Дети разбиваются на пары, и им предлагается взять друг у друга интервью, используя вопросы анкеты. Вопросы касаются взаимоотношений ребенка с совратителем и подробностей пережитого злоупотребления. Дети должны постараться заполнить анкету как можно более подробно, однако если какой-нибудь вопрос смутит их, разрешается сказать о своем смущении и не отвечать на вопрос.
АНКЕТА
«Рассказываем друг другу о том, что произошло»
Прочитай эту инструкцию своему партнеру: «Никто не заставляет тебя отвечать на все вопросы. Если какой-нибудь из вопросов тебя смущает, ты можешь его пропустить»
1. Сколько лет тебе было, когда это случилось в первый раз?
2. Кто это сделал?
3. Как_____________относился (относилась) к тебе до того, как это произошло?
4. Изменилось ли отношение______________ к тебе после того, как это произошло?
5. Расскажи о том, как это случилось в первый раз. Что__________________говорил(а) тебе? Как прикасался (прикасалась)?
Дотрагивался (лась) ли ты до_____________сам(а)?
6. После того, как это произошло в первый раз, прикосновения изменились? Если изменились, то как?
7. Где это происходило?
8. Когда это происходило7
9. Как часто____________________делал(а) это (только
один раз, ежедневно, раз в месяц, раз в неделю)? Сколько это продолжалось (это произошло только один раз, несколько месяцев, дольше)?
10. Где находились остальные члены семьи, когда это происходило?
11. Кто-нибудь видел, как это происходило, или знал об этом?
12. Делал(а) ли________________это с кем-нибудь другим?
13. Если да, то случалось ли тебе быть свидетелем этого?
14. Что ты чувствовал(а), отвечая на все эти вопросы?
Упражнение 2 «Что я чувствую, когда вспоминаю об этом»
Выполняя это упражнение, дети начинают задумываться над чувствами, связанными с пережитым насилием. Чтобы заполнить рабочий листок, им необходимо разобраться в своих переживаниях. Затем терапевт помогает детям осознать и проанализировать названные чувства.
|
РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Что я чувствую, когда вспоминаю об этом»
Я хотел(а) бы спрятаться от всех, чтобы мне не пришлось говорить об этом. | Никогда | Почти никогда | Иногда | Почти всегда | Всегда |
Мне хочется плакать | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Я виню себя в том, что не смог (не смогла) этого предотвратить | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, что на самом деле меня любил | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Я считаю себя хорошим человеком | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, что у меня была возможность предотвратить то, что произошло | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, что имел право так прикасаться ко мне | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, я понимаю, почему это произошло | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти все! да | Всегда |
Упражнение 3 «Что обо мне подумают»
В этом упражнении участники группы работают со своими переживаниями, вызванными опасениями, что сверстники будут над ними смеяться или что их отвергнут после того, как узнают о подробностях насилия, совершенного по отношению к ним.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Что обо мне подумают»
1. Когда другие люди узнают о том, что случилось, они могут подумать, что _______________________________
|
2. Я боюсь, что я – единственный, кто (кого)_________
3. Если я расскажу об этом другим детям, они _____________________________________________
4. Люди могут подумать, что я ненормальный, если я скажу им, что _____________________________________
5. Труднее всего мне рассказать о_____________________
6. Меня предупредили, что другие дети могут сказать, что ___________ ___________________________________
7. Я боюсь, что, если я расскажу обо всем, что случилось, то у____________________ будут неприятности
8. Мне было бы легче говорить об этом, если бы___________________________________
Упражнение 4 «Письмо обидчику»
Каждому ребенку предлагается написать письмо своему насильнику, рассказать о своих переживаниях по поводу происшедшего и чувствах, которые он испытывает к виновнику случившегося. Если насильников было несколько, ребенок может написать письмо каждому из них или выбрать только одного. Детям разрешается использовать любые слова и выражения, в частности ругательства. Им также рекомендуется включить в письмо свои добрые чувства или воспоминания.
Свои письма дети зачитывают вслух. Терапевт оказывает им поддержку, высоко оценивая их усилия, а также вновь подчеркивает, что дети могут испытывать самые разные чувства, и это вполне нормально.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК «Письмо обидчику»
Адресовано_____________________Дата________________
Я очень давно хотел(а) сказать тебе это. Я думал(а),
что ____________________и что ты________________
Потом все изменилось. Когда ты сделал(а) это со мной, я
подумал(а), что__________________и я не понимал(а),
почему_____________________________
Теперь, когда я вспоминаю об этом,
я____________________и я чувствую______________________
Ты_____________________и__________________________
Иногда, думая о тебе, я______________________________
Я хочу сказать, что___________________________________
Если мы когда-нибудь встретимся,
я________________________и___________________________