимать не как некий беспорядок, а как бездну, т. е. некоторую пропасть между землей и небом. Впоследствии из хаоса рождаются боги — Гея (земля), Тартар, Эрос, Нюкта (ночь) и Эреб (мрак). Гея порождает из себя Урана, т. е. небо, нимф и Понт (море) и т. д.

В общем, Гесиод рассказал о том, что произошло до тех событий, которые описываются у Гомера. Гесиод гораздо больше, чем Гомер, систематизирует историю возникновения мира, прослеживая ее в виде происхождения богов.

Гомер описывает нам целую историю рождения богов-олимпийцев. В котором Зевс при помощи грома и молнии, полученными от гекатонхейров, ниспровергает титанов и становится верховным богом греческого пантеона.

В дальнейшем у Зевса также рождаются дети. Один из его сыновей — Аполлон, становится другим верховным богом греческого пантеона. Религия Зевса и Аполлона стала практически официальной религией Древней Греции. Известен храм Аполлона в Дельфах, где прорицательницы-пифии вещали, сидя на треножнике, волю богов, и в первую очередь Аполлона[10].

Другой ранней греческой религией, является религия Деметры. Она имеющая несколько иное происхождение, но впоследствии слившаяся с религией Зевса и Аполлона, берёт своё начало из мифа, в котором у Деметры Аид (брат Зевса), похищает ее дочь Кору. После чего Деметра обращается к другим богам, которые, не желая портить отношения с Аидом, решают, что Кора должна попеременно жить то на земле, то в Аиде. Из этого получается, что у людей появляется посредник между загробным миром и земной жизнью. Вследствие этого люди узнают о том, что их ожидает после смерти. Так возникают таинства Деметры и Коры. Эта религия была тайной и в её мистерии (от греч. «μυστήριον», означает «таинство, тайное священнодействие»[11]) посвящались не все. Посвященные в религию Деметры достигали посмертного существования. Некоторые элементы этой религии можно найти в трагедиях древнегреческого драматурга, Эсхила.

Можно выделить еще одну популярную религию среди древних греков, это религия Диониса. Она пришла с севера, из Фракии и тесно связана с религией Деметры. В своей основе она имеет поклонение богу Дионису, сыну Зевса и Семелы, который впоследствии стал богом вина. Поклонение Дионису проходило в форме употребления вина, неистовых плясок, т. е. того, что стало называться врумалии или вакханалиями[12]. Другое имя Диониса — Вакх. Служительницами бога Вакха были вакханки. Во время вакханалий люди, участвовавшие в них, оказывались в состоянии экстаза[13] и обнаруживали, что кроме тела у человека существует и душа, может существовать независимо от тела. Из-за того, что состояние экстаза сопровождается различного рода приятными ощущениями и оставляет после себя ощущение истинности, то сторонники этой религии, пришли к выводу, что состояние это является более истинным, чем состояние в теле. Появляется концепция, согласно которой существование в земном теле объявляется неистинным и тело есть могила души[14].

Религия Диониса, получила своё развитие благодаря легендарному греческому герою, Орфею. Согласно древнегреческому мифу, Орфей потерял свою супругу Эвридику, которая умерла от укуса змеи. Взяв с собой свою лиру, Орфей отправился в подземное царство к Аиду. Своей игрой на лире он усыпил стоглавого пса Цербера и уговорил владычицу подземного царства Персефону отпустить Эвридику. Персефона согласилась с одним условием, чтобы Орфей шел впереди Эвридики и не оборачивался на неё пока не выйдет из подземного царства. Орфей уже почти вышел, но не выдержал и обернулся, так что Эвридика осталась в царстве Аида, а Орфей вышел один. Орфей так и остался верным своей Эвридике. Во время одной из вакханалий был растерзан вакханками.

Целью жизни последователи религии Орфея считали освобождение души от тела, при этом считая, что душа после смерти вновь воплощается в тело — человека или животного, — согласно той жизни, которую человек вел до своей смерти. Посвящение в таинства Диониса служило цели избавления человека от бесконечного возвращения в тело, достижения вечной блаженной жизни в царстве мертвых[15].

Отличие религий Зевса и Диониса, в том, что у Гомера земная жизнь лучше и ценнее жизни загробной, у Орфея же наоборот, тело есть могила души и загробная жизнь является истинной и лучшей долей для человека.

В дальнейшем из этих двух религий, Аполлона и Диониса, возникают две начальные школы древнегреческой философии − италийская, родоначальник Пифагор, и милетская, первым представителем которой является Фалес.

 

 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видим, что после грехопадения первых людей, когда человек потерял непосредственное общение с Творцом, естественной реакцией является поиск Бога. Первые потомки, Адама и Евы, еще не так погрязнувшие в грехах имели общение с Творцом. Свидетельством этого является Священное Писание «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Но с течением времени, люди утратили полное знание об истинном Боге и следствием этого является поиск этого знания. Человек начинает ставить такие вопросы как, «Что такое бытие?», «Каково место человека в этом мире?», «Существует ли кто-то вне этого мира?», «Что есть истина?» и т. д. Постепенно пытаясь дать ответы на данные вопросы, человек начинает наблюдать за процессами, происходящими в этом мире. Таким образом, он старается рационально теоретизировать в связке с эмпирическими наблюдениями свои знания о мире. Всё это постепенно приводит к тому, что некоторые мыслители посвящают всю свою жизнь для того чтобы постигнуть эти высшие знания.

Философия, зародившись в Древней Греции, показывает то, что не существует одной, единственной философии, которую можно было бы считать абсолютно истинной. Философия всегда представлена совокупностью различных систем философии. Которые в последствии дают толчки к развитию не только мировоззрения человека, но и к развитию научных систем, как физика, логика, математика и т. д.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское Библейское Общество, 2014. – 1295 с.

2. Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – 131 с.

3. Мифология [Электронный ресурс]. // Сайт «Энциклопедия & словари». – Режим доступа: https://enc-dic.com/philosophy/Mifologija-1391.html. – Дата доступа: 10.01.2018.

4. Тотемизм [Электронный ресурс]. // Сайт «Академик». – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1236/ ТОТЕМИЗМ. – Дата доступа: 10.01.2018.

5. Религиозный фетишизм [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Религиозный_фетишизм. – Дата доступа: 10.01.2018.

6. Анимизм [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Анимизм. – Дата доступа: 10.01.2018.

7. Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни [Электронный ресурс]. // Православный портал «ПРАВОСЛАВИЕ.RU». – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/44908.html. – Дата доступа: 10.01.2018.

8. Эринии [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эринии#cite_note-1. – Дата доступа: 10.01.2018.

9. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Фурия / Д. Н. Ушаков [Электронный ресурс]. // Сайт «Сlasses.ru». – Режим доступа: https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-81482.htm. – Дата доступа: 10.01.2018.

10. Мистерии [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мистерии. – Дата доступа: 10.01.2018.


[1] Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – С. 4.

[2] Мифология [Электронный ресурс]. // Сайт «Энциклопедия & словари». – Режим доступа: https://enc-dic.com/philosophy/Mifologija-1391.html. – Дата доступа: 10.01.2018.

[3] Тотемизм [Электронный ресурс]. // Сайт «Академик». – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_new_philosophy/1236/ТОТЕМИЗМ. – Дата доступа: 10.01.2018.

[4] Религиозный фетишизм [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Религиозный_фетишизм. – Дата доступа: 10.01.2018.

[5] Анимизм [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анимизм. – Дата доступа: 10.01.2018.

[6] Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни [Электронный ресурс]. // Православный портал «ПРАВОСЛАВИЕ.RU». – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/44908.html. – Дата доступа: 10.01.2018.

[7] Эринии [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эринии# cite_note-1. – Дата доступа: 10.01.2018.

[8] Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Фурия / Д. Н. Ушаков [Электронный ресурс]. // Сайт «Сlasses.ru». – Режим доступа: https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-81482.htm. – Дата доступа: 10.01.2018.

[9] Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – С. 13.

[10] Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – С. 14.

[11] Мистерии [Электронный ресурс]. // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мистерии. – Дата доступа: 10.01.2018.

[12] Вакханалия — оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), соединенные с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами.

[13] Экстаз – (с др.-греч. «ἔκ-στᾰσις» — нахождение вовне, пребывание вне себя), т. е. как бы выхождение из своего собственного тела.

[14] Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – С. 14.

[15] Лега, В. П. История западной философии / В. П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2011. – С. 15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: